Решение по делу № 2-5281/2019 от 02.10.2019

мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2019 года дело № 2-5281/2019

66RS0007-01-2019-005940-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 26 ноября 2019 года

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Егоровой В.Г., при секретаре Устюжаниной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Туринского района Свердловской области в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Свердловской области к государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

установил:

Прокурор Туринского района Свердловской области предъявил иск в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Свердловской области к государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» о признании незаконным бездействие, выразившееся в не урегулировании конфликта интересов между работниками ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачевым В.С. и Курмачевым А.В.

С учетом уточнения прокурор просит возложить обязанность на ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 273-03 «О противодействии коррупции» урегулировать конфликт интересов между работниками ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачевым Василием Степановичем и Курмачевым Андреем Васильевичем, исключив из должностных полномочий начальника Туринского участка Курмачева B.C. правомочие, позволяющее ему оказывать влияние на оценку эффективности работы сотрудника Курмачева А.В.

Кроме того, просит возложить обязанность на ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» в рамках урегулирования конфликта интересов вынести Распоряжение либо принять иной организационно-распорядительный документ о распределении должностных обязанностей между работниками Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», исключив из должностных обязанностей начальника Туринского участка Курмачева B.C. правомочие, позволяющее ему представлять предложения о поощрении и премировании сотрудника Курмачева А.В., правомочие по установлению ему персонального повышающего коэффициента к окладу, а также по внесению представлений о назначении Курмачева А.В.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Туринского района проведена проверка исполнения ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» требований законодательства о противодействии коррупции в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов в структурном подразделении (Туринском участке).

Проверкой установлено, что на территории Туринского района осуществляет деятельность, связанную с исполнением законодательства об охране лесов, структурное подразделение государственного бюджетного учреждения - Туринский участок ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов».

Начальником Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» в соответствии с приказом о приеме № 107-л/с от 11.08.2014 и по настоящее время является Курмачев Василий Степанович.

Согласно должностным обязанностям начальника Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», в соответствии с трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, Курмачев Василий Степанович, как начальник участка, при исполнении своих трудовых обязанностей должен контролировать соблюдение работниками участка правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, вправе представлять предложения о поощрении отличившихся работников, наложении дисциплинарных взысканий, применении при необходимости мер материального воздействия.

Кроме того, согласно должностной инструкции начальника участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», начальник участка осуществляет руководство деятельностью участка. В соответствии с п. 7 должностной инструкции, начальник участка вправе вносить на рассмотрение директора Учреждения представления о назначении, перемещении, увольнении работников участка, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий.

В ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» вопросы оплаты труда урегулированы Положением об оплате труда работников ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», утвержденным И.о. директора Учреждения 03.09.2017.

Согласно п. 6 раздела 1 «Положения об оплате труда, фонд оплаты труда работников ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» формируется из должностного оклада, индексации окладов, повышающих коэффициентов к окладу, компенсационных выплат, стимулирующих выплат, сдельно-премиальной оплаты труда.

В соответствии с п. 4 главы 2 раздела 2 Положения об оплате труда, персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику Учреждения с учетом уровня его профессиональной подготовки, срочности или важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов.

Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем Учреждения персонально в отношении конкретного работника. Повышение или понижение персонального повышающего коэффициента производится на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, руководителя службы, отдела.

Также согласно предоставленной в прокуратуру Туринского района информации, работникам ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» в качестве одного из вида поощрений выплачивается премия за интенсивность и высокие результаты работы, которая устанавливается по решению директора ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» на основании записок (сводных ведомостей), предоставляемых начальниками структурных подразделений Учреждения.

Таким образом, в структурных подразделениях (участках) ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» заработная плата работников по 2 категориям выплат - персональный повышающий коэффициент и премия за интенсивность и высокие результаты работы определяется с учетом мнения начальников структурных подразделений (участков).

Исходя из указанного следует, что Курмачев Василий Степанович, как начальник Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» обладал и по настоящее время обладает предусмотренной должностной инструкцией и Положением об оплате труда правомочием по решению вопросов о поощрении, в том числе материальном поощрении работников Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», путем внесения директору Учреждения соответствующих представлений (служебных записок, сводных ведомостей) об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу работникам участка, то есть установлении выплат стимулирующего характера, а также о премировании работников.

Согласно штатной численности Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» в данном структурном подразделении с 23.05.2016 также работал и по настоящее время работает Курмачев Андрей Васильевич, последовательно занимая должности моториста пожарной лодки, а затем, с 29.08.2017 и по настоящее время должность специалиста, который является сыном начальника Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» - Курмачева Василия Степановича.

В ходе проверки фактов установления и выплат работнику Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачеву Андрею Васильевичу предусмотренных локальными актами и трудовым законодательством выплат прокуратурой установлено, что за период 2017 год - апрель 2019 года по предложенным начальником Туринского участка Курмачевым Василием Степановичем в отношении своего подчиненного сотрудника Курмачева Андрея Васильевича сводным ведомостям, последнему был установлен персональный повышающий коэффициент к окладу в размере 10 % за период декабрь 2017 года, август - ноябрь 2018 года, январь 2019 года, а также март 2019 года.

Так, согласно расчетному листку Курмачева Андрея Васильевича за декабрь 2017 года, последнему на основании составленной начальником Туринского участка сводной ведомости по коэффициентам за декабрь 2017 года был установлен персональный повышающий коэффициент к окладу в размере 10 %, в результате которого ему дополнительно к окладу за декабрь 2017 года начислены и выплачены денежные средства в размере 585 рублей 60 копеек. Аналогичные дополнительные выплаты в соответствии с установленным персональным повышающим коэффициентом к окладу произведены Курмачеву Андрею Васильевичу за период август - ноябрь 2018 года, за январь 2019 года, а также за март 2019 года.

Всего согласно расчетным листкам Курмачева Андрея Васильевича за проверяемый период, а именно с декабря 2017 года по март 2019 года, последнему в соответствии с установленному ему со стороны начальника Туринского участка Курмачева Василия Степановича персонального повышающего коэффициента к окладу, была дополнительно начислена и выплачена денежная сумма в размере 3 тысяч 695 рублей 28 копеек.

Кроме того, в соответствии со сводной ведомостью за сентябрь 2017 года, подготовленной начальником Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачевым Василием Степановичем, специалисту участка Курмачеву Андрею Васильевичу была начислена и выплачена премия в размере 1000 рублей.

Опрошенный в ходе проверки Курмачев Василий Степанович факт наличия родственных отношений и наличия у него правомочий по осуществлению контроля за работой подчиненного сотрудника - его сына Курмачева Андрея Васильевича подтвердил. Также в своем объяснении Курмачев Василий Степанович подтвердил, что обладая предусмотренными должностной инструкцией полномочиями он действительно составлял и направлял в ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» сводные ведомости об установлении Курмачеву Андрею Васильевичу персонального повышающего коэффициента к окладу в размере 10 %. Также на основании составленной им служебной записки за сентябрь 2017 года Курмачеву Андрею Васильевичу была выплачена премия за интенсивность и высокие результаты работы (особое задание) в размере 1000 рублей.

Таким образом при указанных обстоятельствах сложившаяся между начальником Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачевым Василием Степановичем и специалистом участка Курмачевым Андреем Васильевичем ситуация свидетельствует о наличии конфликта интересов, нарушении требований законодательства о противодействии коррупции, который подлежит урегулированию в соответствии с порядком, установленным законодательством о противодействии коррупции.

В ходе проверки указанных обстоятельств прокуратурой Туринского района из ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» запрошена информация о мерах, принятых Учреждением в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов между работниками Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов».

Проверкой установлено, что 17.02.2017 начальником Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачевым Василием Степановичем, а также его сыном, работающим на должности специалиста участка, в ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» поданы декларации о конфликте интересов.

По результатам рассмотрения данных деклараций 20.02.2017 Комиссией по противодействию коррупции и соблюдению требований к поведению при осуществлении трудовой деятельности работников ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» принято одно единственное решение, связанное с отсутствием запрета для работы Курмачева Василия Степановича и Курмачева Андрея Васильевича в занимаемых ими должностях.

Данный вывод отражен в п. 2 протокола заседания Комиссии по противодействию коррупции и соблюдению требований к поведению при осуществлении трудовой деятельности работников ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», в котором указано, что Комиссия не усмотрела необходимость запрета для работы указанных работников в занимаемых ими должностях.

Проведенной прокуратурой Туринского района проверкой установлено, что в нарушение требований ч. 3, 4 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» комиссией ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» не приняты предусмотренные законом надлежащие меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов между являющимися родственниками начальником и специалистом Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов».

По выявленным нарушениям прокуратурой Туринского района 07.06.2019 в ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Во внесенном представлении от Учреждения потребовано принять конкретные меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а в частности принять надлежащие меры по урегулированию конфликта интересов путем изменения должностного или служебного положения начальника Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачева Василия Степановича.

Между тем, вопреки изложенным в представлении прокуратуры требованиям, направленным на устранение коррупционных проявлений, ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» не принято никаких мер по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции, их причин и условий, им способствующих.

Указанное следует из ответа ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» от 16.07.2019 № 724 «о результатах рассмотрения представления», в котором отсутствуют сведения о принятых Учреждением мерах по устранению нарушений закона.

Кроме того, в ходе рассмотрения представления прокуратуры Туринского района ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» в целом оставлен без внимания и без рассмотрения ключевой довод прокуратуры об имеющемся между работниками Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» конфликте интересов.

Так, в ответе ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» от 16.07.2019 о результатах рассмотрения представления приведены лишь ссылки на нормы Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О противодействии коррупции» и Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 № 568, по итогам перечисления и приведения выдержек из статей которых Учреждением сделан вывод о том, что между работниками Курмачевым Василием Степановичем и Курмачевым А.В. отсутствуют основания для запрета на совместную трудовую деятельность в Туринском участке ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов».

Между тем, вопрос запрета на совместную трудовую деятельность Курмачева Василия Степановича и его сына Курмачева Андрея Васильевича прокуратурой Туринского района в своем представлении не ставился, поскольку указанный факт в данном конкретном случае сам по себе не является нарушением закона.

Таким образом, ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии коррупции» было обязано принять меры по урегулированию в Учреждении конфликта интересов путем изменения должностного или служебного положения начальника Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачева Василия Степановича, исключив из его должностных полномочий правомочие, позволяющее ему оказывать влияние на оценку эффективности работы его сына Курмачева Андрея Васильевича и, таким образом, влиять на повышение уровня его заработной платы.

Выполнение данной обязанности со стороны ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» являлось бы одной из мер профилактики коррупции в Учреждении, позволило бы исключить и предотвратить возможные коррупционные проявления, связанные с наличием между работниками личной заинтересованности.

Однако, ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» уклонилось от исполнения требований Федерального закона «О противодействии коррупции» и законных требований прокуратуры Туринского района.

Бездействие ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» является незаконным, противоречит требованиям законодательства о противодействии коррупции и подлежит устранению.

ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» является организацией, созданной в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 23.01.2007 № 18-УГ в целях выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами - тушения лесных пожаров на территории Свердловской области.

Таким образом, ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» является учреждением, работники которого обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

В целях профилактики коррупционных и иных правонарушений в ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» утвержден Кодекс этики и поведения при осуществлении трудовой деятельности работников.

Согласно п. 2.9.2 Кодекса этики, работник учреждения, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам Учреждения, в том числе руководители структурного подразделения Учреждения (начальник участка) при осуществлении возложенных на него полномочий должен принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Таким образом, в силу требований ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» и положений п. 2.9.2 Кодекса этики ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», Курмачев Василий Степанович, как начальник Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», является должностным лицом, обязанным принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Помимо Кодекса этики, в ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» решением И.о. директора от 01.03.2017 утверждено Положение о конфликте интересов работников ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» (далее - Положение о конфликте интересов).

Главой 4 названного Положение о конфликте интересов предусмотрены возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов.

Так, в соответствии с п. 4.4.3 Положения о конфликте интересов, одной из форм урегулирования конфликта интересов в ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» является пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника.

Согласно п. 4.6 Положения о конфликте интересов, в ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» при принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов учитывается степень личного интереса работника, вероятность того, что его личный интерес будет реализован в ущерб интересам Учреждения.

Таким образом, локальными актами ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» в сфере профилактики коррупции предусмотрены исчерпывающие и соответствующие законодательству о противодействии коррупции положения, регулирующие вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Между тем, как показала проверка, ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», в нарушение требований ч. 3, 4 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции», рассматривая 20 февраля 2017 года на заседании Комиссии по противодействию коррупции декларации работников Учреждения Курмачева Василия Степановича и Курмачева Андрея Васильевича о конфликте интересов, надлежащие меры по урегулированию возникшего конфликта интересов путем изменения должностного или служебного положения начальника Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» не приняты.

Так, вопреки требованиям законодательства о противодействии коррупции, до настоящего времени должностное положение начальника Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачева Василия Степановича позволяет ему участвовать в решении вопросов о премировании и об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу своего сына - специалиста Туринского участка Курмачева Андрея Васильевича.

Данные факты подтверждаются неоднократным установлением работнику ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачеву Андрею Васильевичу персонального повышающего коэффициента к окладу в размере 10 %, а также его премированием в сентябре 2017 года, которое произведено в соответствии с подготовленными начальником Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» документами.

Также указанные обстоятельства подтверждаются объяснением Курмачева Василия Степановича от 06.08.2019, его должностной инструкцией.

Наличие между работниками ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачевым Василием Степановичем и Курмачевым Андреем Васильевичем родственных отношений, их совместного проживания в одном жилом помещении, безапелляционно свидетельствует о наличии между ними личной заинтересованности, связанной с возможностью получения и произошедшими фактами получения Курмачевым Андреем Васильевичем в ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» дополнительных доходов от трудовой деятельности в виде денег посредством установления на основании подготавливаемых Курмачевым Василием Степановичем ведомостей об установлении выплат стимулирующего характера.

В силу требований ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» сложившееся в Туринском участке ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» отношение служебной подчиненности между начальником участка и подчиненным ему работником, позволяющее Курмачеву Василию Степановичу оказывать влияние на оценку эффективности работы его сына Курмачева Андрея Васильевича, влиять на повышение его заработной платы, свидетельствует о наличии между ними конфликта интересов, который подлежит обязательному урегулированию путем изменения должностного положения данных лиц.

Вместе с тем, предусмотренная Федеральным законом «О противодействии коррупции» обязанность по урегулированию конфликта интересов ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» не исполнена.

Рассматривая представление прокуратуры Туринского района от 07.06.2019 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» проявило бездействие и уклонилось от рассмотрения довода прокуратуры об имеющемся в Учреждении конфликте интересов и необходимости его урегулирования.

Представитель истца помощник прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга Кинева Е.А., действующий по поручению Туринского прокурора в судебном заседании исковые требования поддержала, подтвердила доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, в письменном отзыве указала, что требование о признании незаконным бездействие бюджетного учреждения «Уральская авиабаза», связанное с не урегулированием конфликта интересов между работниками учреждения Курмачевым Василием Степановичем и Курмачевым Андреем Васильевичем, считаем необоснованным по следующим основаниям:

На работников государственных бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, не являющихся государственными либо муниципальными служащими, не распространяются требования, изложенные в Постановлении Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 (ред. от 15.02.2017) "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".

В рамках пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЭ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на иные организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, в том числе на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 (ред. от 15.02.2017) "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" установлено, что работники, замещающие должности руководителей, главных бухгалтеров и должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочии, в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждане, претендующие на замещение таких должностей, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Таким образом, Курмачев Василий Степанович являющийся начальником Туринского участка с функцией ПХС-1 (отец) и Курмачев Андрей Васильевич специалист лесного хозяйства Туринского участка с функцией ПХС-1 (сын) не нарушают требований ФЗ «О противодействии коррупции».

Ввиду того, что специалист лесного хозяйства выполняет следующие права: осуществляет работы по ведению лесного хозяйства, а именно составляет проекты и планы рубок в соответствии с проектными заданиями и техническим проектами, определяет очередность отвода лесосек, организовывает проверку и приемку в рубку лесосек, сдачу вырубленных площадей, определение объема хлыста на лесосеках, разряда сортиментных таблиц, организовывает работы по лесовосстановлению, мелиорации, ведению семенного хозяйства и выращиванию посадочного материала, расходом лесопосадочного материала, таким образом специалист осуществляет хозяйственные полномочия в области лесного хозяйства (уставной деятельности учреждения).

При этом в качестве финансово-хозяйственных полномочий понимается (письмо Минтруда РФ от 16.05.2017 № 18-2/В-297): финансовое планирование и финансовое обеспечение расходов учреждения (предприятия); осуществление расчетов и платежей, формирование финансовой и бюджетной отчетности; распоряжение имуществом учреждения (предприятия); осуществление внутреннего финансового контроля; осуществление государственных закупок; заключение сделок от имени учреждения (предприятия); управление деятельностью филиала, представительства иного обособленного структурного подразделения.

Кроме того в указанном письме отдельно отмечено, что запрет на работу в одном государственном учреждении не распространяется на работников, в случаях: если один из работников осуществляет непосредственно деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности организации, например, в сфере науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта (ученый, искусствовед, балерина, актриса, практикующий врач, учитель, спортсмен, юрист и т.п.).

По смыслу вышеизложенного можно сделать вывод, что отец, находясь на должности начальника участка и сын, не претендующий на замещение должности начальника участка и не осуществляющий финансово-хозяйственные полномочия, а исполняющий обязанности по рабочей специальности, не нарушают требования установленные Постановлением Правительства РФ от 05.17.2013г. № 568, ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации какие-либо ограничения в трудовых правах и свободах или преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, в том числе в зависимости от семейного положения, могут быть квалифицированы как незаконная дискриминация, за исключением тех случаев, когда различия, исключения, предпочтения, а также ограничение прав работников определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

В некоторых случаях законодательством установлен ряд ограничений в отношении совместной работы лиц, состоящих в родстве или свойстве. Так, гражданин не может быть принят на гражданскую (муниципальную) службу, а гражданский (муниципальный) служащий не может находиться на гражданской (муниципальной) службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским (муниципальным) служащим, если замещение такой должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункт 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

На работников государственных бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, не являющихся государственными либо муниципальными служащими, эти нормы не распространяются.

Истец требует обязать государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» в соответствии с требованиями ФЗ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» урегулировать конфликт интересов между работниками ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачевым Василием Степановичем и Курмачевым Андреем Васильевичем, исключив из должностных полномочий начальника Туринского участка Курмачева B.C. правомочие позволяющее ему оказывать влияние на оценку эффективности работы сотрудника Курмачева А.В.

Однако истец не учитывает, что ответчиком уже в рамках соблюдения законодательства РФ о противодействии коррупции были рассмотрены на заседании Комиссии по противодействию коррупции (протокол № 6), созданной на основании приказа учреждения от 24.07.2015г. № 175 декларации о конфликте интересов между Курмачевым B.C. и Курмачевым А.В. по итогу которой был составлен протокол, нарушений выявлено не было, каких-либо запретов на осуществление работниками, направившими декларации, трудовой деятельности установлено не было.

Должностная инструкция начальника участка пункт 7 главы 3 предусматривает право начальника участка, а не обязанность вносить на рассмотрение директора учреждения представления о назначении, перемещении, увольнении работников участка, предложения об их поощрении или наложении взыскании на них. В свою очередь, директор реализует свое право как руководитель учреждения и решает, поощрять работника или нет.

Пунктом 6 Положения об оплате труда работников Учреждения, утвержденного и.о. директора Учреждения 03.09.2017 (далее - Положение), предусмотрен перечень выплат работникам, формирующих фонд оплаты труда по Учреждению в целом и включающих в себя, в том числе: должностные оклады; повышающие коэффициенты к окладам- применяются всегда; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.

Исходя из специфики деятельности Учреждения и, соответственно, порядку установления работникам соответствующих выплат повышающего, компенсационного и стимулирующего характера, Учреждением выработана и применяется на протяжении длительного периода времени следующая структура расчета заработной платы:

оплата по окладу - в соответствии с занимаемой должностью по штатному расписанию;

районный коэффициент (выплаты за вредные (опасные) условия труда, сверхурочная работа, работа в ночное время и иные выплаты компенсационного характера) - в соответствии с действующим законодательством и локальными актами Учреждения;

надбавка за выслугу лет - по решению директора Учреждения в зависимости от стажа работы (применяется при начислении каждой заработной платы);

повышающий коэффициент по Учреждению - 30 % от оклада, по решению директора Учреждения, установлен и применяется ежемесячно при расчете заработной платы всем работникам Учреждения без исключения;

персональный повышающий коэффициент по Учреждению - до 70 %, по решению директора Учреждения на основании записок (сводных ведомостей) структурных подразделений Учреждения;

месячная премия - 100 % от оклада, по решению директора Учреждения, установлена и применяется ежемесячно при расчете заработной платы всем работникам Учреждения без исключения;

премия за интенсивность и высокие результаты работы (особое задание, выполнения государственного задания и др.) - по решению директора Учреждения на основании записок (сводных ведомостей) начальников структурных подразделений Учреждения.

Как следует из вышеприведенной структуры расчета заработной платы работников, суммы по двум категориям выплат определяются с учетом мнения начальников структурных подразделений Учреждения - персональный повышающий коэффициент по Учреждению и премия за интенсивность и высокие результаты работы (сезонные работы, работы при ЧС).

При этом необходимо отметить, что подавляющая часть стимулирующих выплат работникам Учреждения оплачивается не за счет средств субсидий из федерального и регионального бюджета для исполнения государственного задания, а за счет средств от приносящей доход деятельности Учреждения.

Применительно к расчету заработной платы Курмачеву Андрею Васильевичу за периоды 2017, 2018 и 2019 годов сообщаем, что указанному сотруднику за данные периоды выплачивались все предусмотренные Положением выплаты стимулирующего, компенсационного и повышающего характера.

При этом в части выплат, сумма по которым предлагается к утверждению директору Учреждения начальником Туринского участка Курмачевым B.C. в отношении Курмачева А.В. в вышеуказанные периоды были предложены следующие размеры выплат:

Период

Вид выплаты

Размер выплаты

Январь-ноябрь 2017 года

Персональный повышающий коэффициент по Учреждению

Выплаты не осуществлялись

Декабрь 2017

10% от оклада

Январь-июль 2018 года

Выплаты не осуществлялись

Август-ноябрь 2018 года

10% от оклада

Декабрь 2018 года

Выплаты не осуществлялись

Январь 2019 года

10% от оклада

Февраль 2019 года

Выплаты не осуществлялись

Март 2019 года

10% от оклада

Сентябрь 2017 года

Премия за интенсивность и высокие результаты работы (особое задание)

1 000 руб.

Вышеуказанные сведения подтверждаются прилагаемыми копиями расчетных листков Курмачева А.В. за период 2017-2019 годы и копиями сводных ведомостей по Туринскому участку за аналогичный период.

Истец просит суд обязать бюджетное учреждение «Уральская авиабаза» в рамках урегулирования конфликта интересов вынести Распоряжение либо принять иной организационно-распорядительный документ о распределении должностных обязанностей между работниками Туринского участка бюджетного учреждения «Уральская авиабаза», исключив из должностных обязанностей начальника Туринского участка Курмачева B.C. правомочие, позволяющее ему предоставлять предложение о поощрении и премировании сотрудника Курмачева А.В., правомочие по установлению ему персонального повышающего коэффициента к окладу. Считаем, данное требование не подлежащим удовлетворению ввиду того, согласно Положению об оплате труда работников Учреждения, утвержденного и.о. директора Учреждения 03.09.2017г. персональный повышающий коэффициент по Учреждению - до 70 %, по решению назначается директором Учреждения на основании записок (сводных ведомостей) структурных подразделений Учреждения.

По смыслу вышеизложенного следует сделать вывод о том, что нарушений выраженных в форме бездействия государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» связанное с не урегулированием конфликта интересов между работниками бюджетного учреждения Курмачевым Василием Степановичем и Курмачевым Андреем Васильевичем не имеется.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что коррупцией является злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" непринятие указанным выше лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой Туринского района проведена проверка исполнения ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» требований законодательства о противодействии коррупции в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов в структурном подразделении (Туринском участке).

Проверкой установлено, что на территории Туринского района осуществляет деятельность, связанную с исполнением законодательства об охране лесов, структурное подразделение государственного бюджетного учреждения - Туринский участок ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов».

Начальником Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» в соответствии с приказом о приеме № 107-л/с от 11.08.2014 и по настоящее время является Курмачев Василий Степанович.

Согласно должностным обязанностям начальника Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», в соответствии с трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, Курмачев Василий Степанович, как начальник участка, при исполнении своих трудовых обязанностей должен контролировать соблюдение работниками участка правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, вправе представлять предложения о поощрении отличившихся работников, наложении дисциплинарных взысканий, применении при необходимости мер материального воздействия.

Согласно должностной инструкции начальника участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», начальник участка осуществляет руководство деятельностью участка. В соответствии с п. 7 главы 3 должностной инструкции, начальник участка вправе вносить на рассмотрение директора Учреждения представления о назначении, перемещении, увольнении работников участка, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий.

Согласно штатной численности Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» в данном структурном подразделении с 23.05.2016 также работал и по настоящее время работает Курмачев Андрей Васильевич, последовательно занимая должности моториста пожарной лодки, а затем, с 29.08.2017 и по настоящее время должность специалиста, который является сыном начальника Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» - Курмачева Василия Степановича.

В ходе проверки прокуратурой фактов установления и выплат работнику Туринского участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачеву Андрею Васильевичу предусмотренных локальными актами и трудовым законодательством выплат прокуратурой установлено, что за период 2017 год - апрель 2019 года по предложенным начальником Туринского участка Курмачевым Василием Степановичем в отношении своего подчиненного сотрудника Курмачева Андрея Васильевича сводным ведомостям, последнему был установлен персональный повышающий коэффициент к окладу в размере 10 % за период декабрь 2017 года, август - ноябрь 2018 года, январь 2019 года, а также март 2019 года.

Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем Учреждения персонально в отношении конкретного работника. Повышение или понижение персонального повышающего коэффициента производится на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, руководителя службы, отдела.

Суд считает, что требования прокурора Туринского района Свердловской области, заявленные в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Свердловской области являются частично обоснованными, в силу того, что вопреки интересам общества и государства Курмачев В.С. вносил на рассмотрение директора Учреждения представления о поощрении сотрудника Курмачева Андрея Васильевича, который является его сыном, в период с 2017 года - апрель 2019 года, тем самым совершал неправомерные действия по предоставлению выгоды третьим лицам, т.е. своему сыну, который находится в его прямом подчинении, что прямо противоречит государственной политике противодействия коррупции, Кодексу этики и поведения при осуществлении трудовой деятельности работников в ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», что оказывает отрицательное влияние на противодействие коррупции в государственном учреждении.

ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» является организацией, созданной в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 23.01.2007 № 18-УГ в целях выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами - тушения лесных пожаров на территории Свердловской области.

Таким образом, ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» является учреждением, работники которого обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

При таком положении суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части признания незаконным бездействия ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», выразившееся в не урегулировании конфликта интересов между работниками ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачевым В.С. и Курмачевым А.В.

Суд считает необходимым возложить на ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» обязанность в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 273-03 «О противодействии коррупции» урегулировать конфликт интересов между работниками ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачевым Василием Степановичем и Курмачевым Андреем Васильевичем, исключив из должностных полномочий начальника Туринского участка Курмачева B.C. правомочие, позволяющее ему оказывать влияние на оценку эффективности работы сотрудника Курмачева А.В., а именно позволяющее ему представлять предложения о поощрении и премировании сотрудника Курмачева А.В., а также по внесению представлений о назначении Курмачева А.В., путем исключения п.7 главы 3 из должностной инструкции начальника участка ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачева В.С.

В остальной части требования истца удовлетворению не подлежат, в сил у следующего.

В ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» вопросы оплаты труда урегулированы Положением об оплате труда работников ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», утвержденным И.о. директора Учреждения 03.09.2017.

Согласно п. 6 раздела 1 «Положения об оплате труда, фонд оплаты труда работников ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов» формируется из должностного оклада, индексации окладов, повышающих коэффициентов к окладу, компенсационных выплат, стимулирующих выплат, сдельно-премиальной оплаты труда.

В соответствии с п. 4 главы 2 раздела 2 Положения об оплате труда, персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику Учреждения с учетом уровня его профессиональной подготовки, срочности или важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов.

Суд проанализировав Положение об оплате труда работников ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», утвержденное и.о. директора Учреждения 03.09.2017, не усматривает нарушений требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-03 «О противодействии коррупции» при урегулировании конфликта интересов между работниками Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачевым Василием Степановичем и Курмачевым Андреем Васильевичем.

Суд также считает, что не подлежат удовлетворению требования прокурора Туринского района Свердловской области в части возложения на ответчика обязанности по изданию распоряжения либо принятии иного организационно- распорядительного документа о распределении должностных обязанностей между работниками Курмачевым Василием Степановичем и Курмачевым Андреем Васильевичем, т.к. реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, издание распоряжений, или иных организационно- распорядительных документов о распределении должностных обязанностей, относится к исключительной компетенции работодателя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Туринского района Свердловской области в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Свердловской области к государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» о признании незаконным бездействие, удовлетворить частично.

Признания незаконным бездействие Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов», выразившееся в не урегулировании конфликта интересов между работниками Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачевым Василием Степановичем и Курмачевым Андреем Васильевичем.

Возложить на Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» обязанность в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 273-03 «О противодействии коррупции» урегулировать конфликт интересов между работниками Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» Курмачевым Василием Степановичем и Курмачевым Андреем Васильевичем, исключив из должностных полномочий начальника Туринского участка Курмачева Bасилия Степановича правомочие, позволяющее ему оказывать влияние на оценку эффективности работы сотрудника Курмачева Андрея Васильевича, исключив из главы 3 пункта 7 должностных обязанностей начальника Туринского участка Курмачева Василия Степановича правомочие, позволяющее ему представлять предложения о поощрении и премировании сотрудника Курмачева Андрея Васильевича, правомочие по установлению ему персонального повышающего коэффициента к окладу, а также по внесению представлений о назначении Курмачева Андрея Васильевича.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья:

2-5281/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Курмачев А.В.
Курмачев Андрей Васильевич
Курмачев Василий Степанович
Курмачев В.С.
ГБУ СО "Уральская база авиационной охраны лесов"
Прокурор Туринского района в интересах РФ
Суд
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
chkalovsky.svd.sudrf.ru
02.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2019Передача материалов судье
02.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2019Судебное заседание
22.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2020Передача материалов судье
22.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2020Судебное заседание
10.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее