Материал № 12-42/2015
Р Е Ш Е Н И Е
г.Усинск 07 мая 2015 года
Судья Усинского городского суда Республики Коми Исип О.С.,
при секретаре Гриценюк Н.Н.,
представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на постановление старшего государственного инспектора РФ по Республике Коми по геологическому контролю, начальника отдела геологического надзора и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми Х. от дд.мм.гггг. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по Республике Коми, начальника отдела геологического надзора и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми Х. от дд.мм.гггг. Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» обжаловало его в городской суд, в жалобе просит оспариваемое постановление отменить и прекратить производство по делу, обосновывая свои требования тем, что внесенные в ст.43 Закона «О недрах» изменения ставок регулярного платежа за пользование недрами не влечет его автоматического увеличения, а вывод должностного лица о том, что в данном случае владелец лицензии является заинтересованной стороной и обязан инициировать внесение изменений в лицензионное соглашение согласно п.18.2, нарушение которого вменяется Обществу, является несостоятельным, поскольку согласно Положению об Управлении по недропользованию по РК (Коминедра) последнее обязано осуществлять полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе организовывать внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, устанавливать конкретные размеры ставок регулярного платежа за пользование недрами по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, следовательно, Коминедра является заинтересованной стороной в своевременном инициировании внесения изменений в лицензионное соглашение в части, касающейся правильного исчисления осуществляемых недропользователем регулярных платежей за пользование недрами. Кроме того, порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами утвержден приказом Минприроды России от 07.03.2014 №134 и вступил в действие лишь 14.11.2014, в связи с чем, правовых оснований для пересмотра лицензионного соглашения в части размера ставок регулярных платежей в срок до 01.01.2014 не имелось, следовательно, отсутствует событие правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» К., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.
Представитель Управления Росприроднадзора - начальник отдела геологического надзора и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми Х. считает постановление законным и не подлежащим отмене.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в полном объеме представленные материалы, изучив доводы жалобы, суд находит постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на срок до сентября 2020 года в установленном порядке выдана лицензия ... на право поиска, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах участка № Ижма-Печорской синеклизы.
С целью проверки соблюдения Обществом норм и правил в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр при проведении сейсморазведочных работ на участке № ... синеклизы Управлением Росприроднадзора по РК издан приказ от дд.мм.гггг. № о проведении внеплановой документарной проверки, в ходе проведения которой установлено, что уплата регулярных платежей за поиски и оценку месторождений углеводородного сырья на указанном участке за 2014 год Обществом осуществлялась по ставке 360 рублей за 1 кв.м площади в соответствии с приказом Коминедра от 15.10.2007 №ЛД-81, тогда как согласно внесенным в ст.43 Закона РФ «О недрах» изменений максимальная ставка регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений углеводородного сырья установлена в размере 540 рублей за 1 кв.м, которые вступили в действие с 01.01.2014, и поскольку согласно п.7.3 лицензионного соглашения с 01.01.2002 ставки налогов и платежей при пользовании недрами устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством и законодательством о недрах, с 01.01.2014 Общество обязано было уплачивать регулярные платежи за пользование недрами по ставке 540 рублей за 1 кв.м, не дожидаясь внесения изменений в условия лицензионного соглашения по новой ставке платежа, что не было сделано, в связи с чем, нарушило п.7.3 лицензионного соглашения, сумма недоуплаченных Обществом регулярных платежей за 2014 год составила 780 160 рублей.
По результатам проведенной проверки должностным лицом в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» составлен протокол № об административном правонарушении, действия Общества квалифицированы по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.
Постановлением Управления Росприроднадзора по РК от дд.мм.гггг. № ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Согласно ст.11 Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с ч.2 ст.22 вышеуказанного закона предприятия-недропользователи обязаны обеспечить соблюдение требований технических проектов, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, выполнение условий установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Часть 2 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, составляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он должен приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.
Согласно выводам должностного лица, изложенным в оспариваемом постановлении, Общество проявило виновное бездействие, выразившееся в том, что, являясь заинтересованной стороной, в трехмесячный срок не инициировало внесение изменений в условия лицензионного соглашения в части корректировки ставки регулярного платежа за пользование недрами в соответствии со ст.43 Закона РФ «О недрах», как того требует п.18.2 лицензионного соглашения, в соответствие с которым в случае принятия органами государственной власти Российской Федерации и (или) Республики Коми законодательных актов, влекущих за собой изменение условий соглашения стороны должны в указанный срок со дня принятия таких актов пересмотреть соглашение, при этом уведомление о необходимости такого пересмотра направляется по инициативе заинтересованной стороны.
Между тем указанное бездействие Общества не сопряжено с пользованием недрами, то есть с фактическими действиями, каковыми в данном случае являются поиск, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах участка № ... синеклизы, следовательно, не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в случае отсутствия состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
С учетом изложенного, постановление должностного лица подлежит отмене, а административное производство прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление старшего государственного инспектора РФ по Республике Коми, заместителя начальника отдела геологического надзора и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми Х. от дд.мм.гггг. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.С.Исип