РЕШЕНИЕ
ИФИО1.
<адрес> 21 марта 2016 года.
Магарамкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Арабова Г.Я., с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 о проведении повторного подсчета голосов избирателей, поданных на избирательном участке № ДД.ММ.ГГГГ за кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «<адрес>», проверке сведений, содержащихся в списках избирателей на достоверность, признании недействительным и отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № о результатах выборов депутатов Собрания депутатов МО «<адрес>» МР «<адрес>» Республики Дагестан,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 обратились в суд с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № селения <адрес> Республики Дагестан о проведении повторного подсчета голосов избирателей, поданных на избирательном участке № ДД.ММ.ГГГГ за кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «<адрес>», проверке сведений, содержащихся в списках избирателей на достоверность, признании недействительным и отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № о результатах выборов депутатов Собрания депутатов МО «<адрес>» МР «<адрес>» Республики Дагестан,
Свои требования ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 мотивируют тем, что при проведении данных выборов были допущены нарушения законодательства о выборах, не позволившие выявить действительную волю избирателей,
Из административного искового заявления ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 следует, что ДД.ММ.ГГГГ в селе Мискинджа, <адрес>, РД на избирательном участке № состоялось голосование на выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования «<адрес>» пятого созыва.
Постановлением участковой избирательной комиссии избирательного
участка № от ДД.ММ.ГГГГ № данные выборы признаны завершенными.
Протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены вновь избранные депутаты МО с/п <адрес> Республики Дагестан
С принятым участковой избирательной комиссией избирательного участка № решением о результатах выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования «<адрес>» пятого созыва они не согласны по следующим основаниям:
Решение о результатах выборов содержит недостоверные сведения, не отражает действительную волю избирателей и принято в противоречии нормам Ф3-№ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Явка избирателей ДД.ММ.ГГГГ на избирательный участок № была намного ниже объявленной решением участковой избирательной комиссии, на участке был нарушен порядок голосования и порядок подсчета голосов.
Согласно ч.4 ст.64 Ф3-№ и ч.5 ст.73 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009г., № «О муниципальных выборах в <адрес>», каждый избиратель должен голосовать лично, голосование за других избирателей не допускается.
Однако, на данном избирательном участке, в день выборов производился вброс сотен бюллетеней за избирателей, которые в действительности не воспользовались активным избирательным правом, а членами участковой избирательной комиссии в списки избирателей, внесены недостоверные сведения относительно серии и номера паспортов избирателей.
Ночью ДД.ММ.ГГГГ, они завладели избирательными бюллетенями в общем количестве 50 шт.
Относительно данного факта, утром следующего дня, ими была подана жалоба в Избирательную комиссию РД.
Назначенные ими наблюдатели и доверенные лица не смогли в полной мере осуществить наблюдение за процессом выборов, ввиду их удаления участковой комиссией из помещения для голосования, под различными предлогами.
Подаваемые жалобы о соответствующих нарушениях избирательной комиссией не принимались.
В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Право на участие в выборах подразумевает возможность для избирателей требовать от избирательных комиссий, организующих подготовку и проведение выборов, обеспечения точного учета поданных ими голосов и правильного определения итогов голосования и результатов выборов.
Согласно нормам ст. Ф3-№ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и ст.77 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009г., № «О муниципальных выборах в <адрес>», подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии с постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ, № «о разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования», при подсчете голосов избирателей, составлении протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией наблюдатели вправе вести фото- и (или) видеосъемку, таким образом, чтобы наблюдателям был обеспечен полный обзор действий участковой избирательной комиссии, в том числе обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей.
В нарушении, вышеперечисленных норм, наблюдатели, доверенные лица и кандидаты в депутаты, во время подсчета голосов, председателем участковой комиссии, были расположены на расстоянии не позволяющем видеть отметки на бюллетенях, проставленные за кандидатов.
Разложение избирательных бюллетеней осуществлялось без показа отметки за кандидата.
Количество разложенных избирательных бюллетеней по стопкам за кандидатов, считались только членами участковой избирательной комиссии и в возможности убедиться в правильности подсчета разложенных избирательных бюллетеней, членами комиссии отказывалось.
В нарушении ч.2 ст.77 Ф3-№ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, избранный кандидат в депутаты ФИО9 на соответствующих выборах использовал преимущества должностного положения и распределил избирателям определенные знаки, которые те должны были проставить в избирательном бюллетене за данного кандидата. Поданные под влиянием должностного положения голоса за кандидата
ФИО9, не позволяют выявить действительную волю избирателей, что влечет за собой существенное нарушение.
В соответствии с ч.1 ст. 78 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009г., № «О муниципальных выборах в <адрес>» и ч.1 ст. 70 ФЗ- № об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, на основании протокола о результатах выборов, референдума избирательная комиссия должна принять решение о результатах выборов, референдума.
Однако о принятом решении, по настоящее время им ничего неизвестно, на их обращение с просьбой о выдаче решения участковой избирательной комиссии о результатах выборов на избирательном участке № было выдано решение участковой избирательной комиссии об утверждении итогов голосования по выборам депутатов представительного органа МО <адрес> на избирательном участке №.
Исходя из норм ч.2 ст.76 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009г., № «О муниципальных выборах в <адрес>», в случае, если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе.
В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии.
В нарушении данной нормы, первые листы протокола об итогах голосования не подписаны членами участковой избирательной комиссии, подписи проставлены лишь на последней странице.
В соответствии с ч.1 ст.75 Ф3-№ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.3 ст.240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
В соответствии с ч.6 ст.77Ф3-№ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
Установление обстоятельств содержащихся в п.г и п.е ч.2 ст.77 ФЗ- №, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской, являются основаниями для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов.
Согласно ч.4 данной статьи суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения Ф3-№ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
На основании изложенного, административные истцы просят суд произвести повторный подсчет голосов избирателей поданных на избирательном участке № ДД.ММ.ГГГГг. за кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «<адрес>» и проверить сведения, содержащиеся в списках избирателей на достоверность и признать недействительным и отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № о результатах выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования «<адрес>».
В судебном заседании представитель истцов по доверенности ФИО10 подтвердил требования административного иска и просил суд удовлетворить административный иск по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель Административного ответчика - председатель участковой избирательной комиссии № по выборам депутатов собрания депутатов сельского поселения «<адрес>» ФИО31 в ходе подготовки дела к судебному разбирательству представил письменные возражения на административный иск, из которых следует, что административный ответчик считает административное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес>, на избирательном участке № прошли выборы депутатов Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>». Выборы прошли в достаточно спокойной обстановке, без каких либо происшествий. Была зафиксирована высокая явка избирателей на избирательном участке, никаких нарушений в подсчете избирателей при проведении голосования допущено не было, избиратели голосовали строго при предъявлении паспортов. Утверждение истцов, что явка избирателей была намного ниже объявленной, является ничем иным как выдумкой и строится на голословных доводах.
На избирательном участке поддерживался общественный порядок, присутствовала полиция, кандидаты, их доверенные лица, наблюдатели представители партий. Кандидатам, наблюдателям и доверенным лицам в равной мере предоставлялась возможность контролирования хода выборов, возможность высказывания своего мнения и замечаний. Следует отметить, что в ходе голосования, каких либо претензий в отношении председателя участковой комиссии и его членов со стороны вышеупомянутых лиц не поступало, в том числе и от истцов. Соблюдался установленный законом порядок голосования и порядок подсчета голосов.
Однако в процессе голосования избирателями некоторыми истцами предпринимались попытки воспрепятствования осуществлению гражданами своих избирательных прав, а так же делались попытки препятствию работе участковой комиссии. О каждом таком факте составлялся акт, и нарушители представителями правопорядка удалялись из помещения для голосования, были собраны соответствующие материалы в отношении данных лиц правоохранительными органами.
Члены участковой комиссии добросовестно выполняли возложенные на них обязанности без нарушений и нареканий. Истцы утверждают, что на избирательном участке осуществлялся вброс сотней бюллетеней, он считает это заявление клеветническим, чем истцы руководствуются при выдвижении подобных обвинений в сторону участковой комиссии является загадкой. Даже при самом большом желании вброс бюллетеней был бы невозможным, в связи со строгим учетом количества бюллетеней, большим количеством наблюдателей, а так же в связи с присутствием правоохранительных органов. Урна для голосования являлась прозрачной, что свидетельствует о невозможности фальсификаций. Была пресечена попытка вброса бюллетеней жителем села Мискинджа ФИО11, который был задержан полицией. Как в последствии было выяснено, это лицо пыталось сфальсифицировать выборы путем вброса поддельных бюллетеней с поддельными печатями и подписями на них. Следует отметить, что в этих фальшивых бюллетенях были проставлены знаки в пользу одного из истцов, а именно ФИО5, такие факты свидетельствуют о нарушениях самих истцов при проведении голосования, что ставить под большое сомнение настоящее исковое заявление.
Членами участковой комиссии данные избирателей вносились строго в соответствии с их паспортными данными. В этой части утверждение истцов не соответствуют действительности.
Всем кандидатам, наблюдателям и доверенным лицам на избирательном участке, предоставлялись равные условия, в том числе и истцам, которые являлись кандидатами их наблюдателям и доверенным лицам. Однако в процессе голосования от истцов не поступало никаких жалоб и замечаний.
На избирательном участке все наблюдатели наделялись правами в соответствии с избирательным законодательством, и не было препятствий наблюдателям при осуществлении ими своей деятельности, все они могли наблюдать ход голосования и процесс подсчета голосов. Комиссия не чинила препятствия в проверке правильности подсчета голосов избирателей. Административные истцы являлись кандидатами в депутаты Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>».
После определения итогов голосования, истцами не было реализовано право обжалования итогов голосования в течение 10 дней, которое предоставляется им в соответствии с федеральным законодательством, в течение этого времени от них не поступало никаких жалоб. Тогда как есть кандидаты в депутаты, которые воспользовались своим правом на обжалование итогов голосования в УИК. Так кандидат в депутаты Аскеров Виталий подал жалобу в избирательную комиссию, с требованием проверить итоги голосования на избирательном участке, в том числе произвести повторный подсчет голосов избирателей, а так же проверить иные данные итогов голосования. По данной жалобе участковая избирательная комиссия в присутствии секретаря Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО12 провела проверку итогов голосования, произвела повторный подсчет голосов избирателей, осуществила проверку списков избирателей. В результате проведенной проверки, участковая избирательная комиссия, а так же представитель ТИК <адрес> нарушений в итогах голосования не выявили, повторным подсчетом голосов было установлено, что голоса, поданные за того или иного кандидата, полностью соответствуют результатам указанным в итоговом протоколе голосования УИК, комиссия так же не выявила недочеты в списках избирателей, было установлено полное соответствие иных данных указанных в протоколе итогов голосования участковой избирательной комиссии.
Таким образом, итоги голосования и результаты выборов были подтверждены повторно УИК, при проверке которой нарушений не было выявлено. Все это говорит об отсутствии оснований не доверять итогам и результатам выборов.
Немаловажным является и то, что истцами еще до начала проведения выборов предпринимались попытки срыва проведения голосования, в частности в различные правоохранительные органы и иные инстанции, истцами, а именно кандидатами в депутаты ФИО5, ФИО7 и ФИО4 были отправлены письма, содержанием которых было то, что неустановленные лица раздавали бюллетени жителям села Мискинджа с заранее проставленными печатями УИК №. Эти факты, в последствии не нашли своего подтверждения, так как еще до открытия избирательного участка ДД.ММ.ГГГГ был произведен контрольный подсчет бюллетеней, в процессе которого недостача бюллетеней не выявлена, общее количество бюллетеней составляло 2435 штук. Такое же количество бюллетеней фигурирует в акте о передаче бюллетеней для голосования от ДД.ММ.ГГГГ Согласно акту подсчета избирательных бюллетеней для голосования, ДД.ММ.ГГГГ в 07 часов 24 минуты, до начала проведения голосования, члены комиссии УИК № в присутствии кандидатов в депутаты, в том числе в присутствии представителей истцов, был произведен подсчет бюллетеней, количество которых так же оказалось 2435 штук. Все эти факты говорят о том, что истцы всяческим образом хотят недобросовестным путем очернить ход проведения выборов, поставить под сомнение итоги и результаты голосования, основываясь на выдумках.
Все вышеизложенное свидетельствует о полной необоснованности и несоответствии действительности доводов указанных в административном исковом заявлении, требования которого не подлежат удовлетворению.
Кроме того, в действиях УИК, отсутствуют обстоятельства, перечисленные в части 2 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми можно отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов после определения результатов выборов. В действиях УИК, отсутствуют какие либо нарушения не позволяющие выявить действительную волю избирателей.
Выслушав в судебном заседании представителей сторон, заключение помощника прокурора <адрес> ФИО2, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.
Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем
более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий референдума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установления фактов подкупа участников референдума этими лицами и общественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума.
Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов.
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
Из объяснения председателя участковой избирательной комиссии № <адрес> ФИО31 в судебном заседании следует, что после подведения итогов и объявления результатов выборов он хранил избирательную документацию в железном сейфе, представленном ему главой администрации села ФИО32 Однако примерно месяц назад до обращения истцов в суд с административным иском о пересмотре результатов выборов глава администрации селения Мискинджа ФИО32 потребовал возвратить ему железный сейф. После этого он переложил избирательную документацию в обычный деревянный шкаф, находившийся в сельской школе, в которой он работает директором. После получения копии искового заявления и требования суда о представлении избирательной документации он обнаружил, что в шкафу избирательная документация, в том числе избирательные бюллетени, списки избирателей, протоколы избирательной комиссии, не оказалась. По поводу пропажи избирательной документации он обратился в отдел полиции по <адрес> с заявлением.
Как следует из полученных по запросу суда ответов дознавателя межрайонного отдела полиции «Ахтынский» ФИО13 и прокурора <адрес>, по заявлению председателя участковой избирательной комиссии ФИО31 о пропаже бюллетеней материал рассматривался дознавателем ФИО13, которым ДД.ММ.ГГГГ было отказано в возбуждении уголовного дела. Постановление дознавателя ФИО13 об отказе в возбуждении уголовного дела отменено ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес>. В последующем материал направлен для рассмотрения в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ в Магарамкентский межрайонный следственный отдел СледственногоУправленя по <адрес> СК РФ.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей члены участковой избирательной комиссии по выборам депутатов Собрания депутатов сельского поселения <адрес> ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 показали, что в день выборов ДД.ММ.ГГГГ они участвовали в работе избирательной комиссии. Избирательный процесс проходил в соответствии с избирательным законодательством, бюллетени выдавались избирателям по предъявлению паспорта, каждый избиратель голосовал лично, по завершению процесса голосования избирательная комиссия путем подсчета голосов поданных за каждого кандидата подвела итоги голосования, о чем составили протокол об итогах голосования. В следующий день ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание участковой избирательной комиссии об установлении результатов выборов, на котором были признаны избранными депутатами кандидаты, получившие большинство голосов избирателей.
Допрошенные в судебном заседании по ходатайству административных истцов в качестве свидетелей избиратели ФИО21, ФИО22, ФИО23 и ФИО24 показали, что в день выборов депутатов сельского Собрания депутатов в селении Мискинджа ДД.ММ.ГГГГ, когда они пришли на избирательный участок, в избирательных списках напротив их фамилий были проставлены подписи других лиц и им объявили, что за них уже проголосовали, т.е. им отказали участвовать в выборах.
Допрошенные в судебном заседании свидетели со стороны административных истцов ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, являвшиеся наблюдателями от обратившихся в суд с административным иском кандидатов в депутаты, показали, что в день выборов на избирательном участке № в селении Мискинджа имело место массовый вброс множества бюллетеней со стороны большого количества избирателей. На эти нарушения они указывали председателю избирательной комиссии ФИО31, однако последний вместо реагирования и пресечения нарушений избирательного законодательства, удалил всех наблюдателей из помещения для голосования с помощью сотрудников полиции.
Суд оценивает показания указанных свидетелей критически, не считает их достаточными для того, чтобы подвергнуть сомнению результаты выборов.
По своему характеру достоверность данных показаний можно оценить только проверив эти доводы по избирательным спискам и сличив с другими избирательными документами, что невозможно при обстоятельствах, когда правоохранительными органами не установлены причины утраты избирательных документов.
Довод административных истцов о том, что избирательные бюллетени по выборам депутатов муниципального представительного органа МО «<адрес>» были изготовлены в лишнем количестве и находились до дня выборов у ФИО29 суд не принимает как установленный факт, так как процессуальное решение по данному факту следственными органами не принято и этим обстоятельствам не дана оценка в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Представленные в суде представителем административных истцов заключение эксперта по проверке подписей и печатей на представленных ими бюллетенях является частным мнением специалиста, которое проверяющими заявление следственным органом должно быть оценено в совокупности с другими материалами проверки указанного заявления.
Суд исходит из того, что основанием к отмене решения о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь те, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Суд считает, что административными истцами не представлены в суде относимые и допустимые доказательства, достаточные для вывода о недостоверности протоколов участковой избирательной комиссии № об итогах голосования и результатах выборов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 о проведении повторного подсчета голосов избирателей, поданных на избирательном участке № ДД.ММ.ГГГГ, за кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО «<адрес>», проверке сведений, содержащихся в списках избирателей на достоверность, признании недействительным и отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № о результатах выборов депутатов Собрания депутатов МО «<адрес>» МР «<адрес>» Республики Дагестан - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Магарамкентский районный суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья Арабов Г.Я.