Судья Логинов С.С. Дело № 33-2999/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Сусловой Н.А., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрела в судебном заседании <Дата обезличена> года дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым исковые требования удовлетворены:
признаны незаконными бездействие Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 8" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми в части обеспечения осуждённых необходимым набором помещений, а также мебели и инвентаря;
на Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 8" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения в законную силу оборудовать общежития отрядов №№ 1, 3, 4 и 4 (облегченные условия содержания) комнатами быта, отрядов №№ 1, 4 и 4 (облегченные условия содержания) комнатами для сушки одежды и обуви, отрядов №№ 1, 2, 3, 4 и 4 (облегченные условия содержания) комнатами воспитательной работы;
на Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 8" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения в законную силу оборудовать:
- отряд № 1 (1 этаж) в спальных помещениях №№ 2, 3, 4, 5, 6 и 7 - подставками под бак для воды, в спальных помещениях №№ 3, 4, 5 и 6 - баками для питьевой воды с кружкой и тазом, в спальных помещениях №№ 2 и 6 - репродукторами; в комнату для умывания - 2 умывальниками (рукомойниками), вешалкой настенной для полотенец; в гардеробной - вешалкой настенной или напольной с крючками, стеллаж для обуви с ячейками;
- отряд № 1 (2 этаж) в спальном помещении № 6 - занавесками на два окна; в комнате для умывания - 1 умывальником (рукомойником), подставкой для чистки обуви; в гардеробной - зеркало настенное, стеллаж для обуви с ячейками;
- отряд № 2 в спальных помещениях №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 - подставками под бак для воды, в спальных помещениях №№ 1, 3, 5, 6 и 7 - баками для питьевой воды с кружкой и тазом; в помещении для сушки одежды и обуви - стеллажом для сушки одежды; в комнате для умывания - подставкой для чистки обуви; в гардеробной - стеллаж для обуви с ячейками;
- отряд № 3 в спальных помещениях №№ 1, 2 и 7 - подставками под бак для воды, в спальных помещениях №№ 2 и 7 - баками для питьевой воды с кружкой и тазом; в комнате для умывания - подставкой для чистки обуви и 5 умывальниками (рукомойниками); в помещении для сушки одежды и обуви - стеллаж для сушки одежды и обуви;
- отряд № 4 в спальных помещениях №№ 1, 2, 3, 4, 5 и 6 - подставками под бак для воды, в спальных помещениях №№ 2, 3, 4, 5 и 6 - баками для питьевой воды с кружкой и тазом; в комнате для умывания - подставкой для чистки обуви;
- отряд № 4 (облегченные условия содержания) в спальных помещениях №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 - подставками под бак для воды и баками для питьевой воды с кружкой и тазом; в комнате для умывания - подставкой для чистки обуви и вешалкой настенной для полотенец; в гардеробной - стеллаж для обуви с ячейками.
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения представителя УФСИН России по Республике Коми Клубет А.М., объяснения прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония № 8" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми об обязании в срок до <Дата обезличена> оборудовать общежития отрядов № 1, 3, 4 и 4 (облегченные условия содержания) комнатами быта, отрядов № 1, 4 и 4 (облегченные условия содержания) комнатами для сушки одежды и обуви, отрядов № 1, 2, 3, 4 и 4 (облегченные условия содержания) комнатами воспитательной работы; обязании в срок до <Дата обезличена> оборудовать вышеуказанные помещения отрядов необходимой мебелью и инвентарем. В обоснование требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми уголовноисполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных в исправительном учреждении установлены нарушения требований Постановления Правительства РФ от 02.08.1997 № 974 "Об утверждении норм создания материально - технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях", приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" и приказа Минюста РФ № 130 ДСП от 02.06.2003 "Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России)" в учреждении отсутствует необходимый набор помещений, а именно во всех отрядах ФКУ ИК-8, за исключением отряда № 2, отсутствуют комнаты быта; во всех отрядах ФКУ ИК-8, за исключением отрядов № 2 и 3, отсутствуют помещения для сушки одежды и обуви; во всех отрядах ФКУ ИК-8 отсутствуют комнаты воспитательной работы. Кроме того, имеющиеся в учреждении помещения не оборудованы необходимым набором мебели, инвентаря и оборудования согласно приказу ФСИН России № 512, ч. 3 ст. 94 УИК РФ. Достаточные меры, направленные на устранение вышеуказанных нарушений условий проживания осужденных, до настоящего времени не приняты.
В судебном заседании помощник прокурора Павлов Д.П. на исковых требованиях настаивал, доводы заявления поддержал, просил установить срок для устранения выявленных недостатков до 31 декабря 2018 года.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми Филиппова Г.Г. заявленные требования прокурора признала в полном объеме, указав, что в настоящее время исправительным учреждением принимаются меры по устранению выявленных нарушений.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по РК просит его отменить как незаконное и необоснованное в части обязания ФКУ "Исправительная колония № 8" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми в течение одного года с момента вступления решения в законную силу оборудовать общежития отрядов №№ 1, 3, 4 и 4 (облегченные условия содержания) комнатами быта, отрядов №№ 1, 4 и 4 (облегченные условия содержания) комнатами для сушки одежды и обуви, отрядов №№ 1, 2, 3, 4 и 4 (облегченные условия содержания) комнатами воспитательной работы, так как, нормы приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 130-дсп "Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" применяются в отношении проектирования, строительства и оборудования исправительных учреждений с 2003 года. Отсутствие необходимых помещений и мебели в ФКУ ИК-8 обусловлено тем, что здание спроектировано и построено до 2003 года.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 8" участия в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
От Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступили возражения на апелляционную жалобу, в которой заявитель просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы настоящего дела, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что в <Дата обезличена> года Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми уголовного исполнительного законодательства в части обеспечения надлежащих условий отбывания наказания осуждённых в исправительном учреждении, в ходе которой выявлены нарушения ст. 99 УИК РФ, регламентирующих право осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение в период отбывания наказания.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении требований истца к ответчику, суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 02.08.1997 № 974 "Об утверждении норм создания материально - технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях", приказ ФСИН России № 512 и приказа Минюста РФ № 130 ДСП от 02.06.2003 "Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовноисполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России)" в указанном учреждении отсутствует необходимый набор помещений, а именно: во всех отрядах, за исключением отряда № 2, отсутствуют комнаты быта; во всех отрядах, за исключением отряда № 2 и 3, отсутствуют помещения для сушки одежды и обуви; во всех отрядах отсутствуют комнаты воспитательной работы, а также, имеющиеся в учреждении помещения не оборудованы необходимым набором мебели, инвентаря и оборудования согласно приказу ФСИН России № 512, ч. 3 ст. 94 УИК РФ:
- в отряде № 1 (1 этаж) в спальных помещениях № 2, 3, 4, 5, 6 и 7 отсутствуют подставки под бак для воды, в спальных помещениях № 3, 4, 5 и 6 баки для питьевой воды с кружкой и тазом, в спальных помещениях № 2 и 6 отсутствует репродуктор; в комнате для умывания не хватает 2 умывальников (рукомойников), отсутствует вешалка настенная для полотенец; в гардеробной отсутствует вешалка настенная или напольная с крючками, стеллаж для обуви не разбит на ячейки;
- в отряде № 1 (2 этаж) в спальном помещении № 6 отсутствуют занавески на два окна; в комнате для умывания не хватает 1 умывальника (рукомойника), отсутствует подставка для чистки обуви; в гардеробной отсутствует зеркало настенное, стеллаж для обуви с ячейками;
- в отряде № 2 в спальных помещениях № 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 отсутствуют подставки под бак для воды, в спальных помещениях № 1, 3, 5, 6 и 7 баки для питьевой воды с кружкой и тазом; в помещении для сушки одежды и обуви отсутствует стеллаж для сушки одежды; в комнате для умывания отсутствует подставка для чистки обуви; в гардеробной стеллаж для обуви не разбит на ячейки;
- в отряде № 3 в спальных помещениях № 1, 2 и 7 отсутствуют подставки под бак для воды, в спальных помещениях № 2 и 7 баки для питьевой воды с кружкой и тазом; в комнате для умывания отсутствует подставка для чистки обуви и не хватает 5 умывальников (рукомойников); в помещении для сушки одежды и обуви отсутствуют стеллажи для сушки одежды и обуви;
- в отряде № 4 в спальных помещениях № 1, 2, 3, 4, 5 и 6 отсутствуют подставки под бак для воды, в спальных помещениях № 2, 3, 4, 5 и 6 баки для питьевой воды с кружкой и тазом; в комнате для умывания отсутствует подставка для чистки обуви;
- в отряде № 4 (облегченные условия содержания) в спальных помещениях № 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 отсутствуют подставки под бак для воды и баки для питьевой воды с кружкой и тазом; в комнате для умывания отсутствует подставка для чистки обуви и вешалка настенная для полотенец; в гардеробной стеллаж для обуви не разбит на ячейки.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что допущенное бездействие со стороны органов и учреждений ФСИН России нарушает право осужденных отбывать наказание в условиях, установленных законом, а также препятствует администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми осуществлять в полной мере воспитательную работу с осужденными, что в конечном итоге негативным образом отражается на процессе их исправления. При этом выявленные нарушения не устраняются органами и учреждениями ФСИН России на протяжении длительного времени.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку изложенные выводы следуют из всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ. Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в решении суда.
В соответствии со ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту - УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются нормы международного договора.
В связи со вступлением в Совет Европы и ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осуждённым лицам.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 г.) и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания осужденных должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
В ст. 10 УИК РФ закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнений наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В ст. 99 этого же кодекса отражено материально-техническое обеспечение осуждённых к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, государство берёт на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции, применив к спорным правоотношениям положения упомянутых норм материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований истца.
В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно подпункту 6 п. 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
На основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу положений ст. 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
Согласно п. 1.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исправительной системы Минюста России (СП 17-02 Минюста России) ее положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем. Инструкцией фактически определены новые нормы материально-бытового обеспечения осужденных, соответствующие европейским стандартам и улучшающие положение осужденных.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми спроектирована и построена до издания приказа Минюста России от 02.06.2003 г. № 130-дсп, основанием для отмены решения суда не является, поскольку данное обстоятельство не освобождает исправительное учреждение от исполнения возложенной на него обязанности. Каких-либо доказательств отсутствия нарушения прав осужденных ответчиком не представлено.
Разрешая спор, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи