Решение по делу № 33-3562/2012 от 09.04.2012

Судья Пузикова Е. И.    Дело № 33-3562/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А. В.,

судей Мальцевой М. Е., Бургановой Н. А.,

при секретаре Гагариной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 апреля 2012 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу ответчика Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сивинском районе Пермского края на решение Сивинского районного суда Пермского края от 29 февраля 2012 года по гражданскому делу по иску Закировой С.П. к ОПФ РФ (ГУ) в Сивинском районе Пермского края о признании решения комиссии по назначению пенсии незаконным, об установлении периодов работы для назначения досрочной пенсии и возложении обязанности по назначению пенсии, которым постановлено:

Исковые требования Закировой С.П. к ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ в Сивинском районе Пермского края удовлетворить в части.

Признать незаконным решение ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ в Сивинском районе Пермского края от 11 ноября 2011 года об отказе Закировой С.П. в зачете периода работы техником-геологом, старшим техником-геологом, техника-геолога 1 категории с 07 апреля 1981 года по 10 октября 1991 года в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Включить в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости Закировой С.П. период работы техником-геологом, старшим техником-геологом, техником-геологом 1 категории Карабийской полевой геологоразведочной партии Южно-Кыргызской геологической экспедиции, с 07 апреля 1981 года по 10 октября 1991 года.

Обязать ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ в Сивинском районе Пермского края назначить Закировой С.П. досрочную трудовую пенсию по старости со 02 ноября 2011 года.

В остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Закирова С. П. обратилась в суд с иском к Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сивинском районе Пермского края (далее ОПФ РФ (ГУ) в Сивинском районе Пермского края) о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №13/1 от 11 ноября 2011 года об отказе включить в специальный стаж периоды работы с 07 апреля 1981 года по 10 октября 1991 года в качестве техника-геолога, старшего техника-геолога, техника-геолога 1 категории полевой геологоразведочной партии геологической экспедиции незаконным; просила включить в специальный стаж для назначения пенсии данные периоды работы и обязать ответчика назначить пенсии с момента обращения, т. е. с 16 января 2010 года.

В судебном заседании Закирова С. П. на заявленных требованиях настаивала, пояснила, что в спорный период работала непосредственно в полевых условиях в указанных должностях в Карабийской полевой геологоразведочной партии Южно-Кыргызской геологической экспедиции. По достижению 50-летнего возраста обратилась в ОПФ РФ (ГУ) в Сивинском районе Пермского края за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчиком было предложено представить ряд документов, в том числе, официальную справку с места работы с указанием периодов работы, ввиду чего более года предпринимала меры для получения справки из Республики Кыргызстан.

02 ноября 2011 года обратилась в ОПФ РФ (ГУ) в Сивинском районе Пермского края с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением комиссии ей было отказано в зачете спорного периода работы в специальный стаж ввиду того, что не представлено доказательств выполнения работы непосредственно «в полевых условиях». Полагает, что ею было представлено достаточно документов, подтверждающих данный факт: трудовая книжка; справка №4 от 16.04.1993, выданная непосредственно после увольнения из партии; справка Южно-Кыргызской геологической экспедиции №11\35 от 12.08.2011. При этом в справке в самом названии партии прямо указано «полевая», и что сведения предоставлены на основании приказов, в том числе и о полевом довольствии.

Представители ответчика выразили несогласие с требованиями истицы, пояснили, что Закирова С.П. обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с достижением 50 лет, при стаже более 10 лет в качестве техника-геолога и старшего техника-геолога в геологоразведочной экспедиции. Право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком №2 от 22.08.1956 имеют инженерно-технические работники экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятые на геологоразведочных и поисковых работах. Основным условием при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости инженерно-технических работников является занятость на геологоразведочных и поисковых работах в местах их производства непосредственно «в полевых условиях», о чем не имелось сведений в уточняющей справке. На официальный запрос в соответствующий орган в Республике Кыргызстан каких-либо сведений по истице представлено не было. Закирова С.П. с официальным заявлением о назначении пенсии обратилась 02 ноября 2011 года.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик просит состоявшееся решение суда в части признания решения комиссии незаконным, назначении пенсии с 02 ноября 2011 отменить ввиду неправильного применения норм материального права. Суд не учел, что комиссией принято решение на основании представленных истицей документов, в которых отсутствуют сведения о непосредственной ее занятости «в полевых условиях». Название в справке Карабийской геологоразведочной партии «круглогодичной полевой» не подтверждает того, что работники находились круглогодично «в полевых условиях». В должностные обязанности указанных работников входит как работа в поле, так и на территории основного здания экспедиции (проведение полевых исследований). Других дополнительных документов, подтверждающих факт работы истицы «в полевых условиях», на день обращения за назначением пенсии, представлено не было. Уточняющая справка Южно-Кыргызской геологической экспедиции от 16 февраля 2012 года № 57 о занятости истицы в спорный период 2529 рабочих дней «в полевых условиях», представлена в суд после вынесения решения комиссией. Поскольку указанной уточняющей справки на день обращения за трудовой пенсией не было, а днем обращения считается день приема отделом пенсионного фонда соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости был законным, а выводы суда о назначении данной пенсии с 02 ноября 2011 года необоснованными.

В возражении на жалобу ответчика истица просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия изучив материалы дела, выслушав объяснения Закировой С.П., представителя ответчика Петуховой К.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ст. 3271 ГПК РФ, не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения.

Судом установлено, что 02 ноября 2011 года Закирова С.П. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему трудовую деятельность в должности техника-геолога, старшего техника-геолога Карабийской полевой геологоразведочной партии ЮК ГЭ.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ОПФ РФ (ГУ) в Сивинском районе Пермского края заявленный истицей период работы с 07 апреля 1981 года по 10 октября 1991 года в указанных должностях в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчиком не включен и в назначении трудовой пенсии по достижении Закировой С.П. 50-летнего возраста отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 10-13).

Разрешая заявленные требования суд, оценив все доказательства в их совокупности, обоснованно посчитал, что истица на момент обращения к ответчику за назначением трудовой пенсии по старости достигла 50-летнего возраста, имела страховой стаж более 20 лет, из них 10 лет стаж работы «в полевых условиях» в геологоразведочной экспедиции, что согласно Списку № 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года, дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями) засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта (т.е. Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10).

Так, на основании п. «б» раздела II Списка № 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 профессии инженерно-технических работников экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятых на геологоразведочных и поисковых работах, отнесены к профессиям с тяжелыми условиями труда.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.

В соответствии с пунктом 7 названных Правил при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геологоразведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке: работа от 6 месяцев до одного года - как один год; работа менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.

Согласно Приказа Минсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года N 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» характер работы и другие факторы (показатели), определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в спорный период работы могут быть подтверждены справками и иными документами, выдаваемыми работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В справках, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в случаях, предусмотренных законодательством, указываются следующие сведения:

о периодах геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работ в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно в полевых условиях.

Как следует из материалов дела, а именно записи в трудовой книжке истицы и справки выданной Карабийской ГРП Южно-Киргизской геологической экспедиции, Закирова С. П. в спорный период действительно работала в Карабийской полевой геологоразведочной партии ЮК ГЭ техником-геологом, старшим техником-геологом, техником-геологом 1 категории (л.д. 7-9).

Из справки от 12 августа 2011 года № 11/335 Южно-Кыргызской геологической экспедиции судом установлено, что Макарова - Закирова С.П. работала в спорный период в указанных должностях в Карабийской круглогодичной полевой геологоразведочной партии Южно-Кыргызской геологической экспедиции постоянный рабочий день.

Факт смены фамилии истицей с Макаровой на Закирову подтвержден свидетельством о заключении брака от 18 ноября 1988 года истицы с Закировым Д.Ш. (л.д. 47).

Утверждение ответчика о том, что решение комиссии является законным, поскольку на тот момент не было представлено истицей уточняющей справки, подтверждающей ее занятость в спорный период «в полевых условиях», нельзя признать состоятельным.

Понятие «полевые условия» - как одно из основных условий для назначения пенсии геологам, содержится в Положении о выплате полевого довольствия работникам геологоразведочных и топографо-геодезических предприятий и организаций Российской Федерации, занятых на геологоразведочных и топографо-геодезических работах, утвержденном постановлением Минтруда России от 15 июля 1994 г. N 56. «Полевые условия» - это особые условия производства геологоразведочных и топографо-геодезических работ, связанных с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа.

Из вышеуказанных доказательств, явствует, что истица в спорный период действительно работала в Карабийской круглогодичной полевой геологоразведочной партии Южно-Кыргызской геологической экспедиции техником-геологом, старшим техником-геологом, техником-геологом 1 категории постоянный рабочий день.

Представленные сведения в указанных документах подтверждены показаниями самой истицы и свидетеля Закирова Д. М., согласно которым в спорный период истица со своей семьей проживала на полевой базе геологической партии, данный населенный пункт не являлся поселком городского типа, были построены временные дома из досок. Истица ежедневно утром выезжала на буровые, вечером возвращалась (л.д. 43-44, 54-56).

Кроме того, в представленной суду справке, выданной Южно-Кыргызской геологической экспедицией № 57 от 16 февраля 2012 года, прямо указано, что Закирова - Макарова С.П. была занята в полевых условиях труда, всего 2529 полевых рабочих дней.

Источником, а именно основанием выдачи вышеуказанных уточняющих справок явились книги приказов, штатное расписание, лицевые счета, платежные ведомости, в том числе и о начислении полевого довольствия за 1981-1991 года (л.д.16, 46, 66), что согласно Приказа Минсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года N 258н служит доказательствами в подтверждение характера работы истца и бесспорно подтверждает обоснованность требований истицы, а также незаконность вынесения указанного решения комиссией ответчика.

Выводы суда о включении в общий, непрерывный и специальный стаж по специальности отпусков по уходу за ребенком, в том числе и без сохранения заработной платы, декретных отпусков, подтверждающихся вышеуказанными уточняющими справками и свидетельствами о рождении детей (л.д. 48-49), в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ, п.п. «а» и «б» п. 1 Постановления от 22 января 1981 года N 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», п. 3 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», являются верными, соответствующими нормам материального права.

Пунктом 1 ст. 19 названного федерального закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя данного права.

Следовательно, если при рассмотрении дела будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента обращения за указанной пенсией.

Из материалов дела не следует, что ответчик предлагал истице в соответствии с п.3 вышеуказанной статьи представить дополнительные документы.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено наличие у истицы права на назначение пенсии с момента первоначального обращения и отсутствие у нее возможности представить дополнительные документы в пенсионный орган, то решение суда в этой части закону не противоречит и права ответчика не нарушает.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сивинского районного суда Пермского края от 29 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела Пенсионного Фонда РФ в Сивинском районе Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий-Судьи-

33-3562/2012

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
24.04.2012Судебное заседание
25.04.2012Дело сдано в канцелярию
26.04.2012Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее