дело № 2а-4812/2020, 33а–12019/2020
судья Евдокимова Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Пермь 28 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Никитиной Т.А.,
судей Чулатаевой С.Г., Титовца А.А.,
при секретаре Греховой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Авдеева Александра Станиславовича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 сентября 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Авдеева Александра Станиславовича к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о признании незаконным уведомления от 31.03.2020 года №И-059-22-01-34/03-185 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении на Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам с учетом поданных изменений параметров отступа от границы соседнего земельного участка с трех до 0 метров – отказать».
Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения административного истца, изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Авдеев А.С. обратился с административным иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, заявил требования о признании незаконным уведомления Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми № И-059-22-01-34/03 от 31.03.2020 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилого строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения на земельном участке объекта индивидуального жилого строительства, возложении обязанности выдать уведомление с учетом поданных изменений параметров отступа от границы соседнего земельного участка с трех до 0 метров.
В обоснование указал на то, что ему на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом (кадастровый номер **) по адресу: г.Пермь, ул. ****, возведенный на земельном участке с кадастровым номером ** находящемся в пользовании истца на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 01.09.1959 г. № **. В 2019 году истцом на основании полученного от Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми уведомления от 16.09.2019 № 059-22-05-06-897-2019 о соответствии указанных в уведомлении от 09.09.2019 № 059-22-01-34/03-211 параметров объекта индивидуального жилищного строительства по адресу г. Пермь, ул. **** начата реконструкция жилого дома. 21.03.2020 г. истцом подано заявление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в разделе 3 в п. 3 Сведения об отступах от границ земельного участка были внесены изменения в части данных об отступе от границы соседнего земельного участка по адресу: г. Пермь, ул. **** с трех до 0 метров. Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми выдано оспариваемое уведомление, согласно которому Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Перми», земельный участок с кадастровым номером **, расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4), для которой минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений (за исключением границ со стороны территории общего пользования, а также границ смежных земельных участков при строительстве блокированных жилых домов, не предназначенных для раздела на квартиры, на двух и более смежных земельных участках) определен как 3 м. Согласно представленному уведомлению предельный параметр, установленный Правилами не соблюдается. С указанным уведомлением административный истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим права, как административного истца, так и заинтересованных лиц. Полагает, что ответчик неправомерно не учел указанные им в уведомлении основания для отступления от предельных параметров, так как дом по адресу: г. Пермь, ул. **** был построен на основании Решения Пермского городского совета депутатов трудящихся от 02.06.1959 №645 с отступом 0 метров от смежного земельного участка, считает, что реконструкция без отступа 3-х метров от границы соседнего участка возможна, так как первоначально строительство осуществлено до введения в действия данного норматива.
Судом принято указанное решение.
Административным истцом подана апелляционная жалоба, заявлена просьба об отмене решения суда, принятии нового об удовлетворении требования. Истец полагает, что суд неверно применил нормы материального права, не учел все имеющие значение для дела обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства.
Административный истец в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика в суд не явился, о рассмотрении жалобы извещен, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Заслушав объяснения административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из положений ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, определены в ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу на основании договора купли-продажи от 27.09.1990 года, принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ** по адресу: г. Пермь, ул. ****, возведенный на земельном участке с кадастровым номером ** по адресу: г. Пермь, ул. ****, находящемся в пользовании истца на основании договора № ** о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 01.09.1959 г.
Установлено, что жилой дом был построен в 1964 году, принят в эксплуатацию актом приемки здания (сооружения) - одноэтажного одноквартирного каменного дома от 03.03.1964 года, при постройке отступ от границы жилого дома до смежного земельного участка по адресу г. Пермь, **** составлял - 0 метров.
Уведомлением Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми № 059-22-05-06-879-2019 от 16.09.2019 года Авдееву А.С. было согласовано осуществление реконструкции вышеуказанного жилого дома, в поданных собственником документах было указано на соблюдение требований предельных параметров, в том числе указан отступ от границы с земельным участком по адресу г. Пермь, **** – 3 метра.
21.03.2020 административный истец обратился в Департамент с уведомлением о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в котором указал на то, что отступ от границы с земельным участком по адресу г. Пермь, **** изменен с 3 метров до 0 метров, так как возведение второго этажа осуществлено с учетом местоположения имеющейся постройки.
Уведомлением Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 31.03.2020 года № И-059-22-01-34/03-185 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, указано на несоответствие параметров указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в связи с чем, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Перми, утвержденным решением пермской городской Думы от 26.06.2007 года № 143, земельный участок с кадастровым номером **, расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4). Минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений (за исключением границ со стороны территории общего пользования, а также границ смежных земельных участков при строительстве блокированных жилых домов, не предназначенных для раздела квартиры, на двух и более смежных земельных участков) в данной территориальной зоне составляет 3 м. Согласно представленному административным истцом уведомлению отступ от границы земельного участка по ул. **** составляет 0 м, что не соответствует предельным параметрам, установленными Правилами.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные в уведомлении основания отказа соответствуют требованиям действующего законодательства. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для иной оценки, находит выводы суда верными, основанными на правильном применении норм материального права и совокупности исследованных доказательств по делу.
Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с положениями ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено в судебном заседании, на территории города Перми действуют Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143. Градостроительным регламентом для зоны Ж-4 (ст. 52.3 Правил землепользования и застройки города Перми) определены основные виды разрешенного использования земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Перми, минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений (за исключением границ со стороны территории общего пользования, а также границ смежных земельных участков при строительстве блокированных жилых домов, не предназначенных для раздела квартиры, на двух и более смежных земельных участков) в данной территориальной зоне составляет 3 м., то есть определено место допустимого размещения объекта капитального строительства на расстоянии 3 метров от границ земельного участка.
В соответствии с картой градостроительного зонирования, земельный участок по адресу: г.Пермь, ул. ****, с кадастровым номером ** расположен в территориальной зоне Ж-4.
При указанных обстоятельствах указанное в уведомлении несоответствие одного из заявленных истцом параметров реконструкции предельному параметру разрешенной реконструкции объекта капитального строительства, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Доводы административного истца о возможности осуществления реконструкции с отступлением от предельных параметров с учетом местонахождения ранее возведенного жилого дома, проверены и обоснованно отклонены судом.
В соответствии с положениями п.9 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция и расширение существующего объекта капитального строительства, а также строительство нового объекта может быть осуществлена только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о несоответствии планируемой реконструкции объекта индивидуального жилого строительства в территориальной зоне Ж-4 одному из предельных параметров, является правильным.
Доводы административного истца о том, реконструкция была осуществлена им на основании полученного от Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми уведомления от 16.09.2019 № 059-22-05-06-897-2019 о соответствии указанных в уведомлении от 09.09.2019 № 059-22-01-34/03-211 параметров объекта индивидуального жилищного строительства по адресу г. Пермь, ул. ****, были проверены и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Как было установлено судом первой инстанции, в поданном Авдеевым А.С. уведомлении от 09.09.2019 № 059-22-01-34/03-211 были приведены данные параметрах планируемой реконструкции соответствующие нормативным требованиям, в том числе указаны сведения об отступе от объекта реконструкции до границы со смежным земельным участком по адресу г. Пермь, **** – 3 метра, что соответствует градостроительному регламенту.
Доводы истца о том, что параметры жилого дома при его постройке соответствовали требованиям действующего на момент постройки законодательства, что подтверждается актом приемки здания (сооружения) - одноэтажного одноквартирного каменного дома от 03.03.1964 года, в связи с чем по отношению к заявленному в уведомлении объекту не подлежат параметры, установленные Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Положениями п. 1 ч.7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проверка соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома производится относительно предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами - действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В порядке, предусмотренном ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации за разрешением на отклонение от предельного параметра разрешенного строительства в отношении минимального отступа от границ земельного участка до места допустимого размещения здания, истец не обращался.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Авдеева Александра Станиславовича без удовлетворения.
Председательствующий:/подпись/
Судьи: /подписи/