категория 2.148
91RS0002-01-2023-001711-69
Дело № 2-1838/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 мая 2023 года город Симферополь
Киевский районный суд гор. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Пронина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лозинской А.Н.,
с участием представителя истца ФИО3, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации <адрес> Республики Крым к ФИО1, третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> Республики Крым, МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка и запрете использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> Республики Крым обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит:
- признать незаконными действия ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, по нецелевому использованию земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью 358 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «магазины»;
- запретить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, использовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 358 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «магазины» - для размещения станции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, в том числе шиномонтаж, а также функционирования кафе, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 является правообладателем земельного участка площадью 358 +/- 3.79 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «магазины», что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН. Управлением муниципального контроля Администрации <адрес> в рамках осуществления муниципального земельного контроля проведено выездное обследование, по результатам проведения которого составлен Акт №з от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с вышеуказанным Актом, в ходе обследования, визуальным осмотром было установлено, что в границах земельного участка расположена станция технического обслуживания и кафе «Визит». На момент проведения обследования, вышеуказанный земельный участок используется под размещение станции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, в том числе шиномонтаж, а также функционирования кафе (предоставление услуг общественного питания). Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:22:010206:3638 не предполагает использование земельного участка для обустройства станции технического обслуживания (объекты дорожного сервиса, код 4.9.1) и кафе (общественное питание, код 4.6).
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных требований, ФИО1 возражал против их удовлетворения, не оспаривая размещения на спорном земельном участке станции технического обслуживания автомобилей и кафе, иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми отправлениями и расписками, приобщенными к материалам настоящего гражданского дела.
В соответствии со ст. 117, 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.
Заслушав пояснения представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, осуществление муниципального жилищного, земельного контроля.
В силу ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1, абзаца 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации является деление и использование земель по целевому назначению. Данными нормами материального права произведено подразделение земель на категории и определено, что они используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Регулирование отношений по использованию земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, тесно связано с решениями, принимаемыми органами публичной власти в градостроительной сфере и призванными обеспечить комфортную окружающую среду в населенных пунктах, благоприятные условия жизни, транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных и других организаций (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2317-О).
Для достижения этой цели статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации закрепляет основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1), осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4). Обеспечивая гармоничное сочетание принципов земельного и градостроительного законодательства, федеральный законодатель раскрывает в Градостроительном кодексе Российской Федерации (пункты 7 и 9 статьи 1) и Земельном кодексе Российской Федерации (статья 85) понятие территориальной зоны, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент, закрепляющий, помимо прочего, в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Такие регламенты, как предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 85), создают основу правового режима земельных участков для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и др.), и обязательны для исполнения всеми их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами.
В силу ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяются градостроительным регламентом, который устанавливается с учетом видов территориальных зон.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным.
Ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Анализ действующего законодательства (п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30, ст. 36 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, п. 2 ст. ст. 7, 85 Земельного кодекса РФ) позволяет сделать вывод, что вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный участок предоставляется пользователям, как он может использоваться и в каких пределах им можно распоряжаться.
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому земельные участки с видом разрешенного использования «магазины» (код 4.4) предназначены для размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.
При этом, для размещения зданий и сооружений дорожного сервиса, предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка «объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1), а для размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка «общественное питание» (код 4.6).
Согласно карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением 50-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером 90:22:010206:3638, ориентировочно находится в границах следующих функциональных зон: «дорога обычного типа федерального значения», «зона озелененных территорий общего пользования».
Функциональная зона «зона озелененных территорий общего пользования», входящая в состав зон рекреационного назначения, предназначена для организации городских парков, садов, скверов, бульваров, набережных, других мест кратковременного отдыха населения, не предназначена для размещения объектов капитального строительства и не предусматривающих другие виды хозяйственной деятельности, кроме отдыха населения.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь, утвержденных решением 45 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером 90:22:010206:3638, находится в границах территориальной зоны «зона зеленых насаждений (З-1)».
Зона зеленых насаждений (З-1) включает в себя участки территории города, предназначенные для установления полос отвода автомобильных дорог, размещения улично-дорожной сети, за исключением внутриквартальных проездов, инженерной сети, объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства.
Судом установлено, что ФИО1 является правообладателем земельного участка площадью 358 +/- 3.79 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «магазины», что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН.
Управлением муниципального контроля Администрации <адрес> в рамках осуществления муниципального земельного контроля проведено выездное обследование, по результатам проведения которого составлен Акт №з от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с вышеуказанным Актом, в ходе обследования, визуальным осмотром было установлено, что в границах земельного участка расположена станция технического обслуживания и кафе «Визит». На момент проведения обследования, вышеуказанный земельный участок используется под размещение станции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, в том числе шиномонтаж, а также функционирования кафе (предоставление услуг общественного питания).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не предполагает использование земельного участка для обустройства станции технического обслуживания (объекты дорожного сервиса, код 4.9.1) и кафе (общественное питание, код 4.6).
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представителем истца был предоставлен Акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе визуального осмотра должностными лицами Управления муниципального контроля Администрации <адрес> установлен факт использования земельного участка с кадастровым номером № в коммерческих целях – деятельность по ремонту автомобилей (шиномонтаж), а также установлен факт размещения на фасаде второго здания на земельном участке с кадастровым номером № наружной рекламы «кафе Визит», что подтверждается соответствующими фототаблицами.
Вышеуказанные обстоятельства не оспаривались ответчиком в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к вводу о том, что ответчик использует земельный участок с кадастровым номером 90:22:010206:3638, не по целевому назначению.
В порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены какие-либо доказательства, которые бы опровергали указанные выше факты нарушения им требований действующего земельного и градостроительного законодательства, как и не представлены доказательств получения им на момент вынесения данного решения разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:22:010206:3638.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исходя из позиции, изложенной в п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», удовлетворяя иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Иски об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействия), нарушающие права истца.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно, всесторонне и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения искового заявления Администрации <адрес> Республики Крым.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в общем размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации <адрес> Республики Крым к ФИО1, третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> Республики Крым, МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка и запрете использования земельного участка – удовлетворить.
Признать незаконными действия ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № по нецелевому использованию земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 358 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «магазины».
Запретить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, использовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 358 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «магазины» – для размещения станции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, в том числе шиномонтажа, а также функционирования кафе, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, в доход местного бюджета государственную пошлину в общем размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Пронин
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.