дело № 2а-107/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2019 года г. Медвежьегорск Республика Карелия
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Власова Ильи Алексеевича к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Республиканская больница № 2» УФСИН России по Республике Карелия о признании незаконным и отмене решения о постановке на профилактический учет,
установил:
Власов И.А. обратился с административным иском по тем основаниям, что отбывает уголовное наказание, был этапирован 08.08.2018 из ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК (далее ИК-1) в <адрес>). Несмотря на отсутствие с его стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания, 31.08.2018 был поставлен административным ответчиком на три вида профилактического учета. Действия РБ-2 по постановке на профилактический учет полагает незаконными, необоснованными, нарушающими его права и свободы, унижающими достоинство, поскольку оснований для постановки на профилактический учет, предусмотренных п. 8 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72, не имелось. Власов И.А. просит признать действия РБ-2 по постановке на профилактический учет незаконными.
Решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 04.10.2018 по делу № 2а-701/2018 в удовлетворении административных исковых требований Власову И.А. было отказано. Указанное решение вступило в законную силу 09.11.2018.
Определением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 08.02.2019 решение от 04.10.2018 по делу № 2а-701/2018 отменено по новым обстоятельствам. Указанное определение вступило в законную силу 26.02.2019.
В судебном заседании административный истец Власов И.А. административные исковые требования о признании незаконными действий РБ-2 по постановке на профилактический учет поддержал. Просил отменить решение о постановке его на профилактический учет как лица, склонного к <данные изъяты>, организующего и провоцирующего групповое противодействие законным требованиям администрации, склонного к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов. Отметил, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 16.11.2018 признано незаконным и отменено решение административной комиссии при ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК от 29.06.2018 о постановке его на профилактический учет как лица, склонного к нападению на представителей администрации, иных сотрудников правоохранительных органов. С 15.11.2018 более в РБ-2 не этапировался. Ныне отбывает наказание в <адрес> и состоит на одном виде профилактического учета как лицо, склонное к членовредительству.
Представитель административного ответчика РБ-2 в судебном заседании против административного иска возражала, полагала, что оспариваемые действия и решения перестали затрагивать права и интересы административного истца, в связи с чем считала производство по делу подлежащим прекращению. Пояснила, что постановка осужденного Власова И.А. на профилактический учет соответствовала п. 39 и п. 43 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72, была обоснована сведениями личного дела осужденного и заведенной на него учетной карточкой, согласно которым Власов И.А. был поставлен на профилактический учет в ИК-1 как лицо, организующее и провоцирующее групповое противодействие законным требованиям администрации; склонное к совершению <данные изъяты> и членовредительству; склонное к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов. Порядок постановки Власова М.А. на профилактический учет соблюден. Власов И.А. после вынесения Верховным судом Республики Карелия апелляционного определения от 16.11.2018 в РБ-2 не этапировался, соответственно РБ-2 иные решения о постановке Власова И.А. на профилактический учет не принимались.
Представитель заинтересованного лица ИК-1 не явился, извещен, просил о рассмотрении административного дела в свое отсутствие. В письменных пояснениях указывает, что на основании решения административной комиссии от 18.01.2018 Власов И.А. был поставлен на профилактический учет как лицо, организующее и провоцирующее групповое противодействие законным требованиям администрации, склонное к совершению <данные изъяты> и членовредительству. На основании решения административной комиссии ИК-1 от 29.06.2018 был поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к нападению на представителей администраации и иных сотрудников правоохранительных органов. Апелляционное определение Верховного Суда РК от 16.11.2018 об отмене решения административной комиссии от 29.06.2018 поступило в учреждение 21.12.2018. Решением административной комиссии ИК-1 от 21.12.2018 Власов И.А. был снят с профилактического учета как лицо, склонное к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов. 25.12.2018 по решению административной комиссии при ФКУ ИК-1 осужденный Власов И.А. был снят с профилактического учета как лицо, организующее и провоцирующее групповое противодействие законным требованиям администрации. По состоянию на 28.02.2019 состоит на одном виде профилактического учета как лицо, склонное к совершению <данные изъяты> и членовредительства.
На основании ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Приказом Минюста России от 20.05.2003 N 72 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция). Согласно п. 2 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством профилактических мероприятий.
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика) (п. 5 Инструкции).
В соответствии с п. 23 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия.
В силу абз. 3, 6, 11 п. 24 Инструкции установлено, что на профилактический учет берутся осужденные (подозреваемые и обвиняемые), организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации; склонные к совершению суицида и членовредительству; склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.
Согласно п. 8 Инструкции, основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.
Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, что Власов Илья Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ рождения, осужден приговором мирового судьи Северного судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 26.04.2016 по ч. 2 ст. 139, ч. 1 ст. 119, ч. 2 ст. 69, ч. 5 ст. 69 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 04 года 02 месяца лишения свободы.
Решением административной комиссии ИК-1, оформленным протоколом № 6 от 18.01.2018, Власов И.А. поставлен на профилактический учет как лицо, организующее и провоцирующее групповое противодействие законным требованиям администрации, склонное к совершению суицида и членовредительству.
Решением административной комиссии ИК-1, оформленным протоколом № 64 от 29.06.2018, Власов И.А. поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к нападению на представителей администрации, иных сотрудников правоохранительных органов.
08.08.2018 Власов И.А. из ИК-1 поступил в РБ-2. Согласно учетной карточке лица, поставленного на профилактический учет, на момент поступления в РБ-2 Власов И.А. с профилактического учета, на который он был поставлен в ИК-1, не снят.
Материалами дела, подтверждается, что 30.08.2018 начальником отдела безопасности РБ-2 по результатам изучения личного дела осужденного подан рапорт о постановке Власова И.А. на профилактический учет как лица, организующего и провоцирующего групповое противодействие законным требованиям администрации, склонного к совершению <данные изъяты> и членовредительству, к нападению на представителей администрации, иных сотрудников правоохранительных органов.
Решением административной комиссии РБ-2, оформленным протоколом № 26 от 31.08.2018, Власов И.А. поставлен на профилактический учет на основании абз. 3,6, 11 п. 24 вышеуказанной Инструкции.
Из системного толкования положений статей 16, 73, 74 УИК РФ следует, что исправительные учреждения (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения) образуют единую систему исполнения наказаний на территории Российской Федерации, следственные изоляторы могут выполнять функции исправительных учреждений.
В соответствии с ч. 8 ст. 74 УИК лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.
Как следует из п. 39 указанной Инструкции, при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках.
Согласно п. 43 Инструкции, при убытии лица, поставленного на профилактический учет, в другое учреждение УИС учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу обвиняемого, подозреваемого или осужденного. Администрация учреждения УИС, принявшая такого осужденного (обвиняемого, подозреваемого), постановку его на профилактический учет осуществляет в соответствии с пунктом 39 настоящей Инструкции.
Оценивая исследованные доказательства с учетом анализа приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что Власов И.А. был обоснованно поставлен РБ-2 на профилактический учет, поскольку в личном деле Власова И.А. на момент его поступления в РБ-2 имелась учетная карточка лица, поставленного на профилактический учет как организующего и провоцирующего групповое противодействие законным требованиям администрации, склонного к совершению <данные изъяты> и членовредительству, к нападению на представителей администрации, иных сотрудников правоохранительных органов. Сведений о снятии Власова И.А. с учета в личной карточке не имелось. Порядок постановки Власова И.А. на профилактический учет административным ответчиком не нарушен, основания постановки на профилактический учет соответствуют п. 39, п. 43 Инструкции.
Доводы Власова И.А. о том, что оспариваемое действие (решение) нарушает его права и свободы, унижает его достоинство, суд оценивает как несостоятельные, так как постановка на профилактический учет не может рассматриваться как нарушение прав, свобод либо привлечение к ответственности, поскольку по своей сути профилактический учет не влечет возложение на осужденного каких-либо обязанностей, имеет целью недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий, осуществляемых сотрудниками учреждений, что следует рассматривать как составную часть воспитательной работы, направленной на исправление указанных лиц.
То обстоятельство, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 16.11.2018 признано незаконным и отменено решение административной комиссии при ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК от 29.06.2018 о постановке Власова И.А. на профилактический учет как лица, склонного к нападению на представителей администрации, иных сотрудников правоохранительных органов, не свидетельствует о незаконности постановки Власова И.А. на профилактический учет в РБ-2, поскольку на дату постановки Власова И.А. на профилактический учет в РБ-2 решения административной комиссии ИК-1 незаконными признаны не были. Кроме того материалами дела подтверждается, что после 15.11.2018 Власов И.А. в РБ-2 более не этапировался, по месту отбывания наказания в ИК-1 21.12.2018 был снят с профилактического учета как лицо, склонное к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, решением от 25.12.2018 снят с профилактического учета, как лицо, организующее и провоцирующее групповое противодействие законным требованиям администрации; ныне административный истец отбывает наказание ИК-1, где состоит на одном виде профилактического учета, как лицо склонное к совершению <данные изъяты> и членовредительства.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая, что суд пришел к выводу об обоснованности и законности оспариваемого действия (решения), оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Власову Илье Алексеевичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелии через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Ерохова
Решение в окончательной форме составлено 10 марта 2019 года.