|
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> МО
Истринский городской суд <адрес> в составе: председательствующего – судьи Климёновой Ю.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <данные изъяты> о признании договора страхования в части страхования риска «потеря работы» недействительной сделкой, заключенной под влиянием обмана и существенного заблуждения, взыскании убытков,
установил:
в Истринский городской суд обратился ФИО1 с иском к <данные изъяты> о признании договора страхования в части страхования риска «потеря работы» недействительной сделкой, заключенной под влиянием обмана и существенного заблуждения, взыскании убытков.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> заключен кредитный договор № на сумму <данные изъяты> руб. Одновременно с оформлением кредитного договора с <данные изъяты>, страховой полис № от ДД.ММ.ГГГГ. В сумму кредита по договору включена страховая премия в размере <данные изъяты> руб., которые удержаны в счет оплаты страховой премии. При оформлении кредитного договора сотрудник банка указал, что обязательным условием заключения кредитного договора является добровольное страхование жизни, здоровья и от потери работы, так как банк не одобряет выдачу кредита без оформления договора страхования.
ДД.ММ.ГГГГ он был уволен по обстоятельствам, не зависящим от его воли, в именно: трудовой договор с ним был расторгнут конкурсным управляющим в ходе процедуры конкурсного производства в отношении <данные изъяты> В выплате страхового возмещения по риску «потеря работы» ему было отказано, так как страховая компания не посчитала данный случай страховым.
Считает, что в момент заключения кредитного договора был введен в заблуждение относительно обязанности заемщика заключить договор страхования, относительно условий выплаты страховой премии по риску «потеря работы», а также полагает, что ответчик заключил мнимую сделку, которую не планировал исполнять, так как не мог не знать, что он является руководителем и учредителем юридического лица, тогда как страхование не распространяется на топ-менеджеров (руководителей).
На основании вышеизложенного просит признать договор страхования, заключенный с <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ недействительной сделкой в части страхования риска «потеря работы», заключенной под влиянием обмана и существенного заблуждения, применении последствий недействительности сделки в виде взыскания оплаченной страховой премии в сумме <данные изъяты>., взыскании убытков в сумме <данные изъяты>
Истец ФИО1 в судебное заседание явился, требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Ответчик <данные изъяты> представителя в судебное заседание не направил, извещались о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Третьи лица <данные изъяты> представителей в судебное заседание не направили, извещались о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 178 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
В части 2 названной статьи указано, что при наличии условий, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности, если: 1) сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.; 2) сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные; 3) сторона заблуждается в отношении природы сделки; 4) сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой; 5) сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.
Заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной.
Сделка не может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, если другая сторона выразит согласие на сохранение силы сделки на тех условиях, из представления о которых исходила сторона, действовавшая под влиянием заблуждения. В таком случае суд, отказывая в признании сделки недействительной, указывает в своем решении эти условия сделки.
Суд может отказать в признании сделки недействительной, если заблуждение, под влиянием которого действовала сторона сделки, было таким, что его не могло бы распознать лицо, действующее с обычной осмотрительностью и с учетом содержания сделки, сопутствующих обстоятельств и особенностей сторон.
Если сделка признана недействительной как совершенная под влиянием заблуждения, к ней применяются правила, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса.
Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне причиненный ей вследствие этого реальный ущерб, за исключением случаев, когда другая сторона знала или должна была знать о наличии заблуждения, в том числе если заблуждение возникло вследствие зависящих от нее обстоятельств.
Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения причиненных ей убытков, если докажет, что заблуждение возникло вследствие обстоятельств, за которые отвечает другая сторона.
Согласно ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
На основании статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 927 ГК РФ, страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В силу ч. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
В силу ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ПАО «ВТБ-24» заключен кредитный договор № на сумму <данные изъяты>
Согласно п. 14 индивидуальных условий заемщик соглашается с общими условиями договора.
Согласно п. 20 индивидуальных условий заемщик дает поручение банку составить распоряжение от его имени и в течение одного рабочего дня со дня зачисления кредита на банковский счет перечислить с банковского счета денежные средства в счет оплаты страховой премии в сумме <данные изъяты>
Исходя из п. 23 индивидуальных условий, заемщик подтверждает, что с размером полной стоимости кредита, а также с перечнем и размерами платежей, включенных и не включенных в расчет полной стоимости кредита, до подписания договора ознакомлен. В случае принятия заемщиком решения о получении кредита также на цели уплаты страховой премии, денежные средства на уплату страховой премии перечисляются в соответствии с поручениями заемщика. Заключение договора страхования производится заемщиком на основании добровольного волеизъявления и не является условием предоставления кредита.
Между ФИО1 и <данные изъяты> <данные изъяты> на условиях и в соответствии с Особыми условиями страхования по страховому продукту «Единовременный взнос», выдан полис №. Согласно условиям договора страховая премия по страховому событию «потеря работы» составляет <данные изъяты>
Согласно пункту 4.2.5 условий договора страхования страховым риском признается возникновение у работника убытков в результате прекращения в период действий договора страхования контракта между работником и контрагентом (потеря работы) по следующим основаниям:
- п.4.2.5.1 основания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации:
- п.4.2.5.1.1 расторжение трудового договора по инициативе Контрагента в случаях:
а) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (п. 1 ст. 81 ТК РФ);
б) сокращения численности или штата работником организации, индивидуального предпринимателя (п.2 си. 81 ТК РФ);
в) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, индивидуального предпринимателя (п.2 ст. 81 ТК РФ);
п. 4.2.5.1.2. отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральным законом иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (п.8 ст. 77 ТК РФ);
п. 4.2.5.1.3 отказ работника от перевода на работу в другую местность с работодателем;
п.4.2.5.1.4 обстоятельства, не зависящие от воли сторон;
а) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работы, по решению государственной инспекции труда или суда (п.2 ст.83 ТК РФ);
б) смерть работодателя – физического лица, а также признание судом работодателя – физического лица умершим или безвестно отсутствующим (п.6 ст. 83 ТК РФ);
в) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (п.7 ст. 83 ТК РФ);
п. 4.2.5.2 основания, предусмотренные Законом №79-ФЗ;
п. 4.2.5.2.1 расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
а) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (подп. (а) п.1 ст.37 Закона №79-ФЗ);
б) отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности) (п. 8.1 ст. 37 Закона №79-ФЗ);
п. 4.2.5.2.2. отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (п.7 ст. 33 Закона №79-ФЗ);
п. 4.2.5.2.3. отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (п.8 ст. 33 Закона №79-ФЗ);
п. 4.2.5.2.4. отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (п.9 ст. 33 Закона №79-ФЗ);
п. 4.2.5.2.5. обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта: признанием гражданского служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением (подп. (2) п.2 ст.39 Закона №79-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4.9.4 условий страхования события не признаются страховыми, если они произошли в случае прекращения контракта по основаниям, не предусмотренным условиями.
Трудовой договор, заключенный между <данные изъяты> и ФИО1 прекращен в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п.1 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д.34).
<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выплате страхового возмещения, так как произошедшее событие не является страховым случаем по риску «потеря работы» в соответствии с условиями заключенного полиса страхования по продукту «Единовременный взнос» (л.д. 52-53).
Как было установлено судом и видно из материалов дела, между ФИО1 и <данные изъяты> заключен кредитный договор, в котором истец подтверждает, что с размером полной стоимости кредита, а также с перечнем и размерами платежей, включенных и не включенных в расчет полной стоимости кредита, до подписания договора ознакомлен, в случае принятия заемщиком решения о получении кредита также на цели уплаты страховой премии, денежные средства на уплату страховой премии перечисляются в соответствии с поручениями заемщика, заключение договора страхования производится заемщиком на основании добровольного волеизъявления и не является условием предоставления кредита (п. 23 индивидуальных условий договора).
Таким образом, из вышеуказанного следует, что истец (заемщик) добровольно изъявил желание застраховаться, что подтверждается подписанным им полисом на страхование соответствующего вида. При этом, условия кредитного договора не содержат указания на необходимость обязательного подключения к программе страхования, что свидетельствует о добровольном волеизъявлении заемщика при подключении к данной услуге. Истец был осведомлен о полной сумме кредита, состоящей, как из суммы к выдаче (перечислению), так и из суммы страхового взноса на личное страхование.
Доказательств того, что его отказ от заключения договора страхования мог повлечь отказ от заключения кредитного договора, суду не представлено, из чего следует, что выдача кредита не была поставлена в зависимость от заключения истцом договора страхования, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования ч. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» банком не были нарушены.
В этой связи, суд находит требования истца о признании частично недействительным договора страхования не обоснованными, поскольку истец добровольно выразил свое согласие на добровольное страхование на случай потери работы, от оформления кредита не отказался, и также имел возможность заключить договор с банком и без данного условия.
Суд считает, что отсутствуют основания для признания договора страхования недействительным по мотиву его заключения под влиянием заблуждения, поскольку истцом не представлены относимые и допустимые доказательства того, что он на момент совершения сделки не понимал сущность сделки или же его воля была направлена на совершение сделки вследствие заблуждения относительно ее существа применительно к п. 1 ст. 178 ГК РФ.
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что был введен в заблуждение относительно условий заключения договора страхования, поскольку полагал, что в перечень страховых рисков входит, в том числе, риск недобровольной потери работы, что ему не была предоставлена вся необходимая информация.
Однако данное утверждение опровергается материалами дела. При заключении договора комплексного банковского обслуживания, получения услуги страхования, истец был полностью проинформирован об условиях договора и программы страхования, в том числе о застрахованных рисках, согласился с данными условиями, о чем свидетельствуют его подписи в имеющихся в материалах дела документах, документы по страхованию, в которых четко указано какие события не являются страховыми, были получены им при заключении договора (л.д. 17-26).
Условия страхования были приняты ФИО1 добровольно, с правилами страхования он был ознакомлен. Плата по договору страхования была перечислена Банком из денежных средств, находящихся на счете заемщика исключительно с его добровольного согласия, выраженного в письменной форме в кредитном договоре. Истец также не представил доказательств того, что ответчик заключил мнимую сделку.
Учитывая факт добровольного подписания ФИО1 заявления клиента по кредитному договору, с указанием явно выраженного волеизъявления быть застрахованным у страховщика, а также добровольный характер вышеуказанного кредитного договора, заключенного между ФИО1 и <данные изъяты> включающего в себя, обязанность Банка по перечислению ответчику со счета ФИО1 части кредита в размере <данные изъяты> заявленные требования о признании договора страхования в части страхования риска «потеря работы» недействительной сделкой, заключенной под влиянием обмана и существенного заблуждения, взыскании убытков, являются необоснованными и материалами дела не подтверждаются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к <данные изъяты> о признании договора страхования в части страхования риска «потеря работы» недействительной сделкой, заключенной под влиянием обмана и существенного заблуждения, применении последствий недействительности сделки в виде взыскания оплаченной страховой премии в сумме <данные изъяты> взыскании убытков в сумме <данные изъяты> – оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение
составлено ДД.ММ.ГГГГ