Решение по делу № 2-446/2020 от 28.02.2020

89RS0001-01-2020-000606-44

Дело №2-446/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

16 марта 2020 года                                                                                               г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Раенгулова А.Б.

при секретаре судебного заседания Гасымовой В.А.к.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Салехард действующего в интересах неопределенного крута лиц к некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Север» об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

У С Т А Н О В И Л

    Заместитель прокурора г. Салехард обратился в интересах неопределенного крута лиц в суд с иском к некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Север» об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а именно оборудовать территорию НТСН «Север»: звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре; запасами воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды; прицепной мотопомпой. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка НТСН «Север», по результатам которой выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности. НТСН «Север» владеет по договору аренды от 31.10.2018 землями общего пользования, расположенными по адресу: ЯНАО, г. Салехард, северо-восточная часть города, общая площадь 255 399 кв.м, кадастровый номер . В период с 17.04.2017 по 24.04.2017, а также с 15.10.2018 по 29.10.2018 сотрудниками ОНД и ПР по муниципальному образованию г. Салехард проводилась плановая, а затем внеплановая проверка НТСН «Север», по результатам которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности на объектах зашиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара, и выдавались предписания по устранению данных нарушений в установленный в них срок. Ответчик 05.05.2017 привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а затем 06.12.2018 по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ. В марте 2019 года прокуратурой города по результатам проведенной проверки установлено, что обозначенные нарушения НТСН «Север» не устранены. В адрес руководителя НТСН «Север» внесено представление об устранении выявленных нарушений закона от 28.03.2019. В соответствии с ответом НТСН «Север» от 22.05.2019 мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности не проведены, нарушения не устранены. В период с 29.11.2019 по 05.12.2019 органом пожарного надзора вновь проведена внеплановая проверка в отношении НТСН «Север», в ходе проведения которой пункты ранее выданного предписания остались не выполненными. 05.12.2019 в отношении юридического лица - НТСН «Север» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ. В настоящее время остаются не устраненными нарушения требований пожарной безопасности, создающие реальную угрозу жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожара, а также нарушения, которые могут повлечь распространение пожара, а именно, на территории НТСН «Север»: не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре; не обеспечено наличие запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды; отсутствует прицепная мотопомпа. Таким образом, осуществление деятельности НТСН «Север» с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, может создать чрезвычайную ситуацию при возгорании объектов на территории дачного объединения и повлечь за собой значительные человеческие жертвы и материальный ущерб.

В судебном заседании представитель прокуратуры Фролова настаивала на удовлетворении исковых требований, по доводам, изложенным в нем, просив суд возложить обязанность на ответчика по устранению нарушений пожарной безопасности в срок до июля 2020 года.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора ОНД и ПР по муниципальному образованию г. Салехард, администрации МО г. Салехард полагали необходимым удовлетворить иск.

В судебном заседании представитель ответчика наличие нарушений на территории товарищества не отрицал, в то же время возражал относительно исковых требований предъявленных к НТСН «Север», полагая, что товарищество не является надлежащим ответчиком, поскольку в силу Устава муниципального образования г. Салехард первичные меры обеспечения пожарной безопасности относятся к полномочиям администрации МО г. Салехард, а не товарищества, следовательно надлежащим ответчиком является администрация МО г. Салехард. Кроме того, выявленные нарушения фактически не исполнимы товариществом, поскольку, во-первых, соответствующие расходы не предусмотрены сметой товарищества, а во-вторых, расходы по устранению данных нарушений является непосильным бременем, в силу имущественной несостоятельности товарищества.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд пришел к следующем выводу.

Согласно ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Федеральный закон от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 123-ФЗ), определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам (ч.1 ст. 1 Федерального закона №123-Ф3).

В соответствии с п.15 ст.2 ФЗ № 123-ФЗ, объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Согласно ч.1 ст.5 ФЗ № 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 ФЗ № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах. Нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Судом установлено, что НТСН «Север» владеет по договору аренды от 31.10.2018 землями общего пользования, расположенными по адресу: ЯНАО, г. Салехард, северо-восточная часть города, общая площадь 255 399 кв.м, кадастровый номер .

В период с 17.04.2017 по 24.04.2017 отделом надзорной деятельности и профилактической работы по МО г. Салехард управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЯНАО, проведена плановая проверка НТСН «Север», по результатам которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1) руководитель организации - председатель правления не прошел обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства, в нарушение п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г., п. 36 Приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2008 № 10938;

2) в отношении НТСН «Север» отсутствует утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности, в нарушение п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012;

3) на территории НТСН «Север» не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, в нарушение п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012;

    4) на территории НТСН «Север» не обеспечено наличие запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, в нарушение ст. ст. 6, 62, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.9, п. 8.5 СП «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97 (СП 53.13330.201 1)», п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012;

5) на территории НТСН «Север» отсутствует прицепная мотопомпа, в нарушение ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.9 CП «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02- 97* (СП 53.13330.2011)».

По результатам проведенной плановой проверки НТСН «Север» было выдано предписание от 24.04.2017 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах зашиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

05.05.2017 НТСН «Север» привлечено за выявленные нарушения пожарной безопасности к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В период с 15.10.2018 по 29.10.2018 вышеуказанным контролирующим органом в отношении НТСН «Север» проведена внеплановая проверка исполнения выданного предписания от 24.04.2017. В ходе проведения проверки установлено, что пункты № предписания от 24.04.2017 НТСН «Север» не выполнены, вследствие чего юридическому лицу вновь выдано предписание от 29.10.2018 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

06.12.2018 НТСН «Север», за неисполнение требований предписания привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.

В марте 2019 года прокуратурой города Салехард, по результатам проведенной проверки установлено, что обозначенные нарушения НТСН «Север» не устранены. В адрес руководителя НТСН «Север» внесено представление от 28.03.2019 об устранении выявленных нарушений закона.

Из ответа НТСН «Север» от 22.05.2019 следовало, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности не проведены, нарушения не устранены.

    В период с 29.11.2019 по 05.12.2019 ОНДиПР по МО г. Салехард проведена в отношении НТСН «Север» внеплановая проверка исполнения предписания от 29.10.2018. В ходе проведения внеплановой проверки пункты предписания остались не выполненными.

По результатам проведенной внеплановой проверки юридическому лицу НТСН «Север» вновь выдано предписание от 05.12.2019 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 217-ФЗ), одной из целей создания садовых земельных участков или огородных земельных участков садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Согласно ст. 14 Федерального закона № 217-ФЗ членские взносы товарищества используются в том числе на расходы, связанные с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 217-ФЗ к полномочиям правления товарищества помимо прочего относится принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества.

        Согласно ст. 3 Федерального закона № 217-ФЗ имуществом общего пользования является расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также товарищество).

Таким образом, вопреки доводам представителя ответчика, лицом, ответственным за выполнение требований пожарной безопасности, является именно товарищество, поскольку, являясь юридическим лицом, объединяющим граждан для ведения садоводства и огородничества, обязано обеспечь пожарную безопасность в силу перечисленных положений закона. Тот факт, что соответствующие расходы по устранению нарушений пожарной безопасности не предусмотрены сметой товарищества и чрезмерны, не освобождают его от выполнения предусмотренных законом обязанностей.

На момент рассмотрения данного гражданского дела, товариществом не устранены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные как прокурорской проверкой, так и органом пожарного надзора, а именно: на территории товарищества не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, не обеспечено наличие запасов воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды, отсутствует прицепная мотопомпа.

В силу положений ст. 45 и ст. 56 ГПК РФ, прокурор обязан доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований, поскольку прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные права и обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов

Такие доказательства, прокуратурой предоставлены. В свою очередь ответчик по делу не опроверг доводы и доказательства, предоставленные прокурором.

Учитывая изложенное, исковые требования прокуратуры г. Салехард подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд, в порядке ч.2 ст. 206 ГПК РФ, полагает необходимым установить ответчику срок для устранения нарушений до 02.11.2020, исходя из принципов разумности и обеспечения соблюдения баланса интересов сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить обязанность на НСТН «Север» (), в срок до 02 ноября 2020 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно, оборудовать территорию НТСН «Север»: звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре; запасами воды для целей пожаротушения с возможностью круглогодичного забора воды; прицепной мотопомпой.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Судья                                                                                                                  А.Б. Раенгулов

2-446/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
и.о. прокурора г.Салехарда
Ответчики
НТСН "Север"
Другие
ОНД и ПР по муниуипальному образованию г.Салехард УНД и ПР ГУ МЧС РФ по ЯНАО
Администрация МО г.Салехард
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Раенгулов Алишер Булатович
Дело на странице суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
28.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2020Передача материалов судье
03.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее