Судья Захаров А.В.

    Дело № 2-179/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-5595/2022

13 мая 2022 года г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего    Мицкевич А.Э.,

судей    Морозовой Е.Г., Пашковой А.Н.,

при секретаре    Клышевой А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Семенова А. С., Семенова Ю. М., Семеновой Р.Ю. на решение Миасского городского суда Челябинской области от 18 февраля 2022 года по гражданскому делу по иску Семенова А. С. к администрации Миасского городского округа Челябинской области о включении в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заслушав доклад судьи Морозовой Е.Г. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения истца Семенова А.С., третьего лица Семеновой Р.Ю., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Семенов А.С. обратился с исковым заявлением к администрации Миасского городского округа Челябинской области о признании незаконным постановления от 26 августа 2021 года № «Об исключении Семенова А.С. из списка ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 года», возложении на администрацию Миасского городского округа Челябинской области обязанности включить его в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 года. В обоснование исковых требований указал, что судебным решением был восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма с 08 октября 2004 года. Семенов А.С. является <данные изъяты> и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах». Во исполнение судебного акта постановлением администрации от 30 июля 2020 года № истец был включен в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 года, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты, состоящих на учете в администрации Миасского городского округа, а так же был включён в областной реестр на 2020 год, по состоянию на 01 октября 2020 года порядковый номер Семенова А.С. в очереди был №. Впоследствии, в противоречие названным выше актам, письмом Министерства социальных отношений Челябинской области от 28 июня 2021 года № до сведения матери истца Семеновой Р.Ю. было доведено, что поскольку инвалидность истца была впервые установлена 22 июля 2015 года, то есть после 01 января 2005 года, он не мог быть включён в реестр ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года. По мнению Министерства социальных отношений Семенов А.С. должен быть обеспечен жильём по договору социального найма в порядке общей очереди согласно дате постановки на учёт. После получения администрацией Миасского городского округа Челябинской области указанного письма оспариваемым постановлением истец был исключён из списка ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истец Семенов А.С., представитель ответчика, представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области, третье лицо Семенов Ю.М. в судебное заседание суда первой инстанции при надлежащем извещении не явились.

Представитель истца Вахрушина Е.В. и третье лицо Семенова Р.Ю. поддержали заявленные требования по указанным в иске основаниям, пояснив, что военная травма, <данные изъяты> Семенова А.С., получена в период прохождения военной службы в <адрес> в 2014 году.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований Семенов А.С. к администрации Миасского городского округа Челябинской области отказал в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Семенов А.С., третьи лица Семенов Ю.М., Семёнова Р.Ю. просят решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. В обоснование жалобы указывают, что судом не учтено, что на основании апелляционного определения Челябинского областного суда от 30 января 2020 года по делу № 11-940/2020 Семенов А.С. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещений по договору социального найма с 08 октября 2004 года. Выражают несогласие с выводом суда о том, что Семенов А.С. состоит на учете нуждающегося в жилом помещении только с 2015 года. Повторяя доводы искового заявления, указывают, что Семенов А.С. является <данные изъяты> и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Считают противоречивыми постановление администрации от 30 июля 2020 года №, письмо Министерства социальных отношений Челябинской области № от 23 октября 2020 года и письмо Министерства социальных отношений Челябинской области от 28 июня 2021 года №. Полагают незаконным исключение Семенова А.С. из списка ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, поскольку он является <данные изъяты>, полученной в период прохождения службы в армии, а также был восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с 08 октября 2004 года.

Представитель ответчика администрации Миасского городского округа Челябинской области, представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области, третье лицо Семенов Ю.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет.

Заслушав пояснения истца Семенова А.С., третьего лица Семеновой Р.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Семенов А.С. является <данные изъяты> относится к числу военнослужащих, проходивших службу по призыву и получивших военную травму при исполнении обязанностей военной службы, в силу чего имеет право на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 13-17).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 января 2020 года по делу № 11-940/2020 отменено в части решение Миасского городского суда Челябинской области от 24 октября 2019 года по делу № 2 – 2178/2019 и принято новое решение, которым истец Семенов А.С. восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с 08 октября 2004 года. При рассмотрении данного дела судебной коллегией было установлено, что Семенов А.С. обеспечен жильем свыше нормы предоставления, установленной на территории Миасского городского округа (15 кв.м), однако занимаемое им жилое помещение не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений для проживания инвалидов (л.д. 149-153).

Постановлением администрации Миасского городского округа Челябинской области от 30 июля 2020 года № Семенов А.С. включён в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты, состоящих на учете в администрации Миасского городского округа Челябинской области (л.д. 64).

Письмом Министерства социальных отношений Челябинской области от 23 октября 2020 года №-С истцу было разъяснено, что администрацией Миасского городского округа Челябинской области представлена информация о включении Семенова А.С. в указный выше список ветеранов, вставших на учет до 01 января 2005 года, в силу чего Министерством истец включен в областной реестр на 2020 год с даты постановки на учет. По состоянию на 01 октября 2020 года порядковый номер Семенова А.С. – 4 (л.д. 65-66).

Письмами Министерства социальных отношений Челябинской области от 01 апреля 2021 года №-С и от 28 июня 2021 года № истцу и третьему лицу Семеновой Р.Ю. было разъяснено, что Семенов А.С. включён администрацией Миасского городского округа Челябинской области в список нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с 08 октября 2004 года и не имеет права на включение в соответствующий список ветеранов, вставших на учет до 01 января 2005 года, так как инвалидность истца впервые установлена ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение <данные изъяты> выдано ДД.ММ.ГГГГ, и по состоянию на 01 января 2005 года он не являлся <данные изъяты> (л.д.67-70).

Постановлением администрации Миасского городского округа Челябинской области от 26 августа 2021 года № Семенов А.С. исключен из списка ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 года, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты, состоящих на учёте администрации Миасского городского округа Челябинской области (л.д. 75).

Согласно письму администрации Миасского городского округа Челябинской области от 26 августа 2021 года Семенов А.С. восстановлен в общем списке нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, по состоянию на 2021 год номер Семенова А.С. в списке № (л.д. 73-74).

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности исключения истца из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете на 01 января 2005 года, поскольку истец обратился в администрацию Миасского городского округа Челябинской области с заявлением об обеспечении жильем на основании Закона «О ветеранах» после 01 января 2005 года, удостоверение <данные изъяты>.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов и инвалидов войны в Российской Федерации и круг лиц, относящихся к данной категории, определены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В целях реализации статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года № 149-П утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений.

Согласно пункту 4 указанного Положения на основании поданных гражданами заявлений органами местного самоуправления составляются списки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты.

В силу частей 2, 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что инвалиды, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно, Жилищным кодексом Российской Федерации.

Реализация конституционного права на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09 апреля 2002 года, № 123-О, от 04 марта 2004 года № 80-О, от 15 июля 2010 года № 955-О-О). Таким требованием в данном случае является совокупность следующих условий: принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года и наличие на этот момент статуса инвалида войны.

Довод Семенова А.С. о том, что с 08 октября 2004 года он состоял на учете в администрации Миасского городского округа Челябинской области в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отмену оспариваемого решения не влечет, основанием для удовлетворения требований не является.

Положением статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривалось ранее и предусматривается сейчас, что реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца.

Таким образом, правовое значение имеет дата выдачи удостоверения <данные изъяты>, поскольку только с момента выдачи такого удостоверения на его владельца распространяются права и льготы, установленные, в частности, пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах».

Удостоверение <данные изъяты>, как установлено решением Миасского городского суда Челябинской области от 24 октября 2019 года, впервые выдано Семенову А.С. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.147об.). Впервые инвалидность установлена Семенову А.С. ДД.ММ.ГГГГ.

Отсутствие указанного удостоверения до 01 января 2005 года лишает истца права быть учтенным в списках на получение жилья как инвалида войны до 01 января 2005 года.

При этом судебная коллегия учитывает, что Семенов А.С. в настоящее время продолжает состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с датой постановки на учет с 08 октября 2004 года.

Таким образом, нарушений прав истца администрацией Миасского городского округа Челябинской области не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░ 2022 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

11-5595/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Семенов Александр Сергеевич
Ответчики
Администрация МГО
Другие
Вахрушина Евгения Викторовна
Министерство социальных отношений Челябинской области
Семенов Юрий Михайлович
Семенова Роза Юрьевна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Морозова Екатерина Григорьевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
07.04.2022Передача дела судье
13.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2022Передано в экспедицию
13.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее