№ 2-89/2023
34RS0028-01-2023-000057-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2023 г. ст-ца Нехаевская
Волгоградской области
Нехаевский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Киселевой О.О.,
при секретаре Арчаковой А.М.,
с участием: прокурора Нехаевского района Волгоградской области Байрамова Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Луковская средняя школа» Нехаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта образования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нехаевского района Волгоградской области обратился в суд в в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Луковская средняя школа» Нехаевского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту МКОУ «Луковская СШ») о понуждении к устранению требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта образования, в котором просит суд, возложить на МКОУ «Луковская СШ» Нехаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать МКОУ «Луковская СШ» Нехаевского муниципального района Волгоградской области расположенное по адресу: ул. Мира, д. 17, ст-ца Луковская, Нехаевский район, Волгоградская область системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МКОУ «Луковская СШ», в ходе которой установлено, что по результатам категорирования МКОУ «Луковская СШ» от 29 ноября 2019 г. образовательному учреждению присвоена 4 категория опасности. Вместе с тем, вопреки требованиям закона в МКОУ «Луковская СШ» отсутствует система оповещения н управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что учреждением и сотрудниками образовательного учреждения не созданы безопасные условия для обучающихся несовершеннолетних и работников МКОУ «Луковская СШ».
В судебном заседании истец – прокурор Нехаевского района Волгоградской области Байрамов Р.Б. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – директор МКОУ «Луковская СШ» Нехаевского муниципального района Волгоградской области Харламов С.Н. о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не прибыл, представил заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, против удовлетворения исковых требований прокурора Нехаевского района Волгоградской области, не возражает.
Представитель третьего лица – администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения заявления третье лицо извещено своевременно и надлежащим образом; явка представителя в судебное заседание третьим лицом не обеспечена.
Выслушав прокурора Нехаевского района Волгоградской области Байрамова Р.Б., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, в их совокупности суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В силу ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).
Как следует из положений п.п. 8,9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Исходя из положений п. 1,7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
На основании ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования).
Разделом III Требований установлены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Так, в соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях)" пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Согласно п.п. «д» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой Нехаевского района Волгоградской области проведена проверка МКОУ «Луковская СШ», в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» и Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. года № 1006.
В силу п.1.5 Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Луковская средняя школа» Нехаевского муниципального района Волгоградской области л.д.12-23) учредителем учреждения МКОУ «Луковская СШ» является муниципальное образование «Нехаевский муниципальный район Волгоградской области» функции и полномочия которого выполняет администрация Нехаевского муниципального района Волгоградской области.
Согласно акта проверки от 23 марта 2023 г. (л.д.8, 9-11) по результатам категорирования МКОУ «Луковская СШ» от 29 ноября 2019 г. образовательному учреждению присвоена 4 категория опасности. Вместе с тем в МКОУ «Луковская СШ» отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Изложенные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей лицами, ответственными за работу на указанном направлении, и отсутствием надлежащего контроля со стороны руководства за деятельностью подчиненных сотрудников.
Согласно информации директора МКОУ «Луковская СШ» от 7 февраля 2023 г. (л.д.36) МКОУ «Луковская СШ» не оборудована системой оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
До настоящего времени названные нарушения не устранены и ответчиком доказательств обратного в судебное заседание не представлено.
Суд учитывает, что образовательное учреждение МКОУ «Луковская СШ» является объектом с массовым пребыванием людей, отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в данном учреждении, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного объекта образования.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку в образовательном учреждении отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, суд считает, требования прокурора Нехаевского района Волгоградской области, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, обсуждая вопрос о разумном сроке исполнения обязанности, суд приходит к выводу, что испрашиваемый прокурором срок, в течение которого ответчикам надлежит исполнить постановленное судебное решение, является разумным, обоснованным и достаточным для устранения указанных недостатков.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Луковская средняя школа» Нехаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта образования - удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Луковская средняя школа» Нехаевского муниципального района Волгоградской области, в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Луковская средняя школа» Нехаевского муниципального района Волгоградской области расположенное по адресу: ул. Мира, д. 17, ст-ца Луковская, Нехаевский район, Волгоградская область системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.О. Киселева
Решение суда в окончательной форме принято 20 апреля 2023 года.
Судья О.О. Киселева