Судья Шамгунов А.И. УИД 16RS0049-01-2023-007198-64
Дело № 2-4924/2023
№ 33-1175/2024 (№ 33-20793/2023)
Учет 096г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 февраля 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Прытковой Е.В. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеновой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Прытковой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Казани» - Логиновой Д. Р. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 11 октября 2023 года, которым постановлено:
исковые требования Егоршина В. Н. к государственному казенному учреждению «Центр занятости населения г. Казани» о признании незаконным приказа об отказе в признании безработным, возложении обязанности признать безработным удовлетворить.
Признать незаконным приказ Управления государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Казани» по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам от 17 июля 2023 года № 003 862 098 ПО-0003 об отказе в признании Егоршина В. Н. безработным.
Обязать государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Казани» в лице его структурного подразделения – Управления государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Казани» по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам зарегистрировать Егоршина В. Н. в качестве безработного на основании его заявления от 7 июля 2023 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Егоршина В.Н. и его представителя – Мифтахова Р.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, а также представителей ответчика государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Казани» – Мухаметзяновой А.Р. и Логиновой Д.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Егоршин В.Н. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению «Центр занятости населения г. Казани» (далее также – ГКУ «Центр занятости населения г. Казани», ответчик) о признании незаконным приказа об отказе в признании безработным, возложении обязанности признать безработным.
Свои требования истец мотивировал тем, что 7 июля 2023 года он обратился в Управление ГКУ «Центр занятости населения г. Казани» по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поисках подходящей работы, указав в заявлении, что проживает по адресу: <адрес>.
Однако приказом Управление ГКУ «Центр занятости населения г. Казани» по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам от 17 июля 2023 года № 003 862 098 ПО-0003 Егоршину В.Н. было отказано в признании безработным в связи с представлением гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
Основанием для отказа явилось отсутствие у него постоянной регистрации по указанному месту жительства в городе Казани.
Истец указал, что имеет постоянную регистрацию по адресу в городе Набережные Челны, но фактически проживает в городе Казани по вышеуказанному адресу.
Егоршин В.Н. является инвалидом III группы, по месту регистрации в городе Набережные Челны свыше 20 лет наблюдается у участкового врача и согласно рекомендации врача, ему не рекомендована его смена. В случае смены постоянной регистрации из города Набережные Челны в город Казань, истец утратит возможность наблюдаться у своего участкового врача.
По изложенным основаниям Егоршин В.Н., ссылаясь на нарушение его права на получение предусмотренной законом социальной поддержки безработных с момента обращения в службу занятости, просил признать незаконным приказ от 17 июля 2023 года № 003 862 098 ПО-0003 и обязать ответчика признать его безработным.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Егоршин В.Н. и его представитель Мифтахова Р.И. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика ГКУ «Центр занятости населения г. Казани» - Логинова Д.Р. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГКУ «Центр занятости населения г. Казани» – Логинова Д.Р., выражая несогласие с постановленным по делу решением, ставит вопрос об его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований. При этом в жалобе указывается, что истец, подавая заявление о признании безработным, указал недостоверные сведения о своем месте жительства и, поскольку он не зарегистрирован по месту жительства на территории Авиастроительного или Ново-Савиновского районов города Казани, ему было правомерно отказано в признании безработным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика ГКУ «Центр занятости населения г. Казани» – Мухаметзянова А.Р. и Логинова Д.Р. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Истец Егоршин В.Н. и его представитель – Мифтахова Р.И., в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее также – Закон «О занятости населения в Российской Федерации»).
В статье 2 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации».
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 года № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане: указавшие в заявлении, что не претендуют на признание себя безработными, - независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации; указавшие в заявлении, что претендуют на признание себя безработными, - по месту жительства.
Центр занятости населения осуществляет постановку гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений, содержащихся в заявлении и резюме, не позднее одного рабочего дня после принятия заявления. Днем постановки на регистрационный учет является день принятия заявления. Уведомление о постановке на регистрационный учет направляется гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, в день его постановки на регистрационный учет (п. 15 указанного выше постановления).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», который не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Толкование пункта 2 статьи 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» соотносится с положениями части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации и статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми место жительства либо пребывания гражданина не связывается с местом его регистрации.
Кроме того, согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В Постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 7 июля 2023 года Егоршин В.Н. через портал «Работа в России» обратился в ГКУ «Центр занятости населения г. Казани» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поисках подходящей работы, указав в заявлении местом своего жительства адрес: <адрес>.
В порядке межведомственного информационного взаимодействия ответчик запросил в Министерстве внутренних дел Российской Федерации сведения о регистрации Егоршина В.Н. по месту жительства.
Согласно поступившим сведениям Егоршин В.Н. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Приказом Управления ГКУ «Центр занятости населения г. Казани» по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам от 17 июля 2023 года № 003 862 098 ПО–0003 Егоршину В.Н. было отказано в признании безработным в связи с представлением гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
Согласно материалам дела, Егоршин В.Н. со 2 июня 2023 года по 31 мая 2025 года зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. Истцу принадлежит ? доля в праве собственности на данное жилое помещение.
Согласно рекомендациям врача невролога общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр «Медерика» (город Набережные Челны) от 17 декабря 2022 года, Егоршин В.Н. перенес ишемический инсульт и ему необходима постоянная работа для полного восстановления и отсутствия регресса.
В соответствии с рекомендацией врача невролога общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр «Медерика» (город Набережные Челны) от 9 октября 2023 года, учитывая множественную патологию и сложное течение заболевания, Егоршину В.Н. не рекомендуется замена участкового врача.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь Законом «О занятости населения в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 года № 1909, исходил из того, что истец проживает в городе Казани в квартире, сособственником которой он является, сменить постоянную регистрацию из города Набережные Челны в город Казань он не может, поскольку в таком случае утратит возможность наблюдаться у участкового врача по месту постоянной регистрации, что рекомендовано ему по медицинским показаниям, тем самым суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие у истца постоянной регистрации в городе Казани не может служить основанием для отказа в признании истца безработным и удовлетворил иск.
С учетом приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие у истца постоянной регистрации в городе Казани не может служить основанием для отказа в признании истца безработным, и постановил правильное решение об удовлетворении исковых требований.
Поскольку регистрация не входит в понятие места жительства и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства, то отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления фактического места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
В целом доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данных судом. Между тем, согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, несогласие ответчика с оценкой доказательств не может служить основанием к отмене судебного решения.
Таким образом, при разрешении спора судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ново-Савиновского районного суда <адрес> от <дата> по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика государственного казенного учреждения «Центр занятости населения <адрес>» - Логиновой Д. Р. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд обшей юрисдикции (<адрес>) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме <дата>.
Председательствующий
Судьи