Дело № 2-1223/2024
64RS0017-03-2024-000227-49
Решение
Именем Российской Федерации
10 сентября 2024 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Кривовой А.С.,
при помощнике судьи Тукашовой М.М.,
с участием представителя материального истца – помощника прокурора Фрунзенского района района г. Саратова Тугушевой А.Ф.,
представителя ответчика Министерства здравоохранения Саратовской области – Караивановой М.К,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Самойловского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов ФИО7 к Министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, взыскании денежной компенсации и морального вреда,
установил:
прокурор Самойловского района Саратовской области обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Саратовской области (далее - Министерство). В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Самойловского района на основании обращения Перовой В.В. проведена проверка исполнения законодательства о льготном лекарственном обеспечении граждан. В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО8. состоит на учете у врача невролога «ГУЗ Самойловская РБ» с ноября 2022 года с диагнозом <данные изъяты> На основании консультации Городского консультативно-метадического <данные изъяты> министерства здравоохранения области от 30 декабря 2022 года ФИО9. назначен препарат <данные изъяты>. Также было вынесено решение о назначении лекарственного препарата <данные изъяты> через день сроком на 6 месяцев с повторным осмотром в июне 2024 года. Пациенты с <данные изъяты> включены в региональный сегмент федерального регистра больных с заболеваниями, лекарственное обеспечение которых осуществляется централизованно за счет средств федерального бюджета в рамках программы «14 высокозатратных нозологий» согласно постановлению Правительства РФ от 26 ноября 2018 года № 1416 «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». По информации Министерства заявка региона по лекарственному препарату интерферон бета-1b удовлетворена не в полном объеме. Вместе с тем, пациенты с рассеянным склерозом имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение за счет средств регионального бюджета в рамках исполнения постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения». В нарушение требований указанного законодательства Перова В.А. не обеспечивалась препаратом <данные изъяты> период с 10 октября 2023 года по 07 ноября 2023 года в количестве 14 шприцов, что составляет 2 упаковки и 4 шприца, в период с 27 ноября 2023 года по 12 декабря 2023 года в количестве 7 шприцов, что составляет 1 упаковку и 2 шприца, в период с 20 декабря 2023 года по 15 января 2024 года в количестве 13 шприцов, что составляет 2 упаковки и 3 шприца, всего составило 6 упаковок указанного препарата, в связи с отсутствием его поставки из Министерства в ГУЗ «Самойловская РБ». По данной причине Перовой В.А. лекарственный препарат был приобретен за счет собственных денежных средств. Отсутствие регулярной поставки Министерством лекарственного средства поставило под угрозу состояние здоровья Перовой В.А., так как она должна обеспечиваться лекарственным препаратом бесплатно, регулярно и в полном объеме. Поскольку возникли пропуски в курсовом приеме препарата, Перова В.А. сильно переживала за ухудшение состояния здоровья, испытывала стресс, нервничала, тем самым претерпела нравственные страдания. Таким образом, истец просил возложить на ответчика обязанность обеспечивать Перову В.А. указанными лекарственными средствами по медицинским показаниям, взыскать с Министерства в пользу Перовой В.А. денежную компенсацию за самостоятельное приобретение лекарственного препарата <данные изъяты> в размере 40 238 руб., взыскать компенсацию морального вреда в связи с не обеспечением льготным лекарственным препаратом <данные изъяты> в размере 15 000 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Тугушева А.Ф. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным выше, возложить на ответчика обязанность по обеспечению Перовой В.А. лекарственным препаратом <данные изъяты>, взыскать денежную компенсацию за самостоятельно приобретение лекарственного препарата, а также компенсацию морального вреда.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Саратовской области Караиванова М.К. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Учитывая, что не явившиеся в судебное заседание лица надлежащим образом извещены о дне, времени и месте судебного заседания, кроме того, информация о движении по делу своевременно размещена на официальном сайте Фрунзенского районного суда г.Саратова в соответствии со ст.113 ГПК РФ, суд на основании ст.167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ).
Как следует из положений п.п. 2, 3 ст. 2 Закона № 323-ФЗ охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу ст. 4 Закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в том числе: приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ).
Статьей 29 Закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона № 323-ФЗ).
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 названного закона).
Часть 3 ст.80 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Частью 2 ст. 5 Закона № 178-ФЗ определено, что оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению №1.
Рассеянный склероз входит в Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р лекарственный препарат <данные изъяты> входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и не подлежит оплате за счет личных средств.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» постановлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
На основании ст. 4.1 Закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
Согласно ст. 26.3.1 Закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 01 ноября 2007 года № 386-П министерство здравоохранения Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций) (п. 1 Положения).
Согласно п. 8 Положения министерство здравоохранения в сфере здравоохранения осуществляет функции, в том числе, по организации обеспечения и обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, медицинским оборудованием граждан на территории Саратовской области, имеющих право в соответствии с законодательством на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования бесплатно и (или) на льготных условиях; разработке территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области; разработке порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; а также выполняет функции государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд области в целях реализации полномочий, возложенных на министерство.
Министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг, для государственных и муниципальных нужд» по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан. Тем самым, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с ноября 2022 года на учете в ГУЗ «Самойловская РБ» состоит Перова В.А. с диагнозом: <данные изъяты>
На основании консультации Городского консультативно-метадического кабинета по рассеянному склерозу министерства здравоохранения области от 30 декабря 2022 года Перовой В.А. назначен препарат интерферон <данные изъяты> день постоянно по жизненным показаниям.
Также совместным осмотром главного невролога Саратовской области, главного невролога г.Саратова 09 декабря 2023 года рассмотрен вопрос и вынесено решение о назначении лекарственного препарата <данные изъяты> через день сроком на 6 месяцев с повторным осмотром в июне 2024 года.
Перова В.А. ввиду имеющегося у нее диагноза имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года № 1416 «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В нарушение вышеуказанных требований законодательства Перова В.А. не обеспечивалась препаратом <данные изъяты> в период с 10 октября 2023 года по 07 ноября 2023 года в количестве 14 шприцов, что составляет 2 упаковки и 4 шприца, в период с 27 ноября 2023 года по 12 декабря 2023 года в количестве 7 шприцов, что составляет 1 упаковку и 2 шприца, в период с 20 декабря 2023 года по 15 января 2024 года в количестве 13 шприцов, что составляет 2 упаковки и 3 шприца, всего составило 6 упаковок указанного препарата, в связи с отсутствием его поставки из Министерства в ГУЗ «Самойловская РБ».
Из представленных ГУЗ СО «Самойловская РБ» сведений следует, что 06 февраля 2023 года Перовой В.А. был отпущен рецепт на указанный препарат, по которому Перова В.А. была обеспечена до 06 марта 2023 года. Также были отпущены рецепты с обеспечением на соответствующий месяц: 24 марта 2023 года, 11 мая 2023 года, 09 июня 2023 года, 10 июля 2023 года, 07 августа 2023 года, 11 сентября 2023 года, 07 ноября 2023 года, 12 декабря 2023 года, 15 января 2024 года, 22 февраля 2024 года. Фактов не выписки льготных рецептов не зафиксировано.
Рецепты выписывались на основании разнарядок Министерства.
В период с 10 октября 2023 года по 07 ноября 2023 года нехватка препарата интерферон бета-1b составила 14 шприцов (2 упаковки+4 шприца), с 27 ноября 2023 года по 12 декабря 2023 года нехватка препарата составила 7 шприцов (1 упаковка+2 шприца), с 20 декабря 2023 года по 15 января 2024 года нехватка препарата составила 13 шприцов (2 упаковки +3 шприца). Всего за период с 10 октября 2023 года по 15 января 2024 года составила 6 упаковок.
Таким образом, в указанные периоды Перова В.А. лекарственным препаратом в необходимом объеме обеспечена не была.
В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что Перовой В.А. указанный лекарственный препарат назначен по жизненным показаниям. То есть в данном случае имеются медицинские документы, содержащие назначение лекарственных препаратов, выданных медицинскими работниками.
Таким образом, неполучение препарата в необходимом объеме фактически лишает Перову В.А. права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на министерство здравоохранения Саратовской области регулярно и в полном объеме обеспечивать Перову В.А. лекарственными средствами по медицинским показаниям до отмены препарата.
Доводы ответчика о том, что заявка на 2023 год на указанный лекарственный препарат была защищена без учета потребностей Перовой В.А., в связи с тем, что препарат ей рекомендован после защиты заявки судом отклоняются, поскольку ввиду изложенных положений законодательства Перова В.А. имеет право обеспечиваться лекарственным препаратом бесплатно, регулярно и в полном объеме.
Вопреки доводам стороны ответчика о том, что Министерством было сделано все для обеспечения Перовой В.А. лекарственным препаратом, а потому исковые требования являются необоснованными, судом установлено и не оспаривалось в судебном заседании, что обеспечение Перовой В.А. лекарственным препаратом осуществлялось не в полном объеме, что нарушает ее право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию.
Согласно п.1 Положения о Министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 1 ноября 2007 года № 386-П, Министерство является исполнительным органом Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций).
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.
Суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации обеспечения бесплатно лекарственными препаратами, в том числе входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, лежит на Министерстве здравоохранения Саратовской области.
Поскольку Перовой В.А. лекарственный препарат <данные изъяты>, в целях недопущения прерывания приема препарата, 13 ноября 2023 года, 15 ноября 2023 года, 29 декабря 2023 года Перова В.А. приобрела указанный лекарственный препарат, на общую стоимость стоимостью 40 238 руб., за собственные денежные средства.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что необеспечение Перовой В.А. необходимым лекарственным препаратом нарушает ее конституционное право на получение гарантированной социальной помощи от государства, суд полагает необходимым удовлетворить требования о взыскании в пользу истца денежной компенсации за самостоятельное приобретение лекарственного препарата.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (статья 150 ГК РФ).
Согласно статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Как следует из разъяснений пунктов 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную 2 неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
В соответствии со статьей 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу статьи 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом наличия у Перовой В.А., имеющегося заболевания, права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным по жизненным показаниям, характер имеющегося у нее заболевания, необходимость в постоянном контроле состояния здоровья и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения данной обязанности, суд приходит к выводу о причинении ей нравственных страданий, нарушающим ее личное неимущественное право (право на охрану здоровья), в связи с чем, подлежит компенсации моральный вред, причиненный Перовой В.А. в результате необеспечения ее необходимым по жизненным показаниям препаратом, при наличии права на его бесплатное получение.
Определяя размер компенсации морального вреда, учитывая фактические обстоятельства дела, характер нравственных страданий, причиненных истцу по вине ответчика, принципы разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать в пользу Перовой В.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6455046666, ░░░░ 1076450011440) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6455046666, ░░░░ 1076450011440) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> 40 238 (░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6455046666, ░░░░ 1076450011440) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░