Дело №2а-976/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Багратионовск 24 августа 2016 г.
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе судьи Жогло С.В.,
при секретаре Садковой Е.О.,
с участием прокурора Андреева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Руденко И.В. к избирательной комиссии муниципального образования «Мамоновский городской округ» и Куреляку Д.Р. об оспаривании решения о регистрации Куреляка Д.Р. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Мамоновский городской округ» по одномандатному избирательному округу №4,
У С Т А Н О В И Л:
Руденко И.В. обратился в суд с административным иском к избирательной комиссии муниципального образования «Мамоновский городской округ» (далее - Избирательная комиссия) и Куреляку Д.Р. об оспаривании решения Избирательной комиссии №38/164-4 от 11.08.2016 г. о регистрации Куреляка Д.Р. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Мамоновский городской округ» по одномандатному избирательному округу №4.
В обоснование исковых требований административный истец Руденко И.В. указал, что он и Куреляк Д.Р. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Мамоновский городской округ» по одномандатному избирательному округу №4. Руденко И.В. полагает, что оспариваемое решение Избирательной комиссии о регистрации Куреляка Д.Р. кандидатом в депутаты является незаконным, поскольку представленные им для регистрации подписи избирателей неправомерно не были признаны недействительными на основании подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпункта «и» пункта 10 статьи 27 закона Калининградской области от 18.03.2008 г. №231 «О муниципальных выборах в Калининградской области», в связи с тем, что представленные им подписные листы были изготовлены не за счет средств его избирательного фонда. В связи с изложенным, ссылаясь на несоответствие принятого Избирательной комиссией решения о регистрации Куреляка Д.Р. кандидатом в депутаты указанным выше положениям закона, административный истец Руденко И.В. полагает, что оспариваемое решение Избирательной комиссии подлежит признанию незаконным и отмене.
Административный истец Руденко И.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.ххх), в судебное заседание не явился, доверив представлять свои интересы представителю Белых А.И. (л.д.ххх).
В судебном заседании представитель административного истца Руденко И.В. – Белых А.И. исковые требования своего доверителя поддержала и дала объяснения, аналогичные содержанию административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Зворыгина Т.А. и административный ответчик Куреляк Д.Р. исковые требования не признали, сославшись на вынесение оспариваемого решения в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и заключение прокурора об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» №44 от 23.06.2016 г. на 18.09.2016 г. назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» четвертого созыва (л.д.ххх).
На основании решений Избирательной комиссии №35/149-4 от 05.08.2016 г. и №38/164-4 от 11.08.2016 г. соответственно Руденко И.В. и Куреляк Д.Р. были зарегистрированы кандидатами в депутаты окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» по одномандатному избирательному округу №4 (л.д.ххх).
02.08.2016 г. Куреляк Д.Р., в порядке, предусмотренном статьями 33 и 34 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и статьей 24 закона Калининградской области от 18.03.2008 г. №231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» (далее – закон Калининградской области), уведомил Избирательную комиссию о своем самовыдвижении кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» по одномандатному избирательному округу №4, представив в Избирательную комиссию свое заявление о согласии баллотироваться по указанному избирательному округу (л.д.ххх).
03.08.2016 г. Куреляк Д.Р. представил в Избирательную комиссию документы для регистрации кандидата, предусмотренные статьей 38 Федерального закона и статьей 78 закона Калининградской области, в том числе подписные листы в количестве 14 листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения Куреляка Д.Р. кандидатом в депутаты (л.д.ххх).
06.08.2016 г., исполняя возложенные пунктом 1 статьи 27 закона Калининградской области полномочия, члены рабочей группы Избирательной комиссии провели проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата Куреляка Д.Р.
По результатам проведенной проверки из 14 представленных Куреляком Д.Р. подписей избирателей рабочая группа признала 1 подпись недействительной, в связи с тем, что она была получена от лица, не обладающего активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, достоверными были признаны 13 подписей избирателей (л.д.ххх).
Решением Избирательной комиссии №28/91-4 от 17.06.2016 г. установлено минимальное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Мамоновский городской округ», равное 10 подписям (л.д.18).
Ссылаясь на наличие необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Куреляка Д.Р., Избирательная комиссия приняла оспариваемое решение №38/164-4 от 11.08.2016 г. о регистрации Куреляка Д.Р. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Мамоновский городской округ» по одномандатному избирательному округу №4 (л.д.ххх).
Руденко И.В. в обоснование исковых требований об оспаривании данного решения Избирательной комиссии ссылается на недействительность подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных Куреляком Д.Р. для регистрации его кандидатом в депутаты, в связи с изготовлением представленных им подписных листов не за счет средств его избирательного фонда, поскольку в представленном им первом финансовом отчете не указаны расходы на изготовление подписных листов.
Оценивая данные доводы Руденко И.В., суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона и пунктом 3 статьи 25 закона Калининградской области подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Куреляк Д.Р. не уведомлял Избирательную комиссию о том, что финансирование им своей избирательной кампании производиться не будет, а потому в соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона и пунктами 1 и 2 статьи 46 закона Калининградской области Куреляк Д.Р. обязан был создать собственный избирательный фонд.
Куреляком Д.Р. для финансирования своей избирательной кампании был создан избирательный фонд.
03.08.2016 г. Куреляк Д.Р. уведомил Избирательную комиссию об открытии специального избирательного счета в ПАО «Сбербанк России» для проведения избирательной кампании (л.д.ххх).
Согласно подпункту «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона и подпункту «и» пункта 10 статьи 27 закона Калининградской области, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением соответственно требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона, и требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 закона Калининградской области в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», то есть если подписные листы изготовлены не за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Из представленного Куреляком Д.Р. 03.08.2016 г. в Избирательную комиссию первого финансового отчета следует, что по состоянию на указанную дату в его избирательный фонд денежные средства не поступали и, соответственно, расходование на его избирательную кампанию за счет средств избирательного фонда в тот период времени производиться не могло (л.д.ххх).
Из положений пункта 9 статьи 59 Федерального закона следует, что первый финансовый отчет является документом, необходимым для регистрации кандидата, лишь в том случае, если это предусмотрено законом.
Законом Калининградской области предусмотрено представление для регистрации кандидата первого финансового отчета, за исключением случая, если в соответствии с законом избирательный фонд не создавался (подпункт 1 пункта 2 статьи 50).
В соответствии с пунктом 9 статьи 59 Федерального закона кандидат не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязан представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, и расходование этих средств.
Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона, на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
Принимая во внимание, что пункт 5 статьи 37 Федерального закона не ставит право сбора подписей в поддержку кандидата на муниципальных выборах в зависимость от момента оплаты изготовления подписных листов, а первый финансовый отчет, согласно пункту 9 статьи 59 Федерального закона не во всех субъектах Российской Федерации является документом, необходимым для регистрации кандидата, само по себе отсутствие в первом финансовом отчете кандидата сведений о расходах на изготовление подписных листов не может быть признано безусловным основанием для признания подписей избирателей недействительными в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона и подпунктом «и» пункта 10 статьи 27 закона Калининградской области.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что правовое значение для разрешения настоящего спора имеет источник оплаты расходов на изготовление подписных листов (если такие расходы были произведены), а не отсутствие сведений о таковых расходах в первом финансовом отчете.
Вышеуказанные нормы закона об изготовлении подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата будут нарушены только в том случае, если будет установлена оплата изготовления подписных листов не за счет средств избирательного фонда кандидата.
Суд принимает во внимание, что платежные документы по оплате изготовления подписных листов не являются документами, необходимыми для регистрации кандидата, кандидат не обязан их предоставлять до принятия решения о его регистрации (статья 78 закона Калининградской области), однако избирательная комиссия в силу общих полномочий по проверке соблюдения порядка сбора подписей (пункт 3 статьи 38 Федерального закона и статья 27 закона Калининградской области) вправе до рассмотрения вопроса о регистрации кандидата предложить последнему представить документы об оплате расходов на изготовление подписных листов, после чего на основании данных документов в последующем решить вопрос о соблюдении кандидатом требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона и пунктом 3 статьи 25 закона Калининградской области.
В судебном заседании Куреляком Д.Р. был представлен договор возмездного оказания услуг от 03.08.2016 г., заключенный между ним и индивидуальным предпринимателем, согласно условиям которого индивидуальный предприниматель принял на себя обязательство изготовить Куреляку Д.Р. бланки подписных листов в количестве 30 экземпляров, стоимость изготовления которых в размере 200 рублей подлежала оплате Куреляком Д.Р. в течение 20 рабочих дней со дня подписания сторонами акта приема-передачи изготовленных бланков подписных листов (л.д.ххх).
03.08.2016 г. сторонами данного договора был подписан акт приема-передачи изготовленных бланков подписных листов (л.д.ххх).
За счет денежных средств, внесенных 23.08.2016 г. Куреляком Д.Р. на открытый ему специальный избирательный счет, 24.08.2016 г. им была произведена оплата изготовления подписных листов в сумме 200 рублей (л.д.ххх).
Таким образом, оплата изготовления подписных листов была произведена за счет средств избирательного фонда кандидата Куреляка Д.Р.
Поскольку не установлен факт оплаты изготовления подписных листов не за счет средств избирательного фонда кандидата Куреляка Д.Р., у суда отсутствуют основания для вывода об изготовлении Куреляком Д.Р. подписных листов с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона и пунктом 3 статьи 25 закона Калининградской области, а следовательно не имеется оснований для признания недействительными подписей избирателей в указанных подписных листах по основанию, предусмотренному подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона и подпунктом «и» пункта 10 статьи 27 закона Калининградской области.
Таким образом, регистрация Куреляка Д.Р. кандидатом в депутаты произведена в соответствии с требованиями закона, предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты не установлено.
В этой связи оспариваемое решение №38/164-4 от 11.08.2016 г. о регистрации Куреляка Д.Р. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Мамоновский городской округ» по одномандатному избирательному округу №4 было принято Избирательной комиссией законно и обоснованно.
Таким образом, суд находит исковые требования Руденко И.В. необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 – 180 и 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №4 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25.08.2016 ░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.