Гр. дело № 2-1462/2018
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
с. Алнаши УР 24 октября 2018 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гвоздиковой А.С., единолично,
при секретаре Ушаковой И.А.,
с участием:
истца Костюниной В.А.,
представителя ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) Балобановой Т.В., действующей на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг сроком 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюниной Валентины Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Костюнина В.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) (далее по тексту – УПФР) с требованиями:
- признать решение УПФР №*** от дд.мм.гггг незаконным,
- зачесть в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период прохождения курсов повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг гг.,
- назначить и выплачивать пенсию с даты подачи заявления - дд.мм.гггг,
- взыскать в возмещение судебных расходов: 2000 рублей расходы по оплате юридических услуг, 300 рублей расходы по оплате государственной пошлины.
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг истица обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге УР (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, имеющему педагогический стаж более 25 лет, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР №*** от дд.мм.гггг Костюниной В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, зачтенный ответчиком педагогический стаж составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. УПФР в льготный трудовой стаж не был включен период курсов повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг гг., что составляет <данные изъяты> дней. С дд.мм.гггг по настоящее время истица работает воспитателем в детском саду и считает решение УПФР незаконным, поскольку во время прохождения курсов повышения квалификации она находилась в трудовых отношениях в учреждении и в должности, работа в которых предоставляет право на досрочную пенсию. На курсы повышения квалификации направлялась работодателем, за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, из заработной платы удерживались налоги и сборы во внебюджетные фонды, в том числе и в ПФР.
В судебном заседании Костюнина В.А. поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель УПФР исковые требования не признала, пояснив, что при подсчете специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», УПФР применено постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, стаж истицы на соответствующих видах работ по состоянию на дд.мм.гггг составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, вместо требуемых 25 лет. Из подсчета стажа исключены спорный период курсов повышения квалификации, поскольку в эти периоды истица педагогической деятельностью не занималась. Требование истца о возмещении судебных расходов на юридические услуги в размере 2000 рублей считает завышенным, не соответствующим критериям разумности и справедливости.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг Костюнина В.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
дд.мм.гггг решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) №*** Костюниной В.А. отказано в установлении пенсии, поскольку специальный стаж на дату обращения составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, вместо требуемых 25 лет.
Согласно решению №***, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не засчитан период прохождения курсов повышения квалификации: с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг
Всего спорный период в календарном исчислении составляет <данные изъяты> дней.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что в спорный период, начиная с дд.мм.гггг по настоящее время, Костюнина В.А. работала в должности воспитателя в детском саду, что подтверждается трудовой книжкой истца и справкой от дд.мм.гггг, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно приказу директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения <данные изъяты> №*** от дд.мм.гггг воспитатель Костюнина В.А. была направлена на курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с положениями подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ).
Ответчиком не оспаривается наличие у истицы необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В соответствии с частями 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п.п. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» - при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применятся Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее по тексту Список № 781).
В соответствии со Списком № 781 работа в должности воспитателя детского сада засчитывается в льготный стаж работы, что также не оспаривается ответчиком.
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила № 516 (пункт 2 Правил № 781).
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Во время обучения на курсах повышения квалификации истица состояла в должности и в учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них истица работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа не усматривается.
Доводы представителя ответчика о том, что истица не занималась педагогической деятельностью и характер её труда не был связан с работой с детьми, судом не принимаются. В данном случае под педагогической деятельностью следует понимать не только проведение занятий, но и постоянное повышение квалификации.
Кроме того, следует учитывать, что повышение квалификации для педагогических работников является обязательным условием для дальнейшего выполнения своих профессиональных должностных обязанностей (ст. 48 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Таким образом, можно сделать вывод, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом признанного ответчиком специального стажа на день обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии - <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней и подлежащим включению вышеуказанного спорного периода, специальный стаж истицы является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с даты обращения, то есть с дд.мм.гггг
На дату вынесения органом пенсионного фонда решения об отказе в установлении пенсии Костюнина В.А. приобрела право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента обращения за назначением (установлением) пенсии с дд.мм.гггг.
Следовательно, решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) №*** от дд.мм.гггг об отказе в установлении Костюниной В.А. пенсии является незаконным.
Соответственно, исковые требования Костюниной В.А. законны и обоснованны, подлежат удовлетворению.
Требование истца о возмещении за счет ответчика расходов на оплату услуг адвоката, факт несения которых подтвержден квитанцией №*** Коллегии адвокатов «<данные изъяты>», исходя из требований разумности, установленной ст. 100 ГПК РФ, фактического объема услуг представителя, состоящего из оказанной юридической консультации, подготовки документов и искового заявления в суд, подлежат удовлетворению в заявленном размере 2000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ расходы истца на оплату государственной пошлины должны быть возмещены за счет ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Костюниной Валентины Анатольевны о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) №*** от дд.мм.гггг об отказе Костюниной Валентине Анатольевне в установлении пенсии.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) включить Костюниной Валентине Анатольевне в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, период прохождения курсов повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг гг.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) назначить Костюниной Валентине Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости с дд.мм.гггг.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) в пользу Костюниной Валентины Анатольевны в возмещение судебных расходов 2300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено и подписано судьей 26.10.2018 г.
Председательствующий судья Гвоздикова А.С.