Дело №2а-1754/2022
92RS0004-01-2022-001906-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
06 июня 2022 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Григорьевой У.С.,
при помощнике судьи – Смола Н.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Нахимовского района города Севастополя Василенко С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Нахимовского района города Севастополя в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю о принятии мер предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации; о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Нахимовского района города Севастополя в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены факты размещения для свободного доступа неограниченному кругу лиц на интернет-страницах <данные изъяты> <данные изъяты> запрещенной информации с предложением приобретения дипломов о высшем и среднем специальном образовании любого высшего учебного заведения Российской Федерации.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административный иск в полном объеме, просил его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Нахимовского района города Севастополя в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены факты размещения для свободного доступа неограниченному кругу лиц на интернет-страницах <данные изъяты> информации с предложением приобретения дипломов о высшем и среднем специальном образовании любого высшего учебного заведения Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационный технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. ч. 1 и 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образование может быть получено в установленном законом порядке.
Формы получения образования и обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
В силу ст. 60 Закона № 273-ФЗ документы об образовании и (или) о квалификации выдаются лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию.
Документы об образовании оформляются на государственном языке Российской Федерации и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Совершение данных преступлений способствует повышению уровня безграмотности несовершеннолетних, правонарушениям в сфере государственной и муниципальной службы, поскольку использование поддельных документов об образовании обеспечивает доступ к службе, в том числе в корыстных целях, лиц, не имеющих соответствующего образования, чем нарушается принцип государственной и муниципальной службы, касающийся профессионализма и компетентности гражданских или муниципальных служащих.
При этом в п. 16 данной статьи указано, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
В целях защиты основ конституционного строя, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства предусмотрена возможность ограничения доступа к информации.
Согласно ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения сайта в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайтыв сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации запрещенной.
Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Мониторингом установлено, что на интернет-страницах <данные изъяты> в нарушение указанных требований законодательства размещена информация о возможности приобретения дипломов о высшем и среднем специальном образовании любого высшего учебного заведения Российской Федерации.
Доступ к размещенной информации имеет неопределенный круг лиц.
Установить владельцев указанных интернет-страниц не представляется возможным.
Доступ к информации о возможности приобретения дипломов о высшем и среднем специальном образовании любого высшего учебного заведения Российской Федерации негативно влияет на криминогенную ситуацию в регионе, жизнь и здоровье населения, авторитет органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушает права и законные интересы в сфере защиты несовершеннолетних, занятости и труда граждан, получивших образование, в том числе несовершеннолетних, круг которых определить невозможно, а также подрывает авторитет государства, гарантирующего соблюдение этих прав.
Одним из способов защиты гражданских прав в силу ст. 12 ГК РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В целях защиты основ конституционного строя, жизни и здоровья прав и законных интересов других лиц, обесценения безопасности государства предусмотрена возможность ограничения доступа информации.
Руководствуясь ст. ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 39, 85, 188 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Прокурора Нахимовского района города Севастополя в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет – сайтах <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю включить страницы сайтов в сети «Интернет» <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд вынесший решение.
Решение в окончательной форме принято 06 июня 2022 года.
Председательствующий У.С. Григорьева