Судья Моцный Н.В. Дело № 33-2715/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.,
Судей Балацкого Е.В., Ваулиной А.В.,
При секретаре Белановой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе Ящук Л.Н. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя 24 апреля 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Ящук Л.Н., 3-и лица Правительство Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором, с учетом уточнения требований, просило:
- признать недействительным государственный акт на право собственности на недвижимое имущество – земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>;
- признать отсутствующим право собственности Ящук Л.Н. на земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>;
- истребовать из чужого незаконного владения Ящук Л.Н. земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что право собственности Ящук Л.Н. на спорный земельный участок возникло на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 6 апреля 2010 года № 1026-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отводе земельных участков общей площадью 3,5 га с установлением границ в натуре (на местности) и обслуживания квартала комплексной застройки (индивидуальной жилищной) ОК ЖСТИЗ «Херсонес-21» и о передаче в собственность членам этой организации земельных участков, расположенных по <адрес>».
Истец считал, что Севастопольская городская государственная администрация не имела права распоряжаться земельным участком.
На момент издания указанного распоряжения земельный участок, в соответствии с Соглашением между Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, в пределах территории военного городка № 31.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП военный городок № 31 передан в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Таким образом, земельный участок, на котором расположен военный городок № 31 Черноморского флота РФ, относился и относится к землям обороны и безопасности, имеет специальное назначение.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 24 апреля 2019 года иск удовлетворен частично.
Признан недействительным государственный акт на право собственности серии ЯИ № №, выданный Ящук Л.Н. 6 апреля 2010 года Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе на земельный участок № № площадью 0,1000 га, расположенный в <адрес>, кадастровый номер № (ранее присвоенный кадастровый номер №).
Истребован в федеральную собственность Российской Федерации из незаконного владения Ящук Л.Н. земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный в <адрес>, кадастровый номер № (ранее присвоенный кадастровый номер №).
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Судом разрешен вопрос о судебных расходах по делу.
В апелляционной жалобе Ящук Л.Н. просит об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об отказе истцу в иске.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска. Апеллянт считает, что спорный земельный участок она приобрела в собственность на законных основаниях; истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском; истцом не доказано нарушение его прав со стороны ответчика.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Ящук Л.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно. Ее представитель, действующий по доверенности, апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители Министерства обороны РФ, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, действующие по доверенностям, в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
В отношении не явившихся дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частями 1 и 3 статьи 8 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предусмотрено, что сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 07 августа 2014 года №202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права») к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Как следует из материалов дела, 6 апреля 2010 года Севастопольской городской государственной администрации принято распоряжение № 1026-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отводе земельных участков общей площадью 3,5 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала комплексной застройки (индивидуальной жилой) ОК «ЖСТИЗ «Херсонес-21» и о передаче в собственность членам этой организации земельных участков, расположенный по <адрес>».
Данным распоряжением утвержден комплексный проект землеустройства об отводе земельных участков общей площадью 3,5 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала комплексной застройки (индивидуальной жилой) ОК «ЖСТИЗ «Херсонес-21», расположенных по <адрес>: 3,5 га- для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных строений (приусадебный участок) членов организации.
Пунктом 2 распоряжения утверждена техническая документация членов ОК «ЖСТИЗ «Херсонес-21» на земельные участки. Также определено передать в собственность членам ОК «ЖСТИЗ «Херсонес-21» земельные участки в порядке бесплатной приватизации для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений (приусадебный участок), расположенный по <адрес>.
В 2010 году на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 6 апреля 2010 года № 1026-р Ящук Л.Н. получила государственный акт на право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; целевое назначение – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок).
Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный объект недвижимости, с присвоением кадастрового номера №.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства из собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность было передано, в том числе, недвижимое имущество военного городка № 31, расположенного по <адрес> (приложение к распоряжению).
25 марта 2015 года между Главным управлением имущественных и земельных отношений города Севастополя и ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ подписан акт приема – передачи имущества к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП, в состав которого вошел военный городок № 31.
До передачи в федеральную собственность военный городок №31 использовался Российской Федерацией на основании Соглашения от 28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины.
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 28 мая 1997 года между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, основная база Черноморского флота Российской Федерации находится в городе Севастополе. В основной базе Черноморского флота Российской Федерации размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации. Перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом Российской Федерации в городе Севастополе, содержатся в Приложении № 2.
Согласно Приложению № 2 к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находится военный городок № 31.
Российская Сторона должна была использовать арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
Распоряжением Кабинета Министров Украины № 555-р от 21 декабря 2005 года «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» на Фонд государственного имущества Украины были возложены функции по управлению государственным имуществом, указанным в приложениях 2 и 3 к Соглашению, и имуществом, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
Территория военного городка №31 не выбывала из пользования Черноморского флота Российской Федерации.
Данное обстоятельство подтверждается Приложением №2 по уточнению перечня и параметров объектов Черноморского флота РФ к Протоколу рабочей встречи представителей Российской Федерации и Украины по вопросам урегулирования наличия и использования земельных участков, занимаемых Черноморским флотом РФ от 27 сентября 1999 года, Протоколом №2 от 26 декабря 2003 года заседания рабочей группы представителей регионального отделения Фонда государственного имущества Украины и морской инженерной службы Черноморского флота РФ.
В ходе рассмотрения дела установлено, что спорный земельный участок входил и входит в состав земельного участка военного городка №31, находящегося в пользовании Черноморского флота РФ.
Согласно заключению судебной экспертизы № № от 1 марта 2019 года, выполненной АНО «Эксперт-Сервис», на момент предоставления в частную собственность ответчика земельный участок, расположенный в <адрес> площадью 0,1 га, кадастровый номер № (ранее присвоенный №) полностью входил в состав военного городка № 31 ЧФ РФ.
В силу положений части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины, действовавшего на момент передачи земельного участка в собственность Ящук Л.Н., предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, могло производиться только после их изъятия, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В данном случае приведенные нормы закона при передаче земельного участка в собственность Ящук Л.Н. Севастопольской городской государственной администрацией были нарушены. В установленном законом порядке решение об изъятии земельного участка у постоянного пользователя уполномоченным органом не принималось.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность Ящук Л.Н. с нарушением закона, действовавшего на момент возникновения отношений, являются правильными.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 21 сентября 2017 года № 1791-О, закрепляя в статье 36 право каждого иметь в частной собственности землю и предполагая прежде всего ответственное отношение самих собственников к его осуществлению, Конституция Российской Федерации возлагает на органы публичной власти обязанность создавать для его реализации необходимые условия.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 8-П, конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей.
Обеспечивая реализацию указанных конституционных требований, законодательство о земле может предусматривать для граждан и других субъектов землепользования необходимость соблюдения специальных условий, касающихся вопросов землеустройства и сделок с земельными участками, при этом в силу сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 апреля 2003 года N 4-П правовой позиции возможные ограничения федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, носить общий и абстрактный характер и не затрагивать само существо конституционного права.
В названном определении Конституционного суда отмечено и то, что земля и другие природные ресурсы должны защищаться государством как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, именно этот публичный интерес противопоставляется частным имущественным и неимущественным интересам конкретного добросовестного приобретателя.
Рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения к гражданам, чье право собственности на такие участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны - исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности - оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в статье 302 Гражданского кодекса Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года № 1793-о/2017).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2017 года N 16-П, положение пункта 1 статьи 302 ГК Российской Федерации соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой им предусматривается право собственника истребовать принадлежащее ему имущество от добросовестного приобретателя в случае, когда это имущество выбыло из владения собственника помимо его воли (за исключением случая истребования жилого помещения, являвшегося выморочным имуществом, от добросовестного приобретателя по иску публично-правового образования, которое не предприняло в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности своевременных мер по установлению выморочного имущества и надлежащему оформлению своего права собственности на него), причем "добросовестный приобретатель" по конституционно-правовому смыслу данного понятия применительно к недвижимому имуществу - это приобретатель недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации, если только из установленных судом обстоятельств дела с очевидностью не следует, что приобретатель знал об отсутствии у отчуждателя права распоряжаться данным имуществом или, исходя из конкретных обстоятельств дела, не проявил должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых мог узнать об отсутствии у отчуждателя такого права.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность Ящук Л.Н. вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений. Добросовестность поведения Ящук Л.Н. материалами дела не подтверждается.
Доводы жалобы о том, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим истцом, судебная коллегия отклоняет. В ходе рассмотрения спора по существу судом установлено, что спорный земельный участок входит в состав земельного участка военного городка №31 Черноморского флота РФ, нахождение земельного участка в незаконном владении ответчика нарушает права Министерства обороны РФ.
Ссылки апеллянта на пропуск истцом срока исковой давности, судебная коллегия также отклоняет.
В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Как следует из материалов дела, стороной ответчика о применении срока исковой давности в суде первой инстанции не заявлялось. В связи с чем, оснований полагать, что право ответной стороны в данном случае было нарушено, у судебной коллегии не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки суда с изложением в решении соответствующих мотивов, оснований для иной оценки судебная коллегия не имеет. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Севастополя 24 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ящук Л.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: