Решение по делу № 2-1423/2023 от 13.11.2023

УИД: 50RS0008-01-2023-001694-51                  Дело №2-1423/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2023 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лозовых О.В.,

при секретаре Макаровой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксенов М.Н. к Окружному управлению социального развития № 24 Министерства социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальных услуг, признании права на получение стационарного социального обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания Московской области,

УСТАНОВИЛ:

Аксенов М.Н. обратился в Дубненский городской суд Московской области с иском к Окружному управлению социального развития № 24 Министерства социального развития Московской области (ранее, до реорганизации - Дубненское управление социальной защиты населения) о признании незаконным решения Окружного управления социального развития № 24 Министерства социального развития Московской области от 26 апреля 2022 г., признании права на получение стационарного социального обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания Московской области.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в 11.02.2022г. в связи с утратой возможности к самообслуживанию и отсутствием постоянного места жительства, отсутствие родственных связей обратился в Окружного управления социального развития № 24 Министерства социального развития Московской области для признании его нуждающимся в социальном обслуживании и рассмотрения вопроса о выделении места в одном из социальных стационарных учреждений социальной защиты населения Московской области общего профиля. В Московской области имел постоянную регистрацию с 1984г. по 1985г. В городе Дубна Московской области был зарегистрирован с 1986г. по 1993г., позже проживал в Московской области без постоянного места регистрации до 2018г. 26.04.2022г. Окружным управлением социального развития № 24 Министерства социального развития Московской области, рассмотрев обращение о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, было принято решение об отказе, в связи с отсутствием постоянной регистрации в Московской области. Истец не согласен с вынесенным решением, в связи с чем, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Истец Аксенов М.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судом надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Окружного управления социального развития № 24 Министерства социального развития Московской области Юренкова Е.М. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которого истец не зарегистрирован и не проживает на территории Московской области, в связи с чем не имеет право на получение социального обслуживания в данном субъекте.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ г. Москвы Дом социального обслуживания ФИЛИМОНКИ Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судом надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав представителя ответчика, изучив исковое заявление, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Судом установлено, что в 11.02.2022 г. Аксенов М.Н. обратился к Дубненскому управлению социальной защиты населения (Окружное управление социального развития № 24 Министерства социального развития Московской области ) с заявлением о предоставлении социальных услуг для признания его нуждающимся в социальном обслуживании и рассмотрении вопроса о выделении места в одном из социальных стационарных учреждений социальной защиты населения Московской области общего профиля.

Решением №20.30Исх-374/03 от 26.04.2022г. истцу было отказано в переводе Аксенов М.Н. на стационарное социальное обеспечение в учреждение Московской области, в связи с отсутствием регистрации Аксенова М.Н. по месту жительства в Московской области.

Полагая незаконным указанное решение, Аксенов М.Н. указывает на свое проживание на территории Московской области.

Действительно, как усматривается из материалов дела, Аксенов М.Н. имел постоянную регистрацию по месту жительства в Московской области с 31.07.1984г. по 17.01.1985г. по адресу: Московская обл., г.Долгопрудный, Лихачевское ш., д.21, кв.173 (л.д.25). В городе Дубна Московской области был зарегистрирован с 17.01.1986г. по 15.06.1993г. по адресу: <адрес> (л.д.28).

Как следует из объяснений истца (л.д.16) проживал в Московской области без постоянного места регистрации до 2018г. С 26.04.2018г. по настоящее время, временно пребывает в ГБУ г. Москвы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Статьей 27 Конституции РФ установлено, что каждый, кто законно находится на территории РФ имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

Согласно положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе полная или частичная полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию; наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

В силу положений части 2 статьи 4 Федерального закона N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", социальное обслуживание осуществляется на следующих принципах: равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; адресность предоставления социальных услуг; приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; добровольность.

Закон Московской области от 04.12.2014 N 162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области" устанавливает правовое регулирование и организацию социального обслуживания в Московской области (далее - социальное обслуживание) в пределах полномочий, установленных Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.7 Закона Московской области от 04.12.2014 N 162/2014-ОЗ (ред. от 07.11.2023) «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при наличии обстоятельств, установленных статьей 15 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1195, решение о предоставлении гражданину социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (за исключением срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому) принимается на основании следующих документов: а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) документ (сведения), подтверждающий место жительства и (или) место пребывания (для граждан, зарегистрированных по месту жительства в Московской области, но желающих получать социальные услуги в форме социального обслуживания на дому по месту пребывания в Московской области) гражданина на территории Московской области, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность); в) документы (сведения), подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи в денежной форме в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно" за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления; г) утратил силу; д) справка медицинской организации о состоянии здоровья гражданина с указанием степени утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста;е) справка, свидетельство, удостоверение или иной документ о праве гражданина на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области; ж) документ, подтверждающий факт установления инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации, - при отсутствии соответствующих сведений в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов" (далее - федеральный реестр инвалидов); з) сведения об инвалидности, содержащиеся в федеральном реестре инвалидов; и) индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (при наличии); к) справка с предыдущего места учебы получателя социальных услуг (для детей школьного возраста); л) - м) утратили силу. н) акт обследования условий проживания гражданина (далее - акт).

В соответствии с пунктом 13 Порядка, основаниями для отказа в признании гражданина нуждающимся в социальных услугах в форме социального обслуживания являются:

наличие в представленных документах недостоверных сведений;

непредставление документов, указанных в пункте 6.1 настоящего Порядка;

отказ гражданина от предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, поданный в письменном или электронном виде;

начисление выплат за осуществление ухода иным лицом за гражданином за счет средств бюджета Российской Федерации или бюджета Московской области (далее - ежемесячные выплаты за осуществление ухода), за исключением признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на дому для реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

отказ гражданина (представителя) от проведения организацией социального обслуживания обследования условий проживания гражданина;

отсутствие оснований, установленных статьей 15 Федерального закона или статьей 7 Закона Московской области, для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании;

отсутствие по результатам оценки индивидуальной потребности в социальном обслуживании на дому гражданина обстоятельств, свидетельствующих о его нуждаемости в социальном обслуживании на дому;

отказ гражданина от получения социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в целях начисления ежемесячных выплат за осуществление ухода;

наличие медицинских противопоказаний в соответствии с требованиями, установленными частью 3 статьи 18 Федерального закона.

Таким образом, анализ норм действующего законодательства, регулирующего спорны правоотношения, позволяет сделать вывод, что предоставление требуемых истцом социальных услуг возможно при наличии документа (сведения), подтверждающего место жительства и (или) место пребывания в Московской области.

Действительно, истец согласно справки о состоянии здоровья от 18.04.2022г. Аксенов М.Н. является инвалидом II группы.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что согласно объяснений истца, на территории Московской области он проживал до 2018 г.

Из представленного в материалы дела свидетельства о регистрации №901Б от 28.04.2022 г. следует, что с 28 апреля 2022 г. по 14.04.2022 г. Аксенов М.Н. зарегистрирован по месту пребывания в <адрес>

Согласно объяснений третьего лица - ГБУ г. Москвы Дом социального обслуживания ФИЛИМОНКИ Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, в данном учреждении истец пребывает с 26.04.2018 г., являясь лицом без определенного места жительства.

Также из материалов дела следует, что за период своего пребывания в указанном учреждении г. Москвы, Аксенов М.Н. оформил инвалидность(л.д.18), пенсионные выплаты, о чем представлена справка от 01.06.2023г. (л.д. 22), свидетельство пенсионера (л.д.21), СНИЛС (л.д. 19), полис ОМС (л.д. 20).

Таким образом, на момент обращения Аксенов М.Н. за вышеуказанной социальной услугой, он длительное время (с 2018 г.) проживал на территории другого субъекта – г. Москвы, а именно в ГБУ г. Москвы Дом социального обслуживания ФИЛИМОНКИ Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по адресу: <адрес>А, стр.3 и, соответственно, не может претендовать на получение требуемого им социального обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания Московской области.

При таких обстоятельствах, решение №20.30Исх-374/03 от 26.04.2022г. Окружного управления социального развития № 24 Министерства социального развития Московской области о признании права на получение стационарного социального обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания Московской области, законно и обоснованным, а исковые требования истца Аксенов М.Н. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Аксенов М.Н. к Окружному управлению социального развития № 24 Министерства социального развития Московской области о иску Аксенов М.Н. к Окружному управлению социального развития № 24 Министерства социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальных услуг, признании права на получение стационарного социального обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания Московской области - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течении одного месяца со дня изготовления его к окончательной форме.

Судья: подпись

Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись

2-1423/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Аксенов Михаил Николаевич
Ответчики
Окружное управление социального развития № 24 Министерства социального развития Московской области
Другие
ГБУ г. Москвы Дом социального обслуживания ФИЛИМОНКИ Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Судья
Лозовых О.В.
Дело на странице суда
dubna.mo.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2023Передача материалов судье
14.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее