Решение по делу № 2-69/2022 от 14.01.2022

№ 2-69/2022

УИД 56RS0028-01-2022-000030-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2022 года п. Переволоцкий

Оренбургская область

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Бикбаеве И.Г. с участием: истца Платынюк А.А., представителя истца – ст. помощника прокурора Переволоцкого района Оренбургской области Василевича И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района в интересах Платынюк А.А. к администрации муниципального образования Переволоцкого района Оренбургской области об обеспечении жилой площадью не ниже установленных социальных норм,

у с т а н о в и л:

прокурор Переволоцкого района, в интересах Платынюк А.А., обратился в суд с данным иском указав, что прокуратурой района на основании заявления Платынюк А.А. проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории МО Переволоцкий район.

По результатам проведенной проверки установлено, что Платынюк А.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, так как мать заявительницы – П решением Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей. Согласно свидетельству о рождении отец не установлен. Постановлением администрации Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Платынюк А.А. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Переволоцкого района Оренбургской области. По информации ... объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья на территории <адрес> по данным, содержащимся в учетной ­технической документации, за Платынюк А.А. не значится. Платынюк А.А. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. До настоящего времени жилым помещением на территории района не обеспечена. Просит обязать орган местного самоуправления администрацию муниципального образования Переволоцкого района Оренбургской области предоставить Платынюк А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес> за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – <адрес>.

Представители: ответчика администрации муниципального образования Переволоцкого района Оренбургской области и третьих лиц: Правительства Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Истец Платынюк А.А. и представитель истца помощник прокурора Василевич И.А. иск поддержали, требования обосновали доводами, изложенными в исковом заявлении.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Из возражений представителя ответчика администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, следует, что Платынюк А.А. включена в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма, имеет право на предоставление жилья не ниже установленных социальных норм. Администрация Переволоцкого района разделяет позицию прокурора района о необходимости обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, однако просит учесть, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В ДД.ММ.ГГГГ специализированным жильем будут обеспечены ... сирот, в данный момент в списке ... человека. На ДД.ММ.ГГГГ на исполнение полномочий по обеспечению жильем детей сирот и лиц из их числа запланировано субвенций в сумме ... рублей на приобретение ... жилых помещений. Очевидно, что предоставляемых финансовых средств недостаточно. Обращение Платынюк А.А. нарушает права других граждан относящихся к данной категории, у которых право на обеспечение жильем возникло раньше. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель правительства Оренбургской области И.В. Теплякова в письменном отзыве на иск не оспаривает право истца, как ребенка сироты, на обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм, однако, просит установить ответчику разумный срок для исполнения решения суда, с учетом исключительных уважительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения, указав срок исполнения решения суда – в течение двух лет.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 8 указанного федерального закона (в редакции федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным выше, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных выше и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного Кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 98.1. ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.

В соответствии со ст. 6 Устава МО «Переволоцкий район» органы местного самоуправления МО «Переволоцкий район» осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий.

То есть, обязанность по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилого помещения истцу возлагается на администрацию муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то органом, осуществляющим данные полномочия в <адрес>, является <адрес>.

Согласно п. 13 Указа губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 года № 183-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства социального развития Оренбургской области» Министерство осуществляет предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями проживающих на территории <адрес> отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.

Прокурор обратился в суд с данным иском в силу ст. 45 ГПК РФ, ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту истца, оставшегося без попечения родителей.

Установлено, что мать истицы П решением Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей, согласно свидетельству о рождении отец не установлен.

Платынюк А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно постановлению администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>.

Согласно информации ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки <адрес>» объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья на территории <адрес> по данным, содержащимся в учетной ­технической документации, за Платынюк А.А. не значится. То есть, закрепленного жилья либо жилья в собственности у Платынюк А.А. не имеется.

На основании п.п.1 и 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 № 1420/408-V-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области», постановления Правительства Оренбургской области от 19.09.2013 № 782-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 12 Правил формирования ведения списка детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории МО ..., Платынюк А.А. включена в списки подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Необходимо учитывать, что обеспечение жилыми помещениями лиц из категории детей-сирот, право которых признано уполномоченным органом местного самоуправления, производится сразу же после возникновения такого права и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия или отсутствия подходящих жилых помещений, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Исходя из судебной практики Верховного Суда РФ по делам данной категории, следует признать, что, поскольку федеральным законом не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, это не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

В связи с изложенным суд пришел к выводу, что у Платынюк А.А. в соответствии с законом возникло право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Вместе с тем до настоящего времени Платынюк А.А. жилым помещением на территории района не обеспечена. Поэтому требования истца являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению. Установление срока исполнения решения суда не отвечает требованиям закона, будет нарушать права истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Переволоцкого района в интересах Платынюк А.А. к администрации муниципального образования Переволоцкого района Оренбургской области об обеспечении жилой площадью не ниже установленных социальных норм, удовлетворить.

Обязать орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области предоставить Платынюк А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Т.Н. Чарикова

Мотивированное решение изготовлено 18.02.2022.

Судья Т.Н. Чарикова

№ 2-69/2022

УИД 56RS0028-01-2022-000030-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2022 года п. Переволоцкий

Оренбургская область

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Бикбаеве И.Г. с участием: истца Платынюк А.А., представителя истца – ст. помощника прокурора Переволоцкого района Оренбургской области Василевича И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района в интересах Платынюк А.А. к администрации муниципального образования Переволоцкого района Оренбургской области об обеспечении жилой площадью не ниже установленных социальных норм,

у с т а н о в и л:

прокурор Переволоцкого района, в интересах Платынюк А.А., обратился в суд с данным иском указав, что прокуратурой района на основании заявления Платынюк А.А. проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории МО Переволоцкий район.

По результатам проведенной проверки установлено, что Платынюк А.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, так как мать заявительницы – П решением Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей. Согласно свидетельству о рождении отец не установлен. Постановлением администрации Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Платынюк А.А. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Переволоцкого района Оренбургской области. По информации ... объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья на территории <адрес> по данным, содержащимся в учетной ­технической документации, за Платынюк А.А. не значится. Платынюк А.А. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. До настоящего времени жилым помещением на территории района не обеспечена. Просит обязать орган местного самоуправления администрацию муниципального образования Переволоцкого района Оренбургской области предоставить Платынюк А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес> за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – <адрес>.

Представители: ответчика администрации муниципального образования Переволоцкого района Оренбургской области и третьих лиц: Правительства Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Истец Платынюк А.А. и представитель истца помощник прокурора Василевич И.А. иск поддержали, требования обосновали доводами, изложенными в исковом заявлении.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Из возражений представителя ответчика администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, следует, что Платынюк А.А. включена в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма, имеет право на предоставление жилья не ниже установленных социальных норм. Администрация Переволоцкого района разделяет позицию прокурора района о необходимости обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, однако просит учесть, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В ДД.ММ.ГГГГ специализированным жильем будут обеспечены ... сирот, в данный момент в списке ... человека. На ДД.ММ.ГГГГ на исполнение полномочий по обеспечению жильем детей сирот и лиц из их числа запланировано субвенций в сумме ... рублей на приобретение ... жилых помещений. Очевидно, что предоставляемых финансовых средств недостаточно. Обращение Платынюк А.А. нарушает права других граждан относящихся к данной категории, у которых право на обеспечение жильем возникло раньше. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель правительства Оренбургской области И.В. Теплякова в письменном отзыве на иск не оспаривает право истца, как ребенка сироты, на обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм, однако, просит установить ответчику разумный срок для исполнения решения суда, с учетом исключительных уважительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения, указав срок исполнения решения суда – в течение двух лет.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 8 указанного федерального закона (в редакции федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным выше, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных выше и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного Кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 98.1. ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.

В соответствии со ст. 6 Устава МО «Переволоцкий район» органы местного самоуправления МО «Переволоцкий район» осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий.

То есть, обязанность по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилого помещения истцу возлагается на администрацию муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то органом, осуществляющим данные полномочия в <адрес>, является <адрес>.

Согласно п. 13 Указа губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 года № 183-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства социального развития Оренбургской области» Министерство осуществляет предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями проживающих на территории <адрес> отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.

Прокурор обратился в суд с данным иском в силу ст. 45 ГПК РФ, ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту истца, оставшегося без попечения родителей.

Установлено, что мать истицы П решением Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей, согласно свидетельству о рождении отец не установлен.

Платынюк А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно постановлению администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>.

Согласно информации ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки <адрес>» объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья на территории <адрес> по данным, содержащимся в учетной ­технической документации, за Платынюк А.А. не значится. То есть, закрепленного жилья либо жилья в собственности у Платынюк А.А. не имеется.

На основании п.п.1 и 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 № 1420/408-V-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области», постановления Правительства Оренбургской области от 19.09.2013 № 782-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 12 Правил формирования ведения списка детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории МО ..., Платынюк А.А. включена в списки подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Необходимо учитывать, что обеспечение жилыми помещениями лиц из категории детей-сирот, право которых признано уполномоченным органом местного самоуправления, производится сразу же после возникновения такого права и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия или отсутствия подходящих жилых помещений, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Исходя из судебной практики Верховного Суда РФ по делам данной категории, следует признать, что, поскольку федеральным законом не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, это не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

В связи с изложенным суд пришел к выводу, что у Платынюк А.А. в соответствии с законом возникло право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Вместе с тем до настоящего времени Платынюк А.А. жилым помещением на территории района не обеспечена. Поэтому требования истца являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению. Установление срока исполнения решения суда не отвечает требованиям закона, будет нарушать права истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Переволоцкого района в интересах Платынюк А.А. к администрации муниципального образования Переволоцкого района Оренбургской области об обеспечении жилой площадью не ниже установленных социальных норм, удовлетворить.

Обязать орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области предоставить Платынюк А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Т.Н. Чарикова

Мотивированное решение изготовлено 18.02.2022.

Судья Т.Н. Чарикова

2-69/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Переволоцкого района
Платынюк Анна Александровна
Ответчики
администрация МО "Переволоцкий район"
Другие
Правительство Оренбургской области
Министерство социального развития Оренбургской области
Суд
Переволоцкий районный суд Оренбургской области
Судья
Чарикова Тамара Николаевна
Дело на сайте суда
perevolotsky.orb.sudrf.ru
14.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2022Передача материалов судье
18.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2022Подготовка дела (собеседование)
02.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2022Судебное заседание
18.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2022Дело оформлено
10.06.2022Дело передано в архив
16.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее