Решение по делу № 2-4428/2023 от 04.09.2023

Дело № 2-4428/23

УИД 11RS0005-01-2023-005704-19

РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Курлаповой Н.В.,

при секретаре Алферовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 08 ноября 2023 года гражданское дело по иску Кузнецова ВА к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Ухтинская городская поликлиника», Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Кузнецов В.А. обратился в суд с иском о возложении на Министерство здравоохранения Республики Коми (далее по тексту Минздрав РК) обязанности бесперебойно обеспечить льготными лекарственными препаратами: ....; возложении обязанности по закупу данных лекарственных препаратов бесперебойно; взыскании с Минздрава РК убытков, связанных с самостоятельным приобретением названных лекарственных препаратов в размере 6431,25 рублей; взыскании с Минздрава РК компенсации морального вреда в размере 100000 рублей; возложении на Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Ухтинская городская поликлиника» (далее по тексту ГБУЗ РК «УГП») обязанности обеспечивать льготными рецептами на лекарственные препараты по заключению врачебной комиссии под торговыми наименованиями .... на ежедневный прием; возложении обязанности выписывать льготные рецепты не позже следующего дня с момента его осмотра на длительный период от 90 до 180 дней; взыскании с ГБУЗ РК «УГП» компенсации морального вреда в размере 100000 рублей за нарушение порядка и сроков выписки льготных и платных рецептов и отказ выписке льготного препарата эриус по заключению врачебной комиссии, за отказ в предоставлении протокола врачебной комиссии от <...> г. .....

В обоснование требований указано, что Кузнецов В.А. является .... Заключением врачебной комиссии ГУ РК «Кардиологический клинический диспансер РК» .... от <...> г. Кузнецову В.А. назначено к применению для лечения имеющихся заболеваний препараты: .... Указанные препараты истцу необходимы по жизненным показаниям, должны приниматься постоянно и пожизненно. Истец как ... имеет право на получение данных препаратов бесплатно. На основании названного заключения врачебной комиссии истец <...> г. обратился в ГБУЗ РК «УГП» с заявлением об обеспечении лекарственными препаратами ... с выдачей рецептов на их бесплатное получение. <...> г. истец был осмотрен фельдшером данного медицинского учреждения, который пояснил, что рецепты на приобретение лекарственных препаратов будут переданы Кузнецову В.А. на следующий день. До <...> г. рецепты не были выписаны, в связи с чем представитель истца Кузнецова Н.А. была вынуждена самостоятельно посетить поликлинику и вновь подать заявление о предоставлении рецептов на приобретение лекарственных препаратов. В этот день Кузнецову В.А. были выписаны рецепты на платное приобретение лекарств, при этом на препарат «... рецепт был выдан с дозой 25 мг 2 раза в сутки, вместо положенных 75 мг. два раза в сутки. Рецепты на льготное приобретение лекарственных препаратов были выданы ГБУЗ РК «УГП» <...> г.. При этом на препарат «... рецепт был выдан на 14 дней, вместо препарата «...» был выписан «....», рецепт на препарат «...» не был выписан. В связи с необходимостью постоянного приема данных лекарственных препаратов они были приобретены истцом самостоятельно, расходы по их приобретению составили 6431,25 рублей. В связи с нарушением права на охрану здоровья, в том числе и на лекарственную терапию, истцом заявлены вышеуказанные требования.

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер», ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми».

В судебное заседание истец, представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Коми, третьих лиц ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер», ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия истца, Минздрава РК, ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер», ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми».

В судебном заседании представитель истца по доверенности Кузнецова Н.А. на иске настаивала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ГБУЗ РК «УГП» Тихомирова А.С., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, представила возражения согласно отзыву на исковое заявление.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Как следует из ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 настоящего Федерального закона; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

В силу пп. 3 п. 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, Министерство здравоохранения Республики Коми исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Коми) инвалидов 1 группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Республики Коми возложена на Министерство здравоохранения Республики Коми.

Вопросы организации отдельных категорий граждан, проживающих в Республике Коми, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении урегулированы Порядком организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми от 24.01.2023 № 1/28 (далее по тексту Порядок).

Согласно п.2.1. Порядка Министерство организует и контролирует процесс обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием; утверждает объем и номенклатуру закупаемых лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания для обеспечения отдельных категорий граждан.

Медицинские организации: формируют потребность в лекарственных препаратах, медицинских изделиях и лечебном питании для обеспечения отдельных категорий граждан в программном продукте, а также направляют утвержденные заявки на бумажном носителе в ГКУ РК "ЦОД МЗ РК"; организуют выписку рецептов отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми п.2.3. Порядка).

В силу п.3.1. Порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания осуществляется медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих гражданам первичную медико-санитарную помощь по месту жительства (пребывания) в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми (далее - медицинская организация).

Согласно п.3.10 Порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания по решению врачебной комиссии производится в случаях: назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, не заявленных медицинской организацией и/или не включенных в сводную потребность, отсутствующих в аптечной организации; назначения лекарственных препаратов по торговым наименованиям в случаях индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям.

В случае принятия врачебной комиссией решения о назначении лекарственного препарата, медицинского изделия или лечебного питания медицинская организация не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем принятия решения врачебной комиссией, направляет посредством почтовой связи и в электронной форме по защищенным каналам связи в медицинскую организацию, указанную в подпункте 5 пункта 1.3 настоящего Порядка, на рассмотрение заявку для индивидуального лекарственного обеспечения с приложением следующих документов (п.3.11. Порядка).

Согласно п.3.12 Порядка руководитель медицинской организации, указанной в подпункте 5 пункта 1.3 настоящего Порядка, обеспечивает рассмотрение заявки медицинской организации для индивидуального обеспечения пациента в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов в электронной форме и ее направление с приложением мотивированного заключения посредством почтовой связи: в медицинскую организацию в случае возможности оказания пациенту медицинской помощи с применением лекарственного препарата с терапевтической эквивалентностью, иного медицинского изделия, продукта лечебного питания, включенных в сводную потребность и имеющихся в наличии в ГУП РК "ГАРК"; в ГКУ РК "ЦОД МЗ РК" (с копией в медицинскую организацию) для дальнейшей организации мероприятий по обеспечению пациента необходимым лекарственным препаратом, медицинским изделием, лечебным питанием в случае невозможности оказания пациенту медицинской помощи с применением иного лекарственного препарата, медицинского изделия, продукта лечебного питания.

В случае невозможности оказания пациенту медицинской помощи с применением иного лекарственного препарата, медицинского изделия, лечебного питания руководитель медицинской организации, указанной в подпункте 5 пункта 1.3 настоящего Порядка, в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, обеспечивает направление в адрес медицинской организации рекомендаций по оказанию медицинской помощи пациенту на время проведения закупочных и иных организационных мероприятий для индивидуального обеспечения пациента.

Медицинские организации до поступления соответствующего лекарственного препарата в ГУП РК "ГАРК" организуют подбор аналоговой замены, альтернативной терапии либо организуют обеспечение пациента за счет иных источников, в том числе в условиях стационара (дневного стационара).

Пунктом 3.16 Порядка предусмотрено, что для лечения хронических заболеваний гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы, детям-инвалидам лекарственные препараты, медицинские изделия или лечебное питание могут выписываться на курс лечения до 180 дней в случаях объективной необходимости с учетом ранее выписанных рецептов.

При рассмотрении дела установлено, что Кузнецов В.А. является ...

На основании протокола .... от <...> г. ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» Кузнецову В.А. рекомендовано продолжить по месту жительства схему лечения препаратами: ...

<...> г. Кузнецов В.А. посредством письменного заявления обратился в ГБУЗ РК «УГП» с требованием о выписке бесплатных рецептов на приобретение препаратов: ..... При отсутствии возможности в выписке льготных рецептов Кузнецов В.А. просил выписать платные рецепты для приобретения лекарств.

<...> г. Кузнецов В.А. был осмотрен медицинским работником ГБУЗ РК «УГП».

По результатам осмотра пациента врачебная комиссия ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» 30 июня 2023 года приняла решение, оформленное протоколом ...., о назначении Кузнецову В.А. лекарственных препаратов под торговыми наименованиями ... дозировке 20 мг. .... по 1 таблетке 2 раза в день до изменения схемы лечения, .. 75 мг. .... по 1 капсуле 2 раза в день до изменения схемы лечения, ... 5 мг. .... по 1 таблетке 1 раз в день курсом до 14 дней при аллергических проявлениях, зафиксированных документально и направлении дополнительной заявки главному внештатному специалисту врача-ревматолога Министерства здравоохранения Республики Коми для согласования обеспечения Кузнецова В.А. вышеуказанными лекарственными препаратами.

Как следует из отзыва Минздрава РК данная дополнительная заявка на получение лекарственных препаратов .... целях обеспечения Кузнецова В.А. была направлена ГБУЗ РК «УГП» письмом от <...> г. .....

<...> г. Кузнецов В.А. повторно обратился с заявлением в ГБУЗ РК «УГП» о предоставлении рецептов на приобретение назначенных лекарственных препаратов платно. В указанный день ГБУЗ РК «УГП» выписало Кузнецову В.А. рецепты для приобретения назначенных препаратов. Лекарственные препараты были приобретены истцом самостоятельно, за счет собственных денежных средств.

Рецепты на приобретение лекарств бесплатно как льготной категории граждан («...») и обеспечение Кузнецова В.А. медицинскими препаратами было осуществлено в следующие сроки: .... на основании рецепта от <...> г. обеспечение произведено <...> г.; ... на основании рецепта от <...> г. обеспечение произведено <...> г.. На препарат ..... мак до настоящего времени рецепт не выдан и соответственно Кузнецов В.А. не обеспечен данным лекарственным препаратом.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Министерством здравоохранения Республики Коми не исполнена обязанность по своевременному обеспечению Кузнецова В.А. лекарственными препаратами ...., нуждаемость в применении которых установлена заключением врачебной комиссии ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» от <...> г. ...., заключением врачебной комиссии ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» <...> г. ..... При этом следует отметить, что применение указанных лекарственных препаратов является для истца жизненно необходимым.

При отсутствии льготного обеспечения истца лекарственными препаратами необходимость их приобретения за счет собственных денежных средств обсуждаться не может. Расходы истца по приобретению названных лекарственных препаратов составили 6431,25 рублей, что подтверждается представленными платежными документами.

С учетом изложенного, требование Кузнецова В.А. о возложении на ответчика обязанности обеспечить его лекарственными препаратами .., взыскании с ответчика расходов по самостоятельному приобретению лекарственных препаратов в размере 6431,25 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд не может обязать Минздрав РК бесперебойно, то есть постоянно обеспечивать истца данными лекарственными препаратами и постоянно производить их закуп, поскольку может быть изменена необходимость в их применении Кузнецовым В.А. по медицинским показаниям.

Суд также признает обоснованными требования истца о возложении на ГБУЗ РК «УГП» обязанности по обеспечению истца рецептами на льготное приобретение лекарственных препаратов: ...... до сохранения установленной лекарственной терапии, на длительный период до 180 дней, поскольку возможность выписки лекарственных препаратов на данный период предусмотрена п.3.16 Порядка, у истца имеется объективная необходимость выписки рецептов на длительный период, так как он страдает хроническими заболеваниями и является инвалидом первой группы.

При решении вопроса о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда суд учитывает следующее.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая, что Минздравом Республики Коми допущено нарушение прав истца на своевременное и полное обеспечение Кузнецова В.А. лекарственными препаратами, применение данных лекарственных препаратов является для истца жизненно необходимым, требование о взыскании компенсации морального вреда с данного ответчика суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С учетом конкретных обстоятельств дела, систематического нарушения прав истца на лекарственное обеспечение, принимая во внимание индивидуальные особенности истца (инвалид первой группы), исходя их требований разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с Минздрава РК в пользу Кузнецова В.А. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Суд также признает обоснованным требование истца о взыскании с ГБУЗ РК «УГП» компенсации морального вреда в связи со следующим.

При обращении истца к данному ответчику с заявлением о выписке рецептов на приобретение назначенных препаратов <...> г., Кузнецов В.А. в заявлении указал, что при отсутствии возможности получения рецептов на бесплатное получение медицинских препаратов, он требует выписать рецепты на их платное получение. Указанные рецепты были выписаны истцу <...> г., то есть спустя восемь дней с даты подачи заявления. При этом рецепты были выписаны при повторном обращении представителя истца с заявлением. Необходимость получения вышеуказанных лекарственных препаратов была установлена заключением врачебной комиссии ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» от 29 мая 2023 года № 1399, копия которого была приложена истцом к заявлению о предоставлении рецептов. Каких –либо препятствий для выписки рецептов на платное приобретение лекарственных препаратов суд не усматривает. При этом следует отметить, что ответчику как медицинской организации, осуществляющей длительное медицинское обслуживание истца по месту его жительства, достоверно известно о состоянии здоровья истца, об имеющихся многочисленных хронических заболеваниях истца и о необходимости постоянного приема лекарственных препаратов по жизненным показаниям.

Так же суд учитывает, что ГБУЗ РК «УГП» нарушены сроки направления заявки для лекарственного обеспечения Кузнецова В.А. Решение врачебной комиссии ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» от 29 мая 2023 года № 1399 о назначении вышеуказанных лекарственных препаратов Кузнецову В.А. поступило в адрес ГБУЗ РК «УГП» 26 июня 2023 года, заявка направлена в адрес главного внештатного специалиста врача –ревматолога 03 июля 2023 года. Объективных причин невозможности принятия решения врачебной комиссией ГБУЗ РК «УГП» о назначении лекарственных препаратов истцу в кратчайшие сроки после получения решения врачебной комиссии ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» ответчиком не приведено.

С учетом данных обстоятельств, исходя из степени вины ответчика ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника», принципа разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» в пользу Кузнецова В.А. компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кузнецова ВА, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Кузнецова ВА компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 6431 рубль 25 копеек.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения «Ухтинская городская поликлиника» в пользу Кузнецова ВА компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Коми обеспечить Кузнецова ВА бесплатно лекарственными препаратами под торговыми наименованиями .... (указана суточная дозировка препаратов) до сохранения необходимости лекарственной терапии данными лекарственными препаратами.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Ухтинская городская поликлиника» выдавать Кузнецову ВА рецепты на бесплатное приобретение лекарственных препаратов ..... (указана суточная дозировка препаратов) не позднее одного дня с момента обращения Кузнецова ВА либо осмотра истца, до сохранения установленной лекарственной терапии, на длительный период до 180 дней,

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в апелляционном порядке, путём подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, 16 ноября 2023 года.

Судья Н.В. Курлапова

Дело № 2-4428/23

УИД 11RS0005-01-2023-005704-19

РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Курлаповой Н.В.,

при секретаре Алферовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 08 ноября 2023 года гражданское дело по иску Кузнецова ВА к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Ухтинская городская поликлиника», Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Кузнецов В.А. обратился в суд с иском о возложении на Министерство здравоохранения Республики Коми (далее по тексту Минздрав РК) обязанности бесперебойно обеспечить льготными лекарственными препаратами: ....; возложении обязанности по закупу данных лекарственных препаратов бесперебойно; взыскании с Минздрава РК убытков, связанных с самостоятельным приобретением названных лекарственных препаратов в размере 6431,25 рублей; взыскании с Минздрава РК компенсации морального вреда в размере 100000 рублей; возложении на Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Ухтинская городская поликлиника» (далее по тексту ГБУЗ РК «УГП») обязанности обеспечивать льготными рецептами на лекарственные препараты по заключению врачебной комиссии под торговыми наименованиями .... на ежедневный прием; возложении обязанности выписывать льготные рецепты не позже следующего дня с момента его осмотра на длительный период от 90 до 180 дней; взыскании с ГБУЗ РК «УГП» компенсации морального вреда в размере 100000 рублей за нарушение порядка и сроков выписки льготных и платных рецептов и отказ выписке льготного препарата эриус по заключению врачебной комиссии, за отказ в предоставлении протокола врачебной комиссии от <...> г. .....

В обоснование требований указано, что Кузнецов В.А. является .... Заключением врачебной комиссии ГУ РК «Кардиологический клинический диспансер РК» .... от <...> г. Кузнецову В.А. назначено к применению для лечения имеющихся заболеваний препараты: .... Указанные препараты истцу необходимы по жизненным показаниям, должны приниматься постоянно и пожизненно. Истец как ... имеет право на получение данных препаратов бесплатно. На основании названного заключения врачебной комиссии истец <...> г. обратился в ГБУЗ РК «УГП» с заявлением об обеспечении лекарственными препаратами ... с выдачей рецептов на их бесплатное получение. <...> г. истец был осмотрен фельдшером данного медицинского учреждения, который пояснил, что рецепты на приобретение лекарственных препаратов будут переданы Кузнецову В.А. на следующий день. До <...> г. рецепты не были выписаны, в связи с чем представитель истца Кузнецова Н.А. была вынуждена самостоятельно посетить поликлинику и вновь подать заявление о предоставлении рецептов на приобретение лекарственных препаратов. В этот день Кузнецову В.А. были выписаны рецепты на платное приобретение лекарств, при этом на препарат «... рецепт был выдан с дозой 25 мг 2 раза в сутки, вместо положенных 75 мг. два раза в сутки. Рецепты на льготное приобретение лекарственных препаратов были выданы ГБУЗ РК «УГП» <...> г.. При этом на препарат «... рецепт был выдан на 14 дней, вместо препарата «...» был выписан «....», рецепт на препарат «...» не был выписан. В связи с необходимостью постоянного приема данных лекарственных препаратов они были приобретены истцом самостоятельно, расходы по их приобретению составили 6431,25 рублей. В связи с нарушением права на охрану здоровья, в том числе и на лекарственную терапию, истцом заявлены вышеуказанные требования.

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер», ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми».

В судебное заседание истец, представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Коми, третьих лиц ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер», ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия истца, Минздрава РК, ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер», ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми».

В судебном заседании представитель истца по доверенности Кузнецова Н.А. на иске настаивала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ГБУЗ РК «УГП» Тихомирова А.С., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, представила возражения согласно отзыву на исковое заявление.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Как следует из ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 настоящего Федерального закона; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

В силу пп. 3 п. 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, Министерство здравоохранения Республики Коми исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Коми) инвалидов 1 группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Республики Коми возложена на Министерство здравоохранения Республики Коми.

Вопросы организации отдельных категорий граждан, проживающих в Республике Коми, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении урегулированы Порядком организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми от 24.01.2023 № 1/28 (далее по тексту Порядок).

Согласно п.2.1. Порядка Министерство организует и контролирует процесс обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием; утверждает объем и номенклатуру закупаемых лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания для обеспечения отдельных категорий граждан.

Медицинские организации: формируют потребность в лекарственных препаратах, медицинских изделиях и лечебном питании для обеспечения отдельных категорий граждан в программном продукте, а также направляют утвержденные заявки на бумажном носителе в ГКУ РК "ЦОД МЗ РК"; организуют выписку рецептов отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми п.2.3. Порядка).

В силу п.3.1. Порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания осуществляется медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих гражданам первичную медико-санитарную помощь по месту жительства (пребывания) в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми (далее - медицинская организация).

Согласно п.3.10 Порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания по решению врачебной комиссии производится в случаях: назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, не заявленных медицинской организацией и/или не включенных в сводную потребность, отсутствующих в аптечной организации; назначения лекарственных препаратов по торговым наименованиям в случаях индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям.

В случае принятия врачебной комиссией решения о назначении лекарственного препарата, медицинского изделия или лечебного питания медицинская организация не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем принятия решения врачебной комиссией, направляет посредством почтовой связи и в электронной форме по защищенным каналам связи в медицинскую организацию, указанную в подпункте 5 пункта 1.3 настоящего Порядка, на рассмотрение заявку для индивидуального лекарственного обеспечения с приложением следующих документов (п.3.11. Порядка).

Согласно п.3.12 Порядка руководитель медицинской организации, указанной в подпункте 5 пункта 1.3 настоящего Порядка, обеспечивает рассмотрение заявки медицинской организации для индивидуального обеспечения пациента в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов в электронной форме и ее направление с приложением мотивированного заключения посредством почтовой связи: в медицинскую организацию в случае возможности оказания пациенту медицинской помощи с применением лекарственного препарата с терапевтической эквивалентностью, иного медицинского изделия, продукта лечебного питания, включенных в сводную потребность и имеющихся в наличии в ГУП РК "ГАРК"; в ГКУ РК "ЦОД МЗ РК" (с копией в медицинскую организацию) для дальнейшей организации мероприятий по обеспечению пациента необходимым лекарственным препаратом, медицинским изделием, лечебным питанием в случае невозможности оказания пациенту медицинской помощи с применением иного лекарственного препарата, медицинского изделия, продукта лечебного питания.

В случае невозможности оказания пациенту медицинской помощи с применением иного лекарственного препарата, медицинского изделия, лечебного питания руководитель медицинской организации, указанной в подпункте 5 пункта 1.3 настоящего Порядка, в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, обеспечивает направление в адрес медицинской организации рекомендаций по оказанию медицинской помощи пациенту на время проведения закупочных и иных организационных мероприятий для индивидуального обеспечения пациента.

Медицинские организации до поступления соответствующего лекарственного препарата в ГУП РК "ГАРК" организуют подбор аналоговой замены, альтернативной терапии либо организуют обеспечение пациента за счет иных источников, в том числе в условиях стационара (дневного стационара).

Пунктом 3.16 Порядка предусмотрено, что для лечения хронических заболеваний гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы, детям-инвалидам лекарственные препараты, медицинские изделия или лечебное питание могут выписываться на курс лечения до 180 дней в случаях объективной необходимости с учетом ранее выписанных рецептов.

При рассмотрении дела установлено, что Кузнецов В.А. является ...

На основании протокола .... от <...> г. ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» Кузнецову В.А. рекомендовано продолжить по месту жительства схему лечения препаратами: ...

<...> г. Кузнецов В.А. посредством письменного заявления обратился в ГБУЗ РК «УГП» с требованием о выписке бесплатных рецептов на приобретение препаратов: ..... При отсутствии возможности в выписке льготных рецептов Кузнецов В.А. просил выписать платные рецепты для приобретения лекарств.

<...> г. Кузнецов В.А. был осмотрен медицинским работником ГБУЗ РК «УГП».

По результатам осмотра пациента врачебная комиссия ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» 30 июня 2023 года приняла решение, оформленное протоколом ...., о назначении Кузнецову В.А. лекарственных препаратов под торговыми наименованиями ... дозировке 20 мг. .... по 1 таблетке 2 раза в день до изменения схемы лечения, .. 75 мг. .... по 1 капсуле 2 раза в день до изменения схемы лечения, ... 5 мг. .... по 1 таблетке 1 раз в день курсом до 14 дней при аллергических проявлениях, зафиксированных документально и направлении дополнительной заявки главному внештатному специалисту врача-ревматолога Министерства здравоохранения Республики Коми для согласования обеспечения Кузнецова В.А. вышеуказанными лекарственными препаратами.

Как следует из отзыва Минздрава РК данная дополнительная заявка на получение лекарственных препаратов .... целях обеспечения Кузнецова В.А. была направлена ГБУЗ РК «УГП» письмом от <...> г. .....

<...> г. Кузнецов В.А. повторно обратился с заявлением в ГБУЗ РК «УГП» о предоставлении рецептов на приобретение назначенных лекарственных препаратов платно. В указанный день ГБУЗ РК «УГП» выписало Кузнецову В.А. рецепты для приобретения назначенных препаратов. Лекарственные препараты были приобретены истцом самостоятельно, за счет собственных денежных средств.

Рецепты на приобретение лекарств бесплатно как льготной категории граждан («...») и обеспечение Кузнецова В.А. медицинскими препаратами было осуществлено в следующие сроки: .... на основании рецепта от <...> г. обеспечение произведено <...> г.; ... на основании рецепта от <...> г. обеспечение произведено <...> г.. На препарат ..... мак до настоящего времени рецепт не выдан и соответственно Кузнецов В.А. не обеспечен данным лекарственным препаратом.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Министерством здравоохранения Республики Коми не исполнена обязанность по своевременному обеспечению Кузнецова В.А. лекарственными препаратами ...., нуждаемость в применении которых установлена заключением врачебной комиссии ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» от <...> г. ...., заключением врачебной комиссии ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» <...> г. ..... При этом следует отметить, что применение указанных лекарственных препаратов является для истца жизненно необходимым.

При отсутствии льготного обеспечения истца лекарственными препаратами необходимость их приобретения за счет собственных денежных средств обсуждаться не может. Расходы истца по приобретению названных лекарственных препаратов составили 6431,25 рублей, что подтверждается представленными платежными документами.

С учетом изложенного, требование Кузнецова В.А. о возложении на ответчика обязанности обеспечить его лекарственными препаратами .., взыскании с ответчика расходов по самостоятельному приобретению лекарственных препаратов в размере 6431,25 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд не может обязать Минздрав РК бесперебойно, то есть постоянно обеспечивать истца данными лекарственными препаратами и постоянно производить их закуп, поскольку может быть изменена необходимость в их применении Кузнецовым В.А. по медицинским показаниям.

Суд также признает обоснованными требования истца о возложении на ГБУЗ РК «УГП» обязанности по обеспечению истца рецептами на льготное приобретение лекарственных препаратов: ...... до сохранения установленной лекарственной терапии, на длительный период до 180 дней, поскольку возможность выписки лекарственных препаратов на данный период предусмотрена п.3.16 Порядка, у истца имеется объективная необходимость выписки рецептов на длительный период, так как он страдает хроническими заболеваниями и является инвалидом первой группы.

При решении вопроса о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда суд учитывает следующее.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая, что Минздравом Республики Коми допущено нарушение прав истца на своевременное и полное обеспечение Кузнецова В.А. лекарственными препаратами, применение данных лекарственных препаратов является для истца жизненно необходимым, требование о взыскании компенсации морального вреда с данного ответчика суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С учетом конкретных обстоятельств дела, систематического нарушения прав истца на лекарственное обеспечение, принимая во внимание индивидуальные особенности истца (инвалид первой группы), исходя их требований разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с Минздрава РК в пользу Кузнецова В.А. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Суд также признает обоснованным требование истца о взыскании с ГБУЗ РК «УГП» компенсации морального вреда в связи со следующим.

При обращении истца к данному ответчику с заявлением о выписке рецептов на приобретение назначенных препаратов <...> г., Кузнецов В.А. в заявлении указал, что при отсутствии возможности получения рецептов на бесплатное получение медицинских препаратов, он требует выписать рецепты на их платное получение. Указанные рецепты были выписаны истцу <...> г., то есть спустя восемь дней с даты подачи заявления. При этом рецепты были выписаны при повторном обращении представителя истца с заявлением. Необходимость получения вышеуказанных лекарственных препаратов была установлена заключением врачебной комиссии ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» от 29 мая 2023 года № 1399, копия которого была приложена истцом к заявлению о предоставлении рецептов. Каких –либо препятствий для выписки рецептов на платное приобретение лекарственных препаратов суд не усматривает. При этом следует отметить, что ответчику как медицинской организации, осуществляющей длительное медицинское обслуживание истца по месту его жительства, достоверно известно о состоянии здоровья истца, об имеющихся многочисленных хронических заболеваниях истца и о необходимости постоянного приема лекарственных препаратов по жизненным показаниям.

Так же суд учитывает, что ГБУЗ РК «УГП» нарушены сроки направления заявки для лекарственного обеспечения Кузнецова В.А. Решение врачебной комиссии ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» от 29 мая 2023 года № 1399 о назначении вышеуказанных лекарственных препаратов Кузнецову В.А. поступило в адрес ГБУЗ РК «УГП» 26 июня 2023 года, заявка направлена в адрес главного внештатного специалиста врача –ревматолога 03 июля 2023 года. Объективных причин невозможности принятия решения врачебной комиссией ГБУЗ РК «УГП» о назначении лекарственных препаратов истцу в кратчайшие сроки после получения решения врачебной комиссии ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» ответчиком не приведено.

С учетом данных обстоятельств, исходя из степени вины ответчика ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника», принципа разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» в пользу Кузнецова В.А. компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кузнецова ВА, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Кузнецова ВА компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 6431 рубль 25 копеек.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения «Ухтинская городская поликлиника» в пользу Кузнецова ВА компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Коми обеспечить Кузнецова ВА бесплатно лекарственными препаратами под торговыми наименованиями .... (указана суточная дозировка препаратов) до сохранения необходимости лекарственной терапии данными лекарственными препаратами.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Ухтинская городская поликлиника» выдавать Кузнецову ВА рецепты на бесплатное приобретение лекарственных препаратов ..... (указана суточная дозировка препаратов) не позднее одного дня с момента обращения Кузнецова ВА либо осмотра истца, до сохранения установленной лекарственной терапии, на длительный период до 180 дней,

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в апелляционном порядке, путём подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, 16 ноября 2023 года.

Судья Н.В. Курлапова

2-4428/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов Владимир Александрович
Ответчики
ГБУЗ "Ухтинская городская поликлиника"
Министерство Здравоохранения РК
Другие
ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми"
ГУ РК "Клинический кардиологоический диспансер"
Кузнецова Наталия Альбертовна
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Курлапова Наталья Викторовна
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
04.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2023Передача материалов судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
16.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее