Дело № 2-352/2021
УИД: 92RS0003-01-2020-004685-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Байметова А.А. при секретаре – Гонтарь С.В. с участием представителя ответчика – Пузиковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шавалиева Минэсхата Ахтемовича к Управлению охраны объектов культурного наследия города Севастополя, Правительству Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора — Департамент финансов города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Шафранюк Людмила Леонидовна, о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Шавалиев М.А. обратился в суд с настоящим иском, указав, в обоснование заявленных требований, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, о чем в Едином государственной реестре недвижимости а недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ года сделана запись регистрации № №.
В апреле 2020 года истца известили, что указанный земельный участок находится в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Памятник воинам 365-й зенитной батареи, расположенного по адресу: г. Севастополь, Высота 60,0. Однако, на момент приобретения земельного участка, как и на момент его передачи в собственность предыдущим собственникам отсутствовала информация об объектах, включенных в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
С учетом уточненных требований, истец просит взыскать с ответчиков солидарно за счет казны города убытки в размере 2008000 руб., причиненные ограничением прав на земельный участок, расходы на проведение судебной экспертизы в размере 12000 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 18800 руб.
В судебном заседании представитель ответчика Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Остальные участники в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
От представителя Департамента финансов города Севастополя поступили письменные возражения на иск, в которых он просил в иске отказать.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно пункта 5 Решения XVIII сессии Севастопольского городского Совета V созыва от ДД.ММ.ГГГГ года № № Садыковой Розе Гайнуловне был предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок). ДД.ММ.ГГГГ г. на ее имя был выдан Государственный акт на право собственности на земельный участок серия № г. Акт зарегистрирован в Книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли за № №. Ограничения (обременения) касаемо использования земельного участка или его части отсутствуют.
Согласно с кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г. за № № ограничения на земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ года между Садыковой Розой Гайнуловной и Шафранюк Людмилой Леонидовной заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, удостоверенный нотариусом города Севастополя Андриевской Е. А. и зарегистрированный в реестре под № №.
Регистрация перехода права собственности осуществлена за Шафранюк Людмилой Леонидовной, о чем ДД.ММ.ГГГГ г. в ЕГРН сделана запись регистрации № №. Ограничения (обременения) на земельный участок не зарегистрированы.
3 июня 2016 года между Шафранюк Людмилой Леонидовной и Шавалиевым Минэсхатом Ахтемовичем заключен договор купли-продажи земельного участка, удостоверенный нотариусом города Севастополя Деминой Д. И. и зарегистрированный в реестре под № №. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года за № №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок зарегистрирован, ограничение (обременение) права не зарегистрировано, договоры участия в долевом строительстве не зарегистрированы, правопритязания отсутствуют, заявленные в судебном порядке права требования отсутствуют, отметка о возражении в отношении зарегистрированного права отсутствует. ( пункт 1.5. Договора купли-продажи).
Регистрация перехода права собственности осуществлена за Шавалиевым Минэсхатом Ахтемовичем, о чем ДД.ММ.ГГГГ г в ЕГРН сделана запись регистрации № № Ограничения (обременения) на земельный участок не зарегистрированы.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок с кадастровым номером № имеет следующие характеристики: категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)».
ДД.ММ.ГГГГ истец Шавалиев М.А. обратился с заявлением за № № в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № для строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя выдан Градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>. №
Согласно пункту 2.1 Градостроительного плана земельный участок по функционально назначению расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в т.ч усадебной.
В пункте 3.2. Градостроительного плана отсутствует информация об объектах, включенных в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. На чертеже градостроительного плана отражено зону допустимого размещения зданий, строений и сооружений.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя выдал уведомление № № о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
ДД.ММ.ГГГГ года Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя оповестило Шавалиева М.А. о том, что земельный участок с кадастровым № №., расположенный по <адрес>, находится в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Памятник воинам 365-й зенитной батареи, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в своем письме, адресованном Шавалиеву М.А., уведомил последнего, что ранее выданное уведомление № № отменено на основании распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ за № №. Департаментом выдано новое уведомление за № № о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
В пункте 2 Уведомления отражено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке кадастровый номер №, по следующим основаниям: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу; <адрес> находится в защитной зоне объектов культурного наследия «Памятник воинам 365-й зенитной батареи». «Сооружения и территория 365-й зенитной батареи».
Согласно части 3 статьи 34,1 Федерального Закона от 25 июня 2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника.
Согласно части 1 статьи 34,1 Федерального Закона от 25 июня 2002 № 73-ФЗ. в границах защитных зон в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
В связи с тем, что вышеуказанный земельный участок расположен на расстоянии менее 100м от защитной зоны памятника, строительство объекта индивидуального жилищного строительства запрещено.
Постановлением Правительства Севастополя «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия» № 98-ПП от 09.02.2017 г. отнесено к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, согласно приложению N 1, в т.ч. «Памятник воинам 365-й зенитной батареи».
Границы зоны охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраны ОКН утверждены постановлением Правительства Севастополя от 09.07.2020 № 346-ПП.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу; <адрес> находится в защитной зоне объектов культурного наследия «Памятник воинам 365-й зенитной батареи». «Сооружения и территория 365-й зенитной батареи».
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 346-ПП «убытки при ограничении прав при установлении, изменении границ зоны охраны подлежат возмещению Правительством Севастополя в полном объеме с учетом особенностей, установленных ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации».
Суд полагает, что требования истца направлены на взыскание с ответчика убытков, связанных с ограничением его прав как собственника земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, на основании постановления № 98-ПП от 09.02.2017.
При разрешении заявленных истцом требований суд учитывает, что согласно ст. 3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 8 ГК Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Целью возмещения убытков в судебном порядке является возмещение имущественных потерь потерпевшего в результате нарушения его права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 11, 12 Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 25), применяя статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со ст. 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные: изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд; ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц; временным занятием земельных участков: ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков; изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В силу положений п. 1 ст. 56 ЗК РФ, установлено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным кодексом и федеральными законами.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 56 ЗК РФ предусмотрено, что могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий охраны памятников истории и культуры, археологических объектов.
Согласно ч.4 данной нормы Закона, ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
Также содержанием п. 1 част. 1 ст. 99 ЗК РФ, к землям историко-культурного назначения отнесены земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.
Частью 3 ст.99 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
В соответствии с ч.4 ст.99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Согласно с п. 1 ст. 34.1. Федерального закона от 25.02.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в границах защитной зоны в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Согласно с п. 3 ст. 34.1. Федерального закона от 25.02.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника.
Установление охранных зон объекта культурного наследия, границ и режима использования зон охраны влечет наложение ограничений в использовании земельных участков, расположенных в данных зонах, что предусмотрено ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с которой, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с п. 4 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года N 262, возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.
Более того, согласно с п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 5 марта 2020 г. № 11-П “По делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С. Бутримовой” впредь до внесения соответствующих изменений основанием для возмещения убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав на землю органом государственной власти или органом местного самоуправления по причине правомерного установления или изменения зоны охраны объекта культурного наследия, является само наличие убытков, вызванных правомерными действиями этого органа.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК Российской Федерации, закрепленные в ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др. Согласно ст. 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
Представитель ответчика – Севнаследия, возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, указал, что является ненадлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям, суду пояснил, что в компетенцию Управления не входят полномочия по ограничению земельных участков, поскольку оно обладает полномочиями только в части реализации мероприятий по охране объектов культурного наследия.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.57 Земельного кодекса РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные, в том числе, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Частью 3 данной статьи установлено, что возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
Согласно со ст. 57.1 ЗК РФ предусмотрено, что убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Убытки возмещаются гражданам и юридическим лицам - собственникам земельных участков;
При расчетах размеров возмещения убытки лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.
Убытки, предусмотренные настоящей статьей, возмещают уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в случае установления зон охраны объектов культурного наследия соответственно федерального, регионального, местного значения, установления границ защитных зон объектов культурного наследия соответственно федерального, регионального, местного значения.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 31.08.2015 № 840-ПП, Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя, сокращенное наименование Севнаследие, является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения и федерального государственного надзора за счет субвенций из федерального бюджета, а также осуществляет: 1) функции главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на содержание исполнительного органа и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора (администратора) доходов бюджета города Севастополя; 2) функции государственного заказчика по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд; 3)полномочия собственника в порядке и в пределах, определенных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя, в отношении имущества города Севастополя, необходимого для: обеспечения реализации возложенных на исполнительный орган функций, в том числе имущества, переданного подведомственным ему организациям города Севастополя.
То есть Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя, являясь региональным органом охраны объектов культурного наследия города Севастополя, в том числе зон с особыми условиями использования территория, является надлежащим ответчиком, к которому могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, связанных с ограничением прав на землю.
Так как ограничения на земельный участок Шавалиева М. А. установлены Постановлением Правительства Севастополя № 346-ПП от 09.07.2020 года, и в п.3. данного Постановления указано, что Правительство Севастополя возмещает указанные убытки с учетом особенностей, установленных ст. 57.1. ЗК РФ, последнее также несет обязанность по возмещению таких убытков.
Судом установлено, что в отношении земельного участка Шавалиева М.А имеются ограничения и запреты в использовании в соответствии с установленной в отношении данного участка категорией и видом разрешенного использования, потому в силу ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, 57, 57.1 ЗК РФ у него есть право на возмещение убытков, причиненных ограничением прав.
При решении вопроса о размере убытков, суд учитывает следующее.
Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от 02.03.2021 по делу назначено проведение экспертизы для разрешения вопросов о том, какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, с учетом ограничений, установленных Постановлением Правительства Севастополя «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия» № 98-ПП от 09.02.2017 г., и без учета таких ограничений прав?
Согласно экспертному заключению Союза «Севастопольская ТПП» № № от ДД.ММ.ГГГГ г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, без учета ограничений, установленных Федеральным Законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации», на 12.05.2021 г. составила 2 008 000 рублей.
Земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 931 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с учетом ограничений, установленных Федеральным Законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации», не имеет полезности с позиции рынка (потенциальных продавцов и покупателей), то есть объект исследования не обладает рыночной стоимостью, поэтому рыночная стоимость на 12.05.2021 г., условно принимается экспертом равной 1,00 рублю.
Основываясь на проведенном анализе и принимая во внимание местоположение оцениваемого объекта, его правовой режим, физические характеристики, текущее состояние, возможности использования, эксперт пришел к выводу, что на объекте исследования разрешается воссоздание утраченных объектов, имеющих историческую или эстетическую ценность; снос диссонирующих объектов; проведение строительных и ремонтных работ, необходимых для функционирования объектов (прокладка инженерных сетей и др.), при условии, что после их завершения вид охраняемого ландшафта не будет искажен. Запрещается изменение рельефа и вырубка зеленых наслаждений; строительные работы, приводящие к изменению ландшафта; строительство объектов капитального строительства и их реконструкция; хозяйственная деятельность, приводящая к загрязнению ландшафта и окружающей среды.
Также экспертным заключением установлено, что использование исследуемого земельного участка по виду разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки невозможно, а также невозможна иная хозяйственная деятельность, не связанная с сохранением и регенерацией историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Таким образом, экспертном установлено, что использование земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, по целевому назначению, запрещается.
При определении размера убытков, подлежащих взысканию в пользу истца, суд руководствуется указанным заключением Союза «Севастопольская ТПП» № №, поскольку оно соответствует требованиям действующего законодательства, является логичным, последовательным, соответствует положениям ст. 86 ГПК РФ; выводы эксперта мотивированы, основаны на всесторонней оценке обстоятельств дела, материалов проведенных исследований; по изложенным выводам имеется обоснованная ссылка на конкретное обстоятельство и соответствующий результат исследования.
Оснований ставить под сомнение вывод эксперта в судебной экспертизе, суд не усматривает, поскольку эксперт имеет соответствующее образование, навыки и опыт работы по специальности, отсутствуют сведения о его заинтересованности в исходе дела, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что с ответчиков в пользу Шавалиева М. А. подлежат взысканию солидарно убытки в размере 2008000 руб., которые представляют собой рыночную стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, без учета установленных ограничений.
На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
При разрешении требований о взыскании судебных расходов, суд считает необходимым взыскать расходы по оплате экспертизы в размере 12 000 (двенадцать тысяч) рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 17806,79 руб. излишне оплаченная истцом государственная пошлина в размере 993,21 руб. подлежит возврату истцу.
Руководствуясь ст. ст. 196, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя, Правительства Севастополя солидарно за счет средств казны счет средств казны субъекта РФ – города федерального значения Севастополь в пользу Шавалиева Минэсхата Ахтемовича убытки в размере 2 008 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 17 806,79 руб., расходы на проведение судебной экспертизы в размере 12 000 руб.
Выдать Шавалиеву Минэсхату Ахтемовичу справку на возврат из бюджета города Севастополя государственной пошлины в размере 993,21 руб.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья –
В окончательной форме решение принято 10.08.2021.