Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2019 года.
Дело № 2а-3730/2019.
РЈРР” 66RS0005-01-2019-004329-86.
Решение
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
14 октября 2019 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сухневой Р.Р’.,
при секретаре Дружининой Е.А.,
с участием административного ответчика Симонова А.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 31 РїРѕ Свердловской области Рє РЎРёРјРѕРЅРѕРІСѓ Андрею Васильевичу Рѕ взыскании недоимки РїРѕ налогу РЅР° имущество физических лиц, пени,
Установил:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 31 РїРѕ Свердловской области (далее РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 31 РїРѕ Свердловской области) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ выше указанным РёСЃРєРѕРј. Р’ обоснование указала, что РІ течение 2015 РіРѕРґР° административный ответчик РЎРёРјРѕРЅРѕРІ Рђ.Р’. являлся собственником РґРІСѓС… объектов недвижимости: <адрес> РІ <адрес> Рё <адрес> РІ <адрес>. Р’ установленный законом СЃСЂРѕРє административный ответчик обязанность РїРѕ уплате налога РЅР° имущество Р·Р° налоговый период 2015 РіРѕРґР° РЅРµ исполнил. Р’ СЃРІСЏР·Рё неисполнением указанной обязанности РЎРёРјРѕРЅРѕРІСѓ Рђ.Р’. направлено требование, которое административным ответчиком также исполнено РЅРµ было. Определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 4 Октябрьского судебного района Рі. Екатеринбурга, исполняющей обязанности РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 7 Октябрьского судебного района Рі. Екатеринбурга, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ судебный приказ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ взыскании СЃ РЎРёРјРѕРЅРѕРІР° Рђ.Р’. недоимки РїРѕ налогу отменен. До настоящего времени недоимка Рё пени административным ответчиком РЅРµ уплачены. РќР° основании изложенного, СЃ учетом уточнения исковых требований, РїСЂРѕСЃРёС‚ взыскать СЃ РЎРёРјРѕРЅРѕРІР° Рђ.Р’. недоимку РїРѕ налогу РЅР° имущество физических лиц Р·Р° 2015 РіРѕРґ РІ СЃСѓРјРјРµ 16 079 СЂСѓР±., пени РІ СЃСѓРјРјРµ 101 СЂСѓР±. 83 РєРѕРї.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Р’ судебном заседании административный ответчик РЎРёРјРѕРЅРѕРІ Рђ.Р’. против удовлетворения административных исковых требований возражал РїРѕ мотивам РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° налоговым органом СЃСЂРѕРєР° РЅР° обращение РІ СЃСѓРґ, Р° также неправомерности начисления ему налога РЅР° имущество Р·Р° 2015 РіРѕРґ Р·Р° квартиру, расположенную РїРѕ адресу: <адрес>, поскольку данный объект, являясь совместно нажитым РІ браке имуществом, был разделен РІ равных долях между РЅРёРј Рё Р¤РРћ6. определением СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе квартира.
На территории муниципального образования «город Екатеринбург» налог на имущество физических лиц установлен и введен в действие на территории в соответствии с решением Екатеринбургской городской думы от 25.11.2014 № 32/24.
В силу ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик Симонов А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ за Симоновым А.В. зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
РР· материалов дела следует, что административному ответчику РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ наличием Сѓ него указанных объектов налогообложения направлено налоговое уведомление в„– ****** РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕР± уплате налога РЅР° имущество физических лиц Р·Р° 2015 РіРѕРґ РІ СЃСѓРјРјРµ 16079 СЂСѓР±.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ ненадлежащим исполнением обязанности РїРѕ уплате налога, РЅР° основании СЃС‚. 69, 70 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– ****** РїРѕ <адрес> РІ адрес РЎРёРјРѕРЅРѕРІР° Рђ.Р’. направлено требование в„– 32421 РѕС‚ 21.12.2016 РѕР± уплате задолженности РїРѕ налогу РЅР° имущество Р·Р° 2015 РіРѕРґ, СЃСЂРѕРє исполнения РІ котором был установлен РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ. Данное требование исполнено Симоновым Рђ.Р’. РЅРµ было.
Доводы Симонова А.В. о неправомерности начисления ему налога на имущество за 2015 года за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, суд находит несостоятельными ввиду следующего.
Как выше указано, в силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
По смыслу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация права собственности, в том числе права общей совместной собственности, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 2 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 данного Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 данной статьи.
Согласно п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в установленные в данном положении закона сроки.
Таким образом, для целей налогового законодательства налогоплательщиком по налогу на имущество физических лиц является супруг, на которого оформлено право собственности на объект недвижимости, до того момента, пока на основании решения (определения) суда о разделе имущества не будет произведена регистрация права общей долевой собственности супругов.
Указанное сообразуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2017 № 03-05-06-01/79511.
Как следует РёР· выписки РёР· Единого государственного реестра недвижимости, 1/2 доли РІ праве общей долевой собственности РЅР° <адрес> РІ <адрес> зарегистрирована Р·Р° Р¤РРћ4 ДД.РњРњ.ГГГГ. До указанного момента РЅР° данное имущество было зарегистрировано право единоличной собственности РЎРёРјРѕРЅРѕРІР° Рђ.Р’.
Принимая РІРѕ внимание изложенное, поскольку <адрес> РІ <адрес> была приобретена супругами РЅР° РёРјСЏ РЎРёРјРѕРЅРѕРІР° Рђ.Р’., СЃСѓРґ полагает, что РґРѕ регистрации права общей долевой собственности Р¤РРћ4 РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ налоговый орган правомерно РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёР» начисление налога РЅР° имущество Р·Р° указанный объект только РЎРёРјРѕРЅРѕРІСѓ Рђ.Р’.
Доводы административного ответчика об обратном со ссылкой на п. 3 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку выше указанная квартира в общую совместную собственность супругов при ее приобретении не оформлялась.
Тем более недопустимо применение по аналогии к сложившимся правоотношениям положений гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации об исчислении срока нахождения объекта в собственности гражданина в целях предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при его продаже.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Аналогичные положения содержит ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Таким образом, указанными положениями закона ограничен срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием недоимки по налогам, при его исчислении подлежит учету не только срок со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, но и срок, в течение которого налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
РР· выше приведенных обстоятельств дела следует, что СЃСЂРѕРє исполнения требования в„– 32421 РѕС‚ 21.12.2016 истек 07.02.2017, СЃ заявлением Рѕ вынесении судебного приказа налоговый орган должен был обратиться РЅРµ позднее 07.08.2017, однако СЃ таким заявлением обратился СЃРѕ значительным РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј данного СЃСЂРѕРєР° 06.08.2018.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 7 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга, от 14.09.2018 вынесенный 09.08.2018 судебный приказ о взыскании с Симонова А.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, пени отменен. С настоящим иском административный истец обратился 23.07.2019.
Таким образом, налоговым органом пропущен и срок на обращение с административным иском, истекший 14.03.2019.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска данного срока налоговым органом не представлено, ходатайства о его восстановлении не заявлено.
Принимая во внимание изложенное, поскольку срок на обращение с судебным приказом пропущен, оснований для его восстановления судом не установлено, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
Р’ удовлетворении административных исковых требований РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 31 РїРѕ Свердловской области Рє РЎРёРјРѕРЅРѕРІСѓ Андрею Васильевичу Рѕ взыскании недоимки РїРѕ налогу РЅР° имущество физических лиц Р·Р° 2015 РіРѕРґ, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий Р.Р’. Сухнева