Решение по делу № 33-840/2020 от 30.09.2020

Дело                                                                                     Председательствующий – судья ФИО3

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес>                                                                                                     ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего          - ФИО13,

судей                                       - Дзаитова М.М. и Аушевой Ф.К.,

при секретаре ФИО6

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО «Страховое общество газовой промышленности» о взыскании единовременного пособия и компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия

                у с т а н о в и л а:

    ФИО2 обратилась в суд с иском к АО «СОГАЗ» о взыскании единовременного пособия и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец указала, что ее супруг – ФИО1, проходивший службу в должности разведчика - гранатометчика 2 отделения специального назначения 1 группы специального назначения 2 роты специального назначения батальона специального назначения войсковой части 20634, погиб при исполнении служебных обязанностей.

Согласно заключению по материалам административного расследования и приказу войсковой части 20634 от ДД.ММ.ГГГГ в результате дорожно - транспортного происшествия, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, рядовой ФИО1 получил закрытую черепно - мозговую травму, ушиб головного мозга тяжелой степени, ушибленно - рваную травму волостной части головы. От полученных травм он скончался на месте. Гибель рядового ФИО7 связана с исполнением обязанностей военной службы.

Приказом командира 19 отдельной мотострелковой бригады (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава Вооруженных Сил РФ в связи со смертью.

Приказом командира от ДД.ММ.ГГГГ (по строевой части) ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части, всех видов обеспечения в связи со смертью.

Названным приказом постановлено выплатить единовременное пособие в равных долях согласно приказу Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ супруге умершего - ФИО2, отцу – ФИО8

В соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ /ОК/2015/ДГЗ/З, заключенным между Министерством обороны РФ и АО «СОГАЗ», выплата единовременного пособия осуществляется страховщиком.

ФИО2 через войсковую часть 20634 и военный комиссариат Республики Ингушетия обратилась в АО «СОГАЗ» с заявлением о выплате единовременного пособия на основании ч. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

    Письмом от ДД.ММ.ГГГГ АО «СОГАЗ» отказало ФИО2 в выплате единовременного пособия, ссылаясь на отсутствие заключения военно - врачебной комиссии о причинной связи увечья, приведшего к смерти ФИО7, с исполнением обязанностей военной службы.

    Полагая свои права нарушенными, ссылаясь на то, что пунктом 12 приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не предусмотрена обязанность по представлению заключения военно - врачебной комиссии в ситуации, когда приказом войсковой части военнослужащий признан погибшим при исполнении обязанностей военной службы, истец ФИО2 просила суд обязать АО «СОГАЗ» выплатить ей единовременное пособие, предусмотренное ч. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны РФ.

    В суде первой инстанции представитель истца ФИО9 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

    Представитель ответчика ФИО10, принимавший участие в судебном заседании посредством использования систем видеоконференцсвязи, требования истца не признал, просил в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

    Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. На страховую компанию возложена обязанность по выплате ФИО2 единовременного пособия с учетом индексации. В остальной части иска отказано.

    В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене судебного акта. Автор жалобы указывает, что заявленное событие не является страховым случаем. Считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, при этом ссылается на заключение военно - врачебной комиссии филиала ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому травма ФИО7, приведшая ДД.ММ.ГГГГ к смерти,- «Заболевание получено в период военной службы», что не является основанием для выплаты пособия.

    Истец ФИО2, представители МО РФ и АО СК «СОГАЗ», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причинах неявки. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав заключение заместителя военного прокурора 216 военной прокуратуры ФИО11, полагавшего судебное решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Установлено и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, проходивший службу в должности разведчика - гранатометчика 2 отделения специального назначения 1 группы специального назначения 2 роты специального назначения батальона специального назначения войсковой части 20634.

Согласно заключению по материалам административного расследования и приказу войсковой части 20634 от ДД.ММ.ГГГГ в результате дорожно - транспортного происшествия, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, рядовой ФИО1 получил закрытую черепно - мозговую травму, ушиб головного мозга тяжелой степени, ушибленно - рваную травму волостной части головы. От полученных травм он скончался на месте. Гибель рядового ФИО7 связана с исполнением обязанностей военной службы.

Приказом командира 19 отдельной мотострелковой бригады (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава Вооруженных Сил РФ в связи со смертью.

Приказом командира от ДД.ММ.ГГГГ (по строевой части) ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части, всех видов обеспечения в связи со смертью. Этим же приказом постановлено выплатить единовременное пособие в равных долях согласно приказу Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ супруге умершего - ФИО2, отцу – ФИО8

Истец ФИО2 является супругой умершего ФИО7, что подтверждается свидетельством о заключении брака, выданным отделом ЗАГС Республики <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

ФИО2 через войсковую часть 20634 и военный комиссариат Республики Ингушетия обратилась в АО «СОГАЗ» с заявлением о выплате единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ.

    Письмом от ДД.ММ.ГГГГ АО «СОГАЗ» отказало ФИО2 в выплате единовременного пособия, ссылаясь на отсутствие заключения военно - врачебной комиссии о причинной связи увечья, приведшего к смерти ФИО7, с исполнением обязанностей военной службы.

    Удовлетворяя требование истца о взыскании единовременного пособия, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ , полагал, что у ФИО12 возникло право на получение единовременного пособия в связи с гибелью супруга, проходившего военную службу. При этом требование о взыскании со страховой компании компенсации морального вреда суд оставил без удовлетворения, в указанной части решение суда не оспорено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные отношения.

    В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.

    Порядок выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», утвержден приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок выплаты единовременных пособий).

    В силу п. 2 Порядка выплаты единовременных пособий единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих.

Выплата единовременных пособий производится организацией на основании документов, подтверждающих наступление у военнослужащих или членов семей погибших (умерших) военнослужащих права на соответствующие выплаты (п.3).

    Пунктом 12 Порядка выплаты единовременных пособий установлен перечень документов, которые воинские части (военные комиссариаты, военные комиссариаты муниципального образования (муниципальных образований) оформляют и направляют в организацию для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего.

Таким образом, приведенными нормативными положениями предусмотрен, в частности, такой элемент публично - правового механизма возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи, как выплата единовременного пособия.

ФИО1 являлся застрахованным лицом по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Выплата единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил РФ и членам их семей осуществляется АО «СОГАЗ» на основании государственного контракта и соглашения, заключенных с Министерством обороны РФ.

Судом установлено, что в целях решения вопроса о выплате единовременного пособия супруге умершего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы рядового ФИО7 командир войсковой части направил заявление ФИО2 о выплате единовременного пособия в АО «СОГАЗ», приложив документы, предусмотренные п. 12 Порядка выплаты единовременных пособий, в том числе: справку согласно приложению N 2 к Порядку, в которой изложены обстоятельства гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы; выписку из приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава в связи со смертью; заключение по материалам административного расследования и выписку из приказа о результатах проведенного административного расследования, в котором сказано, что гибель рядового ФИО7 связана с исполнением обязанностей военной службы.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца ФИО2 права на получение единовременного пособия, так как согласно п. 8 Порядка выплаты единовременных пособий ФИО1 считается исполнявшим обязанности военной службы и имеются все необходимые условия, предусмотренные п. 12 Порядка, для выплаты супруге умершего данной выплаты.

    Ссылка представителя страховой компании на заключение военно - врачебной комиссии подлежит отклонению, поскольку в примечании к подпункту «д» п. 12 Порядка выплаты единовременных пособий поясняется, что заключение военно - врачебной комиссии представляется только в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при обстоятельствах, не указанных в п. 8 данного Порядка.

    При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что при разрешении спорных отношений суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ; доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                    о п р е д е л и л а:

    решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО2 к АО «Страховое общество газовой промышленности» о взыскании единовременного пособия и компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

    С подлинного за надлежащими подписями

    Верно:

    Судья Верховного Суда

    Республики Ингушетия

33-840/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Погорова Пятимат Залимхановна
Ответчики
АО «СОГАЗ»
Другие
Клематов Мустава Висенгиреевич
Аушева М.О.
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Точиева Аза Арцхоевна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
02.10.2020Передача дела судье
05.11.2020Судебное заседание
05.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее