Решение по делу № 2-3819/2021 от 16.04.2021

    ...

№ 2-3819/2021

56RS0018-01-2021-003849-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2021 года                                  г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи Чадова А.А.,

при секретаре Елизаровой А.А.,

с участием:

представителя истца: Цуканова М.Н.,

представителя ответчика: Кирилец Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожемякина С.В. к Управлению Министерства внутренних дел России по Оренбургской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья с даты подачи заявления и изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Кожемякин С.В. обратился в суд с исковым заявлением к УМВД по Оренбургской области, указав, что он является пенсионером по линии МВД России.

15.11.2012г. им подано заявление в УМВД России по Оренбургской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением необходимых документов.

Согласно протокола заседания комиссии N от 29.01.2013г. решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, он с составом семьи из 3-х человек принят на учет под номером 21.

Кроме того, согласно ответа УМВД России по оренбургской области от 02.10.2020г. распоряжением УМВД России по Оренбургской области от 19.12.2017г. Nр он был принят на учет с 01.02.2013г. и зарегистрирован в книге учета сотрудников ОВД, принятых на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под номером ...

Поскольку он состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты, с даты постановки на учет, т.е. с 01.02.2013 года, а не с даты приема заявления, что противоречит положениям Правил и нарушает право на ее своевременное получение в соответствии с очередностью по стажу и дате приема заявления.

Таким образом, считает, что в нарушение очередности при постановке на учет в целях получения выплаты, принцип определения которой установлен в п. 20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ... N, он имеет право состоять на учете для получения социальной выплаты с даты подачи заявления - с 15.11.2012 г.

С учетом определения даты постановки его на учет с 01.02.2013 г., считает необходимым возложить на УМВД России по Оренбургской области обязанность по предоставлению ему единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в порядке очередности с даты подачи заявления.

    Просит суд признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения как сотрудника, принятого на учет для её получения с 15.11.2012г.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области изменить дату постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 01.02.2013 на 15.11.2012 г.;

При разрешении вопроса о выплате ему единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации исходить из возникновения его права на выплату с 15.11.2012г.

Истец Кожемякин С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель истца Цуканов М.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Кирилец Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии.

Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).

В соответствии с пунктом 15 Правил (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления), решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).

На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Кожемякин С.В. является пенсионером по линии МВД России.

15.11.2012 года он обратился в жилищную комиссию УМВД России по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к заявлению необходимые документы.

Заседание комиссии по рассмотрению его заявления состоялось 29.01.2013г., оформлено протоколом N, принято решение о принятии его и членов его семьи на учет на получение единой социальной выплаты, включены в список очередников под N. Данное решение утверждено распоряжением УМВД России по Оренбургской области от 19.12.2017г. Nр.

Из представленного ответа УМВД России по Оренбургской области от 02.10.2020г. также следует, что истец зарегистрирован в книге учета сотрудников ОВД, принятых на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под номером ...

Таким образом, решение о постановке на учет Кожемякина С.В. принято комиссией 29.01.2013г., т.е. заседание комиссии проведено с нарушением установленного двухмесячного срока со дня подачи заявления (15.11.2012г.).

Вместе с тем, не принято во внимание, что согласно п. 15 Правил (в ранее действующей редакции) в его буквальном изложении двухмесячный срок был установлен лишь для рассмотрения специально созданной комиссией органа заявления сотрудника, и не содержал требования об утверждении указанного решения в тот же двухмесячный срок.

Этот вывод подтверждается и дальнейшей позицией законодателя, которым постановлением Правительства РФ от 19.12.2018 № 1596 «О внесении изменений е постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223» е целях единообразного применения и исключения субъективного восприятия разумности срока для издания правового акта, утверждающего решение комиссии, в указанную норму были внесены изменения, установившие срок для утверждения решения комиссии правовым актом в 14 дней, то есть последующим правовым регулированием законодатель подтвердил существование ранее иного срока для утверждения решения комиссии правовым актом органа, не охватываемого двумя месяцами, что полностью подтверждав вышеизложенную позицию о необоснованности включения срока для утверждения решения комиссии правовым актом органа в двухмесячный срок.

Указанные выводы ничем не обоснованны и отображают исключительно мнение истца, не подтвержденное правовыми нормами.

Вместе с тем, допущенное нарушение двухмесячного срока рассмотрения заявления истца, само по себе автоматически не влечет ни обязанность органа изменить указанную дату в добровольном или обязательном порядке, ни обязанность суда, установив указанное нарушение, изменить дату постановки на учет.

Из анализа базы данных УМВД России по Оренбургской области следует, что лица, подавшие заявление позднее истца, то есть после 15.11.2012 г. и принятые на учет ранее, ни среди сотрудников УМВД России по Оренбургской области, ни среди бывших сотрудников ФГКУ УВО УМВД России по Оренбургской области, распоряжением которого истец был принят на учет, отсутствуют, что исключает нарушение права истца на получение выплаты в порядке очередности.

Одним из обстоятельств, подтверждающих нарушение прав истца, истец указал наличие в пофамильном списке сотрудников, принятых на учет в УМВД России по Оренбургской области, лиц, подавших заявление позже истца, но принятых на учет ранее последних Вязниковцев Д.Ю. и другие).

Вместе с тем, истец не учел положения действующего законодательства.

Согласно пункту 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральном аппарате, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу (проходили службу) сотрудники органов внутренних дел.

Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа (подпункт «в» пункта 14, пункт 10 Правил) не позднее чем через 2 месяца со дня подачи сотрудником заявления.

Из взаимосвязанных положений указанных норм следует, что соответствующая комиссия создается и в центральном аппарате, и в территориальных органах, и в учреждениях и организациях МВД России, при этом все они действуют автономно друг от друга, а принятие решения о постановке на учет в каждой из них ограничено установленным сроком, не превышающим два месяца, и не зависит от сроков рассмотрения заявлений иными комиссиями.

Заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты или о снятии с учета направляется в уполномоченное подразделение, на основании которой последнее формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета, а также формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты (п. 17, 25 Правил).

Вязниковцев Д.Ю. был приняты на учет не комиссией УМВД России по Оренбургской области, а комиссией иного органа - ФКУЗ «МСЧ МВД России по Оренбургской области», действовавшей в силу вышеуказанных правовых норм автономно.

В силу подчиненности данного органа УМВД России по Оренбургской области принятые комиссией ФКУЗ отображаются в сегменте базы, доступ к которому имеет УМВД России по Оренбургской области.

Таким образом, «очереди УМВД России по Оренбургской области» в значении, придаваемой ей истцом, при наличии единой очереди, формируемой уполномоченным подразделением, не существует, а представленный ответчиком пофамильный список сотрудников, является лишь фрагментом единой базы, доступ к которой предоставлен УМВД России по Оренбургской области в силу возложенной на территориальный орган пунктами 4.2, 5 Приказа МВД России от ... N обязанности формировать базу данных в отношении сотрудников МВД России по месту службы и ограничен информацией, внесенной территориальным органом.

Таким образом, наличие сотрудников, принятых на учет комиссией иного органа в сегменте базы, формируемом УМВД России по Оренбургской области, никоим образом не свидетельствует о нарушении прав истца и обусловлено лишь исполнением ответчиком требований нормативных актов.

Доказательства того, что комиссией УМВД России по Оренбургской области на учет ранее истца приняты лица, подавшие заявления позднее истца, отсутствуют.

Учитывая изложенное довод истца о нарушении ответчиком права истца на своевременное рассмотрение его заявления в двухмесячный срок (что не подтверждено в ходе судебного разбирательства) не является безусловным основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку правового значения для возникшего спора не имеет.

При этом попытка придания абзацу пункта 25 Правил, согласно которому для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, принципа определения очередности предоставления выплаты, противоречит общеправовым принципам права, поскольку указанный абзац введен лишь Постановлением Правительства РФ от 19.12.2018 № 1596, и не может рассматриваться как определяющий очередность предоставления выплаты, иное свидетельствовало бы, что в МВД России до 2018 года отсутствовали нормы, определяющие таковую, а выплата предоставлялась в хаотичном порядке, что противоречит положениям закона и Правил.

Принимая во внимание, что финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации, учитывая, что информация, содержащаяся в базе данных, ежегодно представляется в Министерство финансов Российской Федерации (абз.1 п. 25 Правил), исходя из буквального содержания абз.2 п.25 Правил, согласно которому единая очередь формируется для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, указанное положение направлено на упорядочение учета сотрудников МВД России, имеющих право на получение социальной гарантии, в целях формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и определения потребности органа в предоставлении соответствующего финансирования с учетом лиц, имеющих право на получение выплаты по состоянию на текущую дату, и не может рассматриваться как определяющее очередность предоставления единовременной социальной выплаты в рассматриваемом контексте.

Одновременно Федеральным Законом № 247-ФЗ определение правил предоставления единовременной социальной выплаты отнесено к компетенции Правительства РФ (п.5 ст.4), делегировавшего МВД России лишь определение порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, а также снятых с данного учета и не наделившего МВД России полномочиями но установлению правил предоставления социальной выплаты, в том числе очередности предоставления таковой, в силу прямого указания закона.

Право на судебную защиту - это гарантия, предоставляемая государством каждому для обеспечения восстановления его прав, нарушенных иными физическими лицами, юридическими лицами, решениями и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, путем правосудия (ст. 52 Конституции РФ).

Из смысла положений статей 1, 11, 12 ГК РФ следует, что условием предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, а также факта его нарушения непосредственно ответчиком.

При отсутствии нарушенного права, подлежащего судебной защите, основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Предъявляя исковые требования, истец указывает на нарушение его прав возможным нарушением его права на своевременное получение выплаты, между тем, достоверно установлено, что в силу отсутствия лиц, подавших заявления позднее истца и принятых на учет комиссией УМВД России по Оренбургской области ранее истца, права истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты в порядке очередности принятия на учет, не нарушены, а учитывая, что очередность предоставления социальной выплаты в МВД России определяется датой издания правового акта и указанное положение реализовано в отношении всех сотрудников, состоящих в единой очереди МВД России, нахождение истца в очереди по дате принятия на учет, отождествляемой с датой издания правового акта, права истца не нарушает и не влечет угрозу своевременности предоставления ему соцвыплаты в порядке очередности.

Между тем восстановление нарушенного материального права одного лица не должно повлечь за собой нарушение прав других лиц.

Иной подход вступает в противоречие с конституционным запретом осуществления прав и свобод человека и гражданина вопреки правам и свободам других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации.

При этом признание за истцом и членами его семьи права на получение единовременной социальной выплаты с 15.11.2012 г. и возложение обязанности изменить дату постановки на учет повлечёт нарушение прав сотрудников, подавших заявление ранее истца и рассмотренных на заседаниях комиссии в период с 15.11.2012 г. по 01.02.2013 г., а также граждан, подавших заявление одновременно с истцом, и принятых на учет одним правовым актом.

Таким образом, дата подачи заявления учтена при определении очередности, т.е. факт нарушения очередности истца при постановке на учет в целях получения выплаты, принцип определения которой установлен в п. 20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N, отсутствует. Дата подачи заявления принята во внимание при определения очередности, без учета тех лиц, которым предоставлено преимущественное право очереди.

Поскольку дата принятия на учет является датой принятии правового акта федерального органа исполнительной власти, правовых оснований для изменения даты постановки на учет с 01.02.2013г на 15.11.2012г. не имеется. При этом право Кожемякина С.В. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в соответствии с установленной очередностью ответчиком не оспаривается.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кожемякина С.В. к Управлению министерства внутренних дел России по Оренбургской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья с даты подачи заявления и изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение судом в окончательной форме принято 28 июня 2021 года

Судья: /подпись/        

Подлинник решения хранится

в Ленинском районном суде г.Оренбурга

при гражданском деле № 2- 3819/2021

2-3819/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кожемякин Сергей Викторович
Ответчики
УМВД по Оренбургской области
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Чадов Алексей Анатольевич
Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
16.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2021Передача материалов судье
21.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2021Подготовка дела (собеседование)
19.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее