Дело № 33-902/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень | 13 марта 2019 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Кучинской Е.Н., |
судей | Забоевой Е.Л., Малининой Л.Б., |
при секретаре | Квиникадзе И.М. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Пермяковой Татьяны Николаевны на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 19 ноября 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Пермяковой Татьяны Николаевны к ТСН «СК-6» о взыскании неосновательного обогащения, процентов, неустойки, компенсации морального вреда, убытков, судебных расходов, отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кучинской Е.Н., пояснения истца Пермяковой Т.Н. и ее представителя Колокольцевой Ю.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Черепанова С.А., представителя третьего лица Горлачевой И.И. – Николаева А.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Пермякова Т.Н. обратилась в суд с иском к товариществу собственников недвижимости «СК-6» (далее - ТСН «СК-6») о взыскании неосновательного обогащения в размере 7835,22 руб., банковской комиссии в размере 234,19 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1293,81 руб., неустойки на момент вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере 150000 руб., убытков в виде расходов на лечение в размере 61800 руб., судебных расходов: почтовые отправления 254,60 руб., государственная пошлина 400 руб.
Требования мотивированы тем, что Пермякова Т.Н. являлась собственником <.......> в период с 16 июля 2015 года по 20 марта 2017 года и оплачивала взносы на капитальный ремонт согласно счетов ТСН «СК-6». Однако, в августе 2017 года она узнала, что ответчик не вправе был принимать взносы на капитальный ремонт ввиду отсутствия у него специального счета для формирования фонда капитального ремонта.
Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласна истец Пермякова Т.Н.
В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Указывает, что согласно представленным в материалы дела письмам Государственной жилищной инспекции Тюменской области от 08 августа 2017 года № 10210/17 и Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» (далее – НО «ФКР ТО») от 23 мая 2018 года ТСН «СК-6» не имеет специального счета для перечисления денежных средств (взносов) на капитальный ремонт, оплату взносов на капитальный ремонт необходимо производить на счет регионального оператора, так как собственники многоквартирного <.......> не приняли и не реализовали решение о способе формирования фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома, в связи с чем, судом первой инстанции необоснованно применена норма статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает, что судом не исследованы вопросы компенсации морального вреда, убытков, не рассмотрен вопрос о привлечении в гражданский процесс в качестве третьих лиц Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области», Государственной жилищной инспекции Тюменской области (л.д.162-163).
В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица НО «ФКР ТО» Ткачук Н.М. указала, что 19 февраля 2016 г. в адрес Фонда от ТСН «СК-6» поступила копия протокола общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном <.......> в очно-заочной форме от 14 февраля 2016 г., согласно которому собственниками принято решение о выборе в качестве способа формирования фонда капитального ремонта специальный счет ТСН. При этом в нарушение ч.3.1 ст.175 Жилищного кодекса Российской Федерации протокол не содержал решения о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по предоставлению платежных документов, в том числе с использованием системы на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка предоставления платежных документов и о размере расходов, связанных с предоставлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг, что Явилось основанием для отказа в принятии протокола общего собрания собственников, о чем ТСН «СК-6» уведомлено письмом от 24 февраля 2016 г (исх.№716). В дальнейшем в адрес Фонда решений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта от собственников данного многоквартирного дома не поступало, в связи с чем, до настоящего времени фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, взимание ТСН «СК-6» взносов на капитальный ремонт является грубейшим нарушением действующего законодательства (л.д.178-181).
Проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч. 1 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Пермякова Т.Н. являлась собственником <.......> в период с 16 июля 2015 года по 20 марта 2017 года (л.д. 12).
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации:
собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (ч.3 ст.30);
граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.1 ст.153);
плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (ч.2 ст.154);
собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (ч.ч.1, 2 ст.158);
собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ч.1 ст.169).
18 апреля 2017 года мировым судьей судебного участка №3 Центрального судебного района г.Тюмени выдан судебный приказ на взыскание с Пермяковой Т.Н. в пользу НО «ФКР ТО» задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01 мая 2015 года по 28 февраля 2017 года в размере 8563,50 рублей (л.д. 39).
Определением мирового судьи судебного участка №3 Центрального судебного района г. Тюмени от 06 июля 2017 года судебный приказ №2-4056-2017/3м отменен по заявлению Пермяковой Т.Н. (л.д. 52).
Сторонами не оспаривается, что ответчик ТСН «СК-6» осуществляет управление многоквартирным жилым домом <.......>.
Как следует из материалов дела, в период с марта 2016 года по март 2017 года на основании сформированных ТСН «СК-6» платежных документов истицей произведена оплата взносов на капитальный ремонт. Размер взноса, исходя из площади принадлежащего истцу жилого помещения, составил 389 руб. 25 коп. (тариф в размере 7 руб. 50 коп. х 51,9 м2). Всего за период с июля 2016 года по март 2017 года было начислено и оплачено 7835 руб. 22 коп. (л.д. 13-38).
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец по требованию о взыскании неосновательного обогащения должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения указанного имущества ответчиком, размер неосновательного обогащения.
Удовлетворение иска возможно при доказанности совокупности фактов, подтверждающих неосновательное приобретение или сбережение ответчиком имущества за счет истца.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что оплата взносов на капитальный ремонт произведена истцом во исполнение предусмотренной законом обязанности, оснований для возврата денежных средств в качестве неосновательного обогащения не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, соответствующими обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оплату взносов на капитальный ремонт необходимо производить на счет регионального оператора не являются поводом к отмене решения ввиду следующего.
На основании ч.3 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу ч.5 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Постановлением Правительства Тюменской области №157-п от 14 апреля 2014 года (в редакции от 10 февраля 2015 года) установлен срок принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта - четыре месяца со дня официального опубликования принятой в установленном законодательством Тюменской области порядке региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015 - 2044 годы была утверждена Распоряжением Правительства Тюменской области №2224-рп от 15 декабря 2014 года, опубликована на официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyuraen.ru – 18 декабря 2014 года.
Таким образом, собственникам многоквартирного жилого <.......> необходимо было принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта с 18 декабря 2014 года до 18 апреля 2015 года.
21 апреля 2015 года Администрацией города Тюмени вынесено постановление №80-пк о формировании фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень, собственники которых не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, согласно приложению к настоящему постановлению.
В Перечень домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень, собственники которых не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, под номером №2420 был включен <.......>.
Вместе с тем ч.ч. 1, 3 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.
В соответствии с ч.5 ст.173 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 31 января 2016 года) решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
По сообщению НО «ФКР ТО» от 23 мая 2018 года, 14 февраля 2016 года собственники помещений <.......> на общем собрании приняли решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта: в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали специальный счет ТСН «СК-6». 19 февраля 2016 года протокол от 14 февраля 2016 года был направлен региональному оператору (л.д. 70).
Судебной коллегией установлено, что 04 марта 2016 года в ПАО «Сбербанк России» ТСН «СК-6» открыт специальный банковский счет <.......> для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного <.......>. Указанный специальный счет имеет целевое назначение - на капитальный ремонт.
Копиями чеков ОАО «Сбербанк России» подтверждается, что взносы на капитальный ремонт, вносимые Пермяковой Т.Н., Колокольцевой Ю.В. за <.......>, зачислялись именно на указанный специальный счет <.......> (л.д.13 -33).
Между тем платежи (взносы) на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома носят накопительный характер и имеют целевое назначение. Такие денежные средства не поступают в собственность управляющей организации, а являются собственностью плательщиков и могут быть потрачены управляющей организацией исключительно на ремонтные работы и только по решению общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.
Доказательств, подтверждающих, что перечисленные истцом в качестве взноса на капитальный ремонт денежные средства в сумме 7835,22 руб. полностью или частично были сняты со специального счета и направлены ответчиком на иные цели, истцом не представлено.
При изложенных обстоятельствах тот факт, что в спорный период собственники помещений <.......> г.Тюмени обязаны были уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на счет регионального оператора, о возникновении на стороне владельца специального счета ТСН «СК-6» неосновательного обогащения и причинения истцу ответчиком убытков и морального вреда не свидетельствует.
Кроме того, после соблюдения установленного законом способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете ТСН «СК-6» региональный оператор в силу ч.5 ст.173 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан перечислить все находящиеся на его счете денежные средства на капитальный ремонт соответствующего дома на специальный счет ТСН «СК-6».
В противном случае уполномоченным органом может быть поставлен вопрос о перечислении денежных средств, накопленных на капитальный ремонт дома и хранящихся на специальном счете управляющей организации, на счет регионального оператора, но не о возврате этих денежных средств плательщикам.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу принятого решения основаны на ошибочном толковании норм материального права, являются несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права также не усматривается. Вопреки доводам апелляционной жалобы, НО «ФКР ТО» была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица (л.д.113), права Жилищной инспекции не затрагиваются.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Тюмени от 19 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Пермяковой Татьяны Николаевны – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Н.Кучинская
Судьи коллегии: Е.Л.Забоева
Л.Б.Малинина