Решение по делу № 2-6985/2023 от 07.07.2023

УИД 14RS0035-01-2023-009440-47

Дело № 2-6985/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Якутск 15 августа 2023 года.

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Лиханов В.И. единолично, при секретаре Дамбаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ярославское» о возложении обязанности по оборудованию контейнерной площадки дома,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ответчику ООО «Ярославское» о возложении обязанности по оборудованию контейнерной площадки дома, указывая на то, что прокуратурой города Якутска проведена проверка реализации состояния законности в сфере исполнения законодательства об отходах производства и потребления, а также полнота принимаемых мер ООО «Ярославское» в указанной сфере. В июне 2023 года прокуратурой города с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «Город Якутск». Выявленные нарушения отражены в актах санитарного обследования, составленных специалистами Управления. По результатам проведенной проверки установлено, что контейнерные площадки дома расположенного по адресу г.Якутск ул.Чернышевского, 4/1 не соответствуют п.3 СанПин 2.1.3684-21, а именно контейнерная площадка не оборудована специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов, а также не имеется специального ограждения обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. В связи с чем в уточненном исковом заявлении ставится вопрос о необходимости возложить на ООО «Ярославское» обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать контейнерную площадку дома расположенного по адресу г.Якутск ул.Чернышевского, 4/1 специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов, также оборудовать ограждением обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, установить урны для общего пользования по адресу г.Якутск ул.Чернышевского, 4/1.

В судебном заседании помощник прокурора г.Якутска Морозов М.А. привел суду доводы изложенные в исковом заявлении, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Ярославское» по доверенности Верхотин Е.В. суду пояснил что с иском согласен, просил суд иск прокурора удовлетворить.

В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) надлежащим образом извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела не явился, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело без его участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокуратурой города Якутска проанализировано состояние законности в сфере исполнения законодательства об отходах производства и потребления, а также полнота принимаемых мер ответчиком ООО «Ярославское» в указанной сфере.

В июня 2023 года прокуратурой города с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «город Якутск». Выявленные нарушения отражены в актах санитарного обследования, составленных специалистами Управления.

По результатам проведенной проверки установлено, что контейнерные площадки дома расположенного по адресу г.Якутск ул.Чернышевского, 4/1 не соответствуют п.3 СанПин 2.1.3684-21, а именно контейнерная площадка не оборудована специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов, а также не имеется специального ограждения обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В судебном заседании установлено, что жилой дом расположенный по адресу г.Якутск ул.Чернышевского, 4/1 находится под управлением ООО «Ярославское».

В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно п.п.1, 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 01.01.2019 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-Ф3) относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального города, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

С 01.03.2021 на территории Российской Федерации действует СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических)    мероприятий», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 (далее-СанПиН2.1.3684-21).

Согласно п. 3 вышеназванного СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Согласно п. п. 2.8, 2.9 отраслевому стандарту ОСТ 22-1643-85 «О мусоросборниках и контейнерах металлических для бытового мусора и пищевых отходов», крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными, крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться, допускается зазор между крышкой и корпусом - не более 4 мм, крышки контейнеров должны быть снабжены замками.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21).

Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирного дома (далее - МКД) или организациях по обслуживанию жилищного фонда МКД. При этом, согласно сложившейся судебной практике, в случае нахождения площадки сбора ТКО на земле, собственность на которую не разграничена, обязанность по ее содержанию также возлагается на собственников помещений МКД или организации по обслуживанию жилищного фонда МКД, которые пользуются данной контейнерной площадкой (Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2020 № 303-ЭС20-19031).

Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В силу подпункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, обязанность обеспечить, в частности, содержание в исправном состоянии контейнеров для твердых отходов, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов возложена на организацию по обслуживанию жилищного фонда.

Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/О6).

Кроме того, все контейнерные площадки, являются местами (площадками) накопления ТКО от многоквартирных домов (включены в реестр мест накопления ТКО Окружной администрации города Якутска, как площадки для многоквартирных домов, собственники помещений многоквартирных домов фактически осуществляют складирование ТКО в контейнеры на этих площадках, а также оплачивают обслуживание и очистку этих контейнерных площадок в составе платы за содержание жилого помещения).

Следовательно, указанные контейнерные площадки, предназначенные для обслуживания многоквартирных домов, фактически являются общим имуществом собственников их жилых помещений, и находятся в зоне ответственности управляющих организаций.

Согласно ч. 7 ст. 61 Правил благоустройства территории городского округа «город Якутск», утвержденных нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 30 июня 2021 года № 477-НПА ответственность за состояние площадок для установки мусоросборников, контейнеров и их размещение возлагается на организации, осуществляющие обслуживание или управление (обслуживание) жилищным фондом (вне зависимости от степени благоустройства), хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки.

Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39 ЖК РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.

Таким образом, придомовая территория многоквартирного дома относится к общему имуществу собственников помещений, пользование собственниками помещений в многоквартирном доме придомовым земельным участком предполагает и его надлежащее содержание и находится в зоне ответственности управляющей организации, обслуживающей многоквартирный жилой дом.

Размещение контейнерной площадки на муниципальной земле само по себе не исключает возложенную на управляющую организацию обязанность организовать сбор и вывоз коммунальных отходов и крупногабаритного мусора многоквартирного дома и обеспечить контроль за выполнением графика вывоза отходов.

Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, в которые складируется ТКО от МКД, возлагается на управляющую компанию вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка).

Наличие не соответствующих установленным нормам площадок вывоза ТКО свидетельствует о том, ответчиком ООО «ЦАДС» не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории муниципального образования и поддержания чистоты и порядка. Неисполнение управляющей компанией обязанностей по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Аналогичной судебной практики придерживается ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (см. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 16 марта 2021 г. N 303-ЭС21-1332), ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ (см. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 09 февраля 2021 г. N 88-396/2021). Третий кассационный суд общей юрисдикции (Определение от 02.03.2022 N 88-3878/2022 по делу N 2-2729/2021).

При таких обстоятельствах, учитывая то, что непринятие мер по приведению в надлежащее состояние места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а именно не оборудование мусорных баков крышками, не оборудование площадок для накопления КГО, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ярославское» о возложении обязанности по оборудованию контейнерной площадки дома, - удовлетворить.

Возложить на ООО «Ярославское» обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать контейнерную площадку дома расположенного по адресу г.Якутск ул.Чернышевского, 4/1 специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов, также оборудовать ограждением обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, установить урны для общего пользования по адресу г.Якутск ул.Чернышевского, 4/1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца через Якутский городской суд РС (Я) со дня составления мотивированного решения суда.

Судья:      ___     В.И.Лиханов

___

___

___

Мотивированное решение изготовлено: 16 августа 2023 года.

2-6985/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Якутска
Ответчики
ООО Ярославское
Другие
Управление Роспотребнадзора по РС (Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на странице суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
07.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2023Передача материалов судье
11.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2023Подготовка дела (собеседование)
31.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2023Судебное заседание
16.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее