Решение по делу № 2-2604/2024 от 24.04.2024

Дело № 2-2604/2024

УИД: 51RS0001-01-2024-002322-81

Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2024 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2024 года                          г. Мурманск

Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе

председательствующего судьи Волковой Ю.А.

при секретаре Черномор С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабич О.С. к ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» об обязании предоставить адресную государственную социальную помощь,

УСТАНОВИЛ:

Бабич О.С. обратилась в суд с иском к ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» об обязании предоставить адресную государственную социальную помощь.

В обосновании требований указано, что в ДД.ММ.ГГГГ года Бабич О.С. обратилась в ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» через МФЦ за материальной поддержкой в виде адресной помощи.

ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» было отказано в предоставлении адресной помощи в связи с превышающим доходом.

Полагает отказ незаконным, поскольку субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг не является доходом.

Просит суд признать, что субсидия не является доходом, обязать ответчика предоставить адресную государственную социальную помощь.

Истец Бабич О.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно указала о том, что субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг имеет целевое назначение, и не является доходом, в связи с чем не должна учитываться при расчете среднедушевого дохода.

Представитель ответчика ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, направил в суд письменные возражения, указав о том, что среднедушевой доход Бабич О.С. превышает величину прожиточного минимума на душу населения, в связи с чем истцу было отказано в предоставлении адресной государственной социальной помощи.

Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз.2 ст.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина(ч.1 ст.8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и форма социального контракта устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (абз.4 ч.2 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В целях реализации вышеуказанного Федерального закона «О государственной социальной помощи» Мурманской областной Думой принят Закон Мурманской области от 23.12.2004г. №549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области».

В силу ст. 5 Закона Мурманской области от 23.12.2004г. №549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области предусмотрено:

Право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия имеют следующие категории граждан:

Получателями адресной государственной социальной помощи являются следующие категории граждан (семей), которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной Правительством Мурманской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»:

1) малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, за исключением категорий граждан (семей), указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

2) малоимущие семьи, имеющие в своем составе неработающего трудоспособного члена семьи, и малоимущие одиноко проживающие неработающие трудоспособные граждане.

Постановлением Правительства Мурманской области от 10.07.2009г. №308-ПП утвержден Порядок предоставления адресной государственной социальной помощи гражданам, оказавшимся в экстремальной или трудной жизненной ситуации (далее – Порядок), который определяет условия назначения и выплаты адресной государственной социальной помощи трудоспособным гражданам и гражданам, находящимся на их иждивении, оказавшимся в экстремальной или трудной жизненной ситуации, с целью их социальной реабилитации.

Адресная государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Порядком назначается решением органа (учреждения) социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина на основании письменного заявления (п.4 Порядка).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бабич О.С. обратилась в ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам адресной государственной социальной помощи».

ДД.ММ.ГГГГ ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» уведомило Бабич О.С. об отсутствии оснований для назначения адресной государственной помощи, поскольку среднедушевой доход превышает величину прожиточного минимума на душу населения. При расчете среднедушевого дохода учитывались виды доходов: 19 642 рубля 85 копеек - размер пенсии по старости, 4 569 рублей 93 копейки - размер субсидии по оплате ЖКУ, 2 011 рублей 13 копеек - региональная социальная доплата к пенсии, 251 рубль 28 копеек – региональная ежемесячная денежная выплата лицам старшего возраста.

Среднедушевой доход Бабич О.С. составляет 26 475 рублей 19 копеек, величина прожиточного минимума на душу населения на 2024 год составляет 24 413 рублей.

Истец при обращении с исковым заявлением указывает, что субсидия на оплату ЖКУ не является доходом, в связи с чем незаконно включена в расчет среднедушевого расчета.

Порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и предоставления им материальной помощи определяется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Согласно ст.4, ст.5 Федерального закона от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» расчет дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете дохода одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой перечень был утвержден постановлением Правительства РФ № 512 от 20 августа 2003 года с последующими изменениями. Согласно п. 1-2 Перечня при расчете дохода одиноко проживающего гражданина учитываются все виды доходов, полученные одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе и социальные выплаты из бюджетов всех уровней.

При этом указано, что при расчете дохода не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» понятие субсидии как имеющей целевое назначение полной или частичной оплаты предоставляемых гражданам социальных услуг используется лишь для целей настоящего Федерального закона.

Исчерпывающий перечень социальных услуг приведен в ст. 6.2. Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Данный перечень не содержит указаний на предоставление жилищно-коммунальных услуг. Согласно преамбуле, устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным этим Федеральным законом, а отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, предметом регулирования названного закона не являются.

Согласно ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Из содержания названной статьи следует, что получателями субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг могут быть не только малоимущие граждане, но и другие граждане, чьи расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе превышают федеральный стандарт максимально допустимой доли таких расходов, установленный Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года № 541.

Таким образом, понятие субсидии, определяемое Федеральным законом «О государственной социальной помощи», отличается от понятия субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого Жилищным кодексом Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг не является разновидностью государственной социальной помощи. Поэтому она должна учитываться при определении среднедушевого дохода истца.

В соответствии с пп. «ж» п.5 Постановления Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075 (ред. от 30.10.2021) "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно" при расчете среднедушевого дохода учитываются следующие доходы, полученные в денежной форме: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из чего, следует, что при расчете среднедушевого дохода субсидия учитывается как один из видов дохода.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие условий, необходимых для приобретения права на адресную помощь, а именно превышение среднедушевого дохода Бабич О.С. над величиной прожиточного минимума, требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бабич О.С. к ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» об обязании предоставить адресную государственную социальную помощь – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Волкова

2-2604/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бабич Ольга Станиславовна
Ответчики
ГОКУ "Центр социальной помощи населению"
Первомайский окружной отдел ГОКУ ЦСПН г. Мурманска
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Волкова Юлия Александровна
Дело на странице суда
okt.mrm.sudrf.ru
24.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2024Передача материалов судье
24.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее