Дело №2-644
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 апреля 2016 года
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Козловой О.Ф.,
при секретаре Михайловой К.В.,
с участием прокурора Корзухиной Т.В.,
истца Торошиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чайковском гражданское дело по заявлению Чайковского городского прокурора в интересах Торошиной Е.А. к Правительству Пермского Края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда
у с т а н о в и л:
Чайковский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Торошиной Е.А. к Правительству Пермского края и Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району об обеспечении ее благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда в границах Чайковского муниципального района, отвечающим санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В обоснование иска указал, что Торошина Е.А., обладающая статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживающая на территории Пермского края, ДД.ММ.ГГГГ по решению комиссии по опеке и попечительству ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому муниципальному району была включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, до настоящего времени жильем не обеспечена.
Судом к участию в рассмотрении дела привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
В судебном заседании помощник прокурора Корзухина Т.В. на удовлетворении заявления настаивала по изложенным в нем доводам.
Торошина Е.А. заявленные в ее интересах требования поддержала.
Правительство Пермского края просило рассмотреть дело без участия его представителя, в письменном отзыве, возражая против заявленных Чайковским городским прокурором в интересах Торошиной Е.А. требований, привело доводы о необоснованности иска, отсутствии нарушений прав истца: она включена в список и подлежит обеспечению жилым помещением в порядке очередности. Удовлетворение требований прокурора повлечет нарушение прав иных лиц, включенных в список раньше Торошиной Е.А., обладающих одинаковыми с ней правами, что недопустимо в силу ч.3 ст. 17 Конституции РФ.
Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району представителя для участия в процессе не направило, в письменном отзыве указало на несогласие с иском, предъявление прокурором требований к ненадлежащему ответчику, поскольку Территориальное управление не наделено полномочиями на обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Министерство социального развития Пермского края представило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, сообщило о несогласии с иском по доводам, приведенным в возражениях Правительства Пермского края.
Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства Пермского края» о рассмотрении дела извещено, представитель для участия в процессе не направлен, разрешение спора оставлено на усмотрение суда.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края прекратило деятельность в связи с реорганизацией.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, просило дело рассмотреть в отсутствие его представителя, отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований, поддержало позицию Министерства социального развития Пермского края и Правительства Пермского края.
Заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.4 ст. 40 Конституции РФ)
В развитие названных конституционных положений Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ).
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8 этой же статьи Закона).
Согласно статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.( часть 1)
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным. (часть 2)
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
1) по достижении возраста 18 лет;
2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.(часть 3)
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения. (часть 5)
Торошина Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, одинокая мать истицы Т.Е.Н. лишена родительских прав решением Куединского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.40-42,43,44).
На основании приказа Межрайонного территориального управления № Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № над Торошиной Е.А. установлена опека со стороны Т.Л.М. (л.д.39).
Жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось.
Решением комиссии по опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ Торошина Е.А. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Пермского края (л.д.7,8,9,10-11). Данные о постановке истца на учет в территориальном управлении были переданы в Министерство социального развития Пермского края, до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.
Торошина Е.А. вправе претендовать на предоставление ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения: она проживает в Пермском крае, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, собственником или нанимателем жилого помещения, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, ДД.ММ.ГГГГ по личному заявлению в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в образовательном учреждении, не утратила статус лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21.21.1996 года №159 –ФЗ меры социальной поддержки, так как жилое помещение ей не предоставлено.
С учетом установленного Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года №1194-п, суд возлагает обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на Правительство Пермского края. Жилое помещение из специализированного жилищного фонда должно быть благоустроенным, пригодным для проживания, иметь общую площадь не менее 33 квадратных метров, находиться в границах Чайковского муниципального района.
Доводы Министерства социального развития Пермского края о нарушении в случае удовлетворения иска прав других лиц, обладающих равным с Торошиной Е.А. правом на обеспечение жилым помещением и поставленных на учет ранее, правового значения не имеют. Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, исполнение соответствующим органом этой обязанности не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Территориальные органы Министерства социального развития, исходя из положений ст. 6 Закона Пермского края от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", осуществляют учет и ведение списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что Торошина Е.А. на основании ее письменного заявления в установленном порядке включена в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, таким образом, ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району была исполнена установленная законом обязанность по включению истца в соответствующий список. Непосредственное решение вопроса о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в полномочия данного ответчика не входит, требования прокурора адресованы ему необоснованно.
Руководствуясь ст. ст. 193,194, 197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Пермского края предоставить Торошиной Е.А. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда в границах Чайковского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в удовлетворении заявления Чайковского городского прокурора о возложении этих же обязанностей на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края.
Судья: