Дело № 2-1973/2024
59RS0007-01-2023-008528-38
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 15 марта 2024 года
Свердловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Томиловой В.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по иску Пермской транспортной прокуратуры к ИП ФИО1 о признании незаконным действия по использованию акватории водного объекта, запрете эксплуатации базы-стоянки маломерных судов,
УСТАНОВИЛ:
Пермский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился к ответчику ИП ФИО1, просит признать действия ИП ФИО1 по использованию акватории водного объекта незаконным, запретить эксплуатацию базы – стоянки маломерных судов, в поселке <адрес> до направления заявления – декларации о соответствии базы-стоянки требованиям Правил, а также постановки на учет в Центре ГИМС ГУ МЧС России по <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Пермской транспортной прокуратурой на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения ИП ФИО1 законодательства о безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта. В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 правила пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов не соблюдаются. Установлено, в заливе устья реки Шалашная на берегу расположен <адрес>. Рядом расположена туристическая деревня «Поляна», принадлежащая ИП ФИО1 С территории туристической деревни «Поляна» в воду примерно на 30 метров уходит пирс, при этом, пирс состоит из капитального деревянного сооружения и плавучих понтонов. К понтонам пришвартовано 14 маломерных судов. Пирс оборудован швартовочными устройствами, кранцами, светильниками. Акватория водного объекта используется ИП ФИО1 В нарушение п.3.1 Правил ИП ФИО1 перед началом эксплуатации базы-стоянки в 2023 году в Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> не направлено заявление-декларация соответствия базы-стоянки требованиям Правил. Следовательно, указанная база база-стоянка на учет в Центр ГИМС ГУ МЧС по <адрес> не состояла и не состоит до настоящего времени, в связи с чем надзор в отношении ИП ФИО1 со стороны Центра ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> не осуществлялся. В нарушение п. 2.16 Правил на базе-стоянки выявлены факты нахождения маломерных судов с отсутствием регистрации в установленном порядке. В целях устранения выявленных нарушений Пермской транспортной прокуратурой в адрес ИП ФИО1 внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства с требованиями принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства и недопущению подобных фактов впредь, которое направлено ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты. Вместе с тем по итогам рассмотрения представления ИП ФИО1 меры к устранению выявленных нарушений закона не приняты.
Помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить, признать действия ИП ФИО1 по использованию акватории водного объекта незаконным, запретить эксплуатацию базы – стоянки маломерных судов, в поселке <адрес> до направления заявления – декларации о соответствии базы-стоянки требованиям Правил, а также постановки на учет в Центре ГИМС ГУ МЧС России по <адрес>.
ИП ФИО1 в судебном заседании не участвовала, о дате, времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом, по адресу: <адрес>, однако в судебное заседание не явилась, причины неявки не сообщила.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, раннее в судебном заседании пояснил, что ранее мировым судьей судебного участка № Мотовилихинского судебного района <адрес>, ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Заслушав помощника прокурора, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд считает иск обоснованным, подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с п. 1.2 Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, под базой (сооружением) для стоянок маломерных судов понимается комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов. К базам –стоянкам следует относить расположенные на берегу и (или) акватории водного объекта: специально организованные береговые и (или) плавучие сооружения, предназначенные для причаливания, швартовки маломерных судов, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, стоянки и (или) хранения маломерных судов; комплексы технологически связанных между собой зданий, сооружений и оборудования, предназначенных для доставки, эксплуатации, стоянки, обслуживания и (или) хранения маломерных судов; объекты поисково-спасательных формирований (водно-спасательные станции), имеющих на оснащений маломерные суда.
Судом установлено:
ИП ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается Выпиской из ЕРИП (л.д. 39).
ГУ МЧС России по <адрес> выявлен факт несанкционированной базы-стоянки для маломерных судов в заливе устья реки Шалашная, которая впадает в реку Чусовая, на берегу реки поселка Веретье. Рядом расположена туристическая деревня «Поляна» принадлежит ИП ФИО1 (л.д. 5-9,10-15).
Заместителем транспортного прокурора принято решением № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки ИП ФИО1 предметом которого является: исполнение законодательства о безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, в сфере пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации. (л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ Пермской транспортной прокуратурой внесено представление ИП ФИО1 об устранении нарушений федерального законодательства с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства и недопущению подобных фактов впредь. (л.д. 18-19).
Постановлением мирового судьи судебного участка № Мотовилихинского судебного района <адрес> ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб. постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Одним из основных принципов водного законодательства является равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством (п. 7 ст. 3 ВК РФ).
Согласно п. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 2. ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов, если данное право не приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование (п. 3 ст. 11 ВК РФ) или водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов (п. 4 ст. 11 ВК РФ).
Таким образом, самовольное использование водного объекта без решения о предоставлении его в пользование, является грубым нарушением порядка пользования поверхностными водными объектами или их частями.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Согласно п. 7 ст. 25 Водного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
Пунктом 1.2 Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 20.07.2020 N 540 (далее-Правила пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов), установлено, что под базой (сооружением) для стоянок маломерных судов понимается комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.
Согласно п. 1.3. Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов учет баз-стоянок и надзор за ними осуществляется территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам, входящими в состав территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Регистрация базы стоянки маломерного судна осуществляется в целях проверки уполномоченными органами, в том числе, технического состояния базы стоянки и возможности использования ее для посадки/высадки пассажиров маломерного судна.
В связи с чем, пользование водным объектом для посадки/высадки пассажиров маломерного судна/устройств буксируемых маломерным судном без регистрации базы стоянки маломерного судна не отвечает требованиям безопасности на водных объектах и может причинить вред жизни и здоровью лиц использующих маломерное судно.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1, о возложении обязанности устранить нарушения, приостановлении деятельности, - удовлетворить.
Признать действия Индивидуального предпринимателя ФИО1 по использованию акватории водного объекта, незаконным.
Запретить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН 590600999233, ОГРНИП №) эксплуатацию базы-стоянки маломерных судов, в поселке <адрес> до направления заявления – декларации о соответствии базы-стоянки требованиям Правил, постановки на учет в Центре ГИМС ГУ МЧС России по <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья /подпись/
Копия верна. Судья В.В. Томилова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинное решение подшито в дело №.
Дело находится в Свердловском районном суде <адрес>