<данные изъяты>
№ 2а-470/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 11 июня 2019 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи – Корякина И.А.,
при секретаре – Смольниковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-470/2019 по административному иску Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Матвееву Евгению Сергеевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Матвееву Е.С. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Ялуторовской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что Матвееву Е.С. 20.03.2010г. выдано водительское удостоверение №72УВ571051 с разрешающими категориями «В,С».
Между тем, в соответствии с информацией ГБУЗ ТО «Областная больница №23» (г. Ялуторовск) Матвеев Е.С. с июля 2014 года состоит на учете у врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> в связи с чем, у него имеются противопоказания к управлению всеми видами транспорта.
В соответствии с нормами ст.ст. 23, 25 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» кандидаты в водители в обязательном порядке должны проходить медицинское освидетельствование с целью определения медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности и могут быть допущены к управлению транспортными средствами в случае отсутствия ограничений.
Согласно ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Согласно Перечню медицинских <данные изъяты> противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 №377 «О реализации закона Российской Федерации <данные изъяты>», для лиц, страдающих <данные изъяты>, установлены противопоказания для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в том числе управление транспортными средствами любых категорий.
Статьей 28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве одного из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами предусматривается выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, Матвеев Е.С., страдающий заболеванием <данные изъяты> в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
В связи с чем, Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, просит прекратить действие права Матвеева Е.С. на управление транспортными средствами категории «В,С» на основании водительского удостоверения №72УВ571051 от 20.03.2010г. Решение суда направить в МО МВД России «Ялуторовский» для изъятия водительского удостоверения у Матвеева Е.С.
Помощник Ялуторовского межрайонного прокурора Шайкина А.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивая на их удовлетворении.
Административный ответчик Матвеев Е.С. в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Суд признает неявку административного ответчика не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Ялуторовский» Коротаева Е.И., действующая на основании доверенности №2 от 25.09.2018г., в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержала.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, медицинскую карту амбулаторного больного №20002119722, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении заявленных требований.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
Судом установлено, что согласно карточки операции с водительскими удостоверениями, Матвеев Е.С. на основании водительского удостоверения №72УВ571051, выданного 20.03.2010г. РЭП ГИБДД г. Ялуторовска, имеет право на управление транспортными средствами категории «В,С». Срок действия указанного водительского удостоверения до 20.03.2020г. (л.д. 14).
Из справок ГБУЗ ТО «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск) от 18.02.2019г. следует, что Матвеев Е.С. у врача <данные изъяты> на учете не состоит, с июля 2014 года находится на «П» учете у врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> имеются противопоказания к управлению транспортными средствами (л.д. 10, 11).
Наличие у Матвеева Е.С. медицинского диагноза <данные изъяты> (код заболевания по МКБ-10 – №), подтверждается также исследованной в судебном заседании медицинской картой амбулаторного больного №, из которой следует, что Матвеев Е.С. состоит на диспансерном учете врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> с 24.07.2014г. Последнее посещение врача <данные изъяты> – 16.03.2016г. В связи с получением медицинской организацией 10.01.2019г. акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 27.12.2018г., которым у Матвеева Е.С. установлено состояние опьянения, последнему направлено приглашение о явке на прием к врачу <данные изъяты>, на который он не явился.
К административной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения Матвеев Е.С., согласно данных ОГИБДД МО МВД России «Ялуторовский», не привлекался (л.д. 14 оборот).
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч.1 ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как установлено в ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона №196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений ст.24 Федерального закона №196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 №377 «О реализации Закона Российской Федерации <данные изъяты> утвержден прилагаемые Перечень медицинских <данные изъяты> противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Перечнем медицинских <данные изъяты> противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным указанным выше Постановлением, установлено, что управление транспортными средствами категории «B,С» при заболеваниях <данные изъяты> возможно лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих <данные изъяты>, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Ремиссией после лечения <данные изъяты> является воздержание от приема <данные изъяты>, а стойкая ремиссия – это выздоровление.
В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «<данные изъяты> и Порядком диспансерного наблюдения за лицами с <данные изъяты>, утвержденными Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н, настоящий Порядок устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными <данные изъяты> и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю <данные изъяты>».
Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Диспансерный осмотр врачом<данные изъяты> (врачом-<данные изъяты> участковым) включает, в том числе, проведение медицинского осмотра пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, в рамках которого осуществляется: оценка состояния пациента, сбор жалоб и анамнеза, физикальное обследование; установление или уточнение диагноза заболевания (состояния); назначение необходимого лечения; подтверждение ремиссии.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случаях, в том числе, наличия не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом <данные изъяты> (код заболевания по МКБ-10 – №).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Материалами дела подтверждено, что Матвеев Е.С. с июля 2014 года состоит на диспансерном наблюдении у врача <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты> (код заболевания по МКБ-10 – №), наличие которого на основании Перечня медицинских <данные изъяты> противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 №377 «О реализации Закона Российской Федерации «<данные изъяты>», является медицинским противопоказанием для управления транспортными средствами категории «В,С», и управление транспортными средствами данной категории при заболевании <данные изъяты> возможно лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Вместе с тем, данных диспансерного наблюдения у врача <данные изъяты>, свидетельствующих о стойкой ремиссии заболевания в настоящее время нет, как и данных о снятии Матвеева Е.С. с учета врача <данные изъяты>.
Таким образом, поскольку Матвеев Е.С. имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, что противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами.
Нормами ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: государственной пошлины по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
В связи с чем, с Матвеева Е.С. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей, установленном п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Матвееву Евгению Сергеевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами – удовлетворить.
Прекратить действие права Матвеева Евгения Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, на управление транспортными средствами категории «В,С» на основании водительского удостоверения №72УВ571051, выданного 20.03.2010г. РЭП ГИБДД г. Ялуторовска.
Взыскать с Матвеева Евгения Сергеевича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Настоящее решение является основанием для Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ялуторовский» для изъятия у Матвеева Евгения Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, водительского удостоверения №72УВ571051, выданного 20.03.2010г. РЭП ГИБДД г. Ялуторовска на управление транспортными средствами категории «В,С».
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 17 июня 2019 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья - И.А. Корякин.