Дело № 2а-2758/2020
Решение
Именем Российской Федерации
08 июля 2020 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Адамановой Э.В.,
при секретаре судебного заседания Сушковой К.,О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрация городского округа Лосино-Петровский к Государственной инспекции труда в Московской области о признании Предписания Государственной инспекцией труда в Московской области незаконным,
Установил:
Административный истец, Администрация городского округа Лосино-Петровский, обратилась в Щелковский городской суд Московской области с административным иском к Государственной инспекции труда в Московской области о признании Предписания от 01.04.2020г. № выданного Государственной инспекцией труда в Московской области незаконным.
В обоснование заявленного административного иска указано, что 01.04.2020 Государственной инспекцией труда в Московской области по факту проведённой внеплановой, документарной проверки в отношении администрации городского округа Лосино-Петровский (далее по тексту – административный истец) составлен Акт проверки № №, на основании которого выдано предписание от 01.04.2020г. №, согласно которому, административный ответчик обязал выплатить ФИО1 заработную плату за период с 28.01.2019 по 02.12.2019, компенсацию за задержку заработной платы, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Административный истец, считает предписание от 01.04.2020г. № незаконным и подлежащим отмене, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, письменным объяснениям, поданным в порядке статьи 68 КАС РФ и других материалов дела.
В судебном заседание представитель административного истца Караулов СА., действующий на основании доверенности (копия в деле), изложенные доводы поддержал по указанным основаниям, просил признать предписание от 01.04.2020 № выданное Государственной инспекцией труда в Московской области незаконным.
В судебное заседание административный ответчик представителя не направил, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, оценив, как в отдельности, так и в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица,
решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункту 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации.
В нарушение указанного закона Государственная инспекция труда в Московской области провела внеплановую проверку без согласования с прокуратурой Московской области. Доказательств обратного административным ответчиком в материалах дела не предоставлено.
Выдавая спорное предписание государственный инспектор труда вышел за рамки предоставленных полномочий, установленных статья 357 ТК РФ, согласно которой государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что денежные средства ни в виде заработной платы, ни в виде других выплат ФИО1 не начислялись (сообщение за № от 13.05.2020 директора МКУ «ФИО2»).
Судом установлено, что предписание выдано, в связи с тем, что гр.ФИО1, будучи руководителем ФИО3», не получал заработную плату.
Данное обстоятельство не нашло своего подтверждения. Судом установлено, что ФИО1 директором МБУ "ФИО4" не являлся.
Таким образом, проводя внеплановую проверку, административный ответчик установил обстоятельства, не имевшие места быть, в результате чего незаконно возложил обязанность на административного истца выплатить ФИО1 заработную плату за работу в ФИО5
Судом установлено, что административный истец является самостоятельным юридическим лицом. ФИО1 сотрудником администрации городского округа Лосино-Петровский не является и ранее не являлся.
Также судом установлено, что ФИО1 являлся директором организации, учрежденной администрацией городского округа Лосино-Петровский, а именно: ФИО7
В силу части 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно части 2 статьи 48 ГК РФ юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В силу абзаца 1 части 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
В части 1 статьи 50 ГК РФ указано, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно пункту 8 части 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
В силу части 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
МБУ ФИО8" и МБУ ФИО9" являются некоммерческими организациями, созданными в организационно-правовой форме: бюджетных учреждений.
Кроме того, согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно части 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Таким образом, Административный ответчик, фактически привлёк административного истца к субсидиарной ответственности, что на данном этапе является незаконным, так как не доказан факт недостаточности имущества бюджетного учреждения, на которое в соответствии с абзацем 1 части 5 статьи 123.22 ГК РФ может быть обращено взыскание.
Так же следует отметить, что административный ответчик не наделён полномочиями привлекать лиц к субсидиарной ответственности.
Также судом приняты во внимание специфика деятельности и порядок финансирования бюджетных учреждений.
Так согласно части 2 статьи 123.22 ГК РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В соответствии с пунктом 2 и абзацем 1 пункта 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Согласно пункту 5 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
Согласно пункту 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьи 78.1 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 4 пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания для минимальных бюджетных учреждений определяются местной администрацией и за счёт средств местного бюджета (пункт 7 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и абзац 1 части 4 статьи 69.2 БК РФ).
Под муниципальным задание понимается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (статья 6 БК РФ).
Муниципальное задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 6 части 3 статьи 69.2 БК РФ).
Согласно абзацем 1 и 2 части 4 статьи 69.2 БК РФ объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.
Постановлением администрации городского округа Лосино-Петровский от 20.03.2017г. № (с последующими внесёнными изменениями: Постановление от 18.10.2017г. № и Постановление от 18.10.2018г. №), утверждена методика расчета базовых нормативов затрат на оказание муниципальными бюджетными и автономными учреждениями городского округа Лосино-Петровский муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам (далее по тексту – методика).
Согласно пункт 1.1. методики, расчет базовых нормативов затрат разработан в целях определения базовых нормативов затрат необходимых для обеспечения муниципальных заданий.
В силу пункта 1.2. методика является единой для расчетов базовых нормативов затрат по всем муниципальным услугам, оказываемым муниципальными бюджетными и автономными учреждениями.
В соответствии с пунктом 4.1 методики базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги (выполнение работы) (далее - услуга) состоит из базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, и базового норматива затрат на общехозяйственные нужды на оказание муниципальной услуги.
Согласно пункту 4.3 методики в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание муниципальной услуги включаются, в том числе:
- затраты на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда для вспомогательного, технического, административно-управленческого персонала, который не принимает непосредственного участия в оказании соответствующей муниципальной услуги.
Значение базового норматива затрат на общехозяйственные нужды на оказание муниципальной услуги определяется по формуле, указанной в пункт 5.3 методике. Одной из составляющей которой является затраты на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда для вспомогательного, технического, административно-управленческого персонала, который не принимает непосредственного участия в оказании соответствующей муниципальной услуги.
Оплата труда руководителя муниципальных бюджетных учреждений осуществляется по средствам финансового обеспечения, путём субсидирования исполнения муниципальных заданий.
Судом установлено, что ФИО10 не имело муниципального задания на 2019 год, а как следствие, субсидии ФИО11» из бюджета муниципального образования не выделялись.
Таким образом, исполнить предписание административного ответчика невозможно, ввиду отсутствия правовых оснований. Выданное предписание заведомо не исполнимо, а указанные в нём требования направлены на совершение незаконных действий.
Также судом учтено, предоставленное в материалы дела платежные поручения, согласно которым, задолженность ФИО12» перед ФИО1 оплачена непосредственно юридическим лицом, в котором последний осуществлял трудовую деятельность, а именно: ФИО13
На основании изложенного, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд,
Решил:
Административный иск Администрации городского округа Лосино-Петровский - удовлетворить.
Признать Предписание от 01.04.2020 года № выданное Государственной инспекцией труда в Московской области - незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Э.В. Адаманова