дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> <дата>
<адрес> городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Нигматулиной Б.Ш.,
при секретаре судебного заседания Самойловой О.В.,
с участием представителя истицы ФИО3 – ФИО10, действующей на основании нотариальной доверенности от <дата>. (л.д. 29),
с участием ответчиков ФИО4, ФИО5, представителей ответчика ЗАО «<данные изъяты>» ФИО14, действующей на основании доверенности от <дата> (л.д. 30), и ФИО15, действующего на основании доверенности от <дата>. (л.д. 31),
с участием третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, ФИО6 и ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО3 к ФИО4, ФИО5, Закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о признании права собственности на долю земельного участка, иску третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, ФИО7, ФИО6 к ФИО3, ФИО4, ФИО5, Закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону,
установил:
ФИО3, уточнив требования, обратилась в суд с иском ФИО4, ФИО5, ЗАО <данные изъяты>» о признании права собственности на ? доли земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (далее спорный участок).
В обоснование заявленных требований указала, что <дата>. умерла ФИО11, которой истица и ответчики ФИО4 и ФИО5 приходятся дочерьми. После смерти матери истица и ответчики отказались от принятия наследства в пользу родного брата ФИО12 ФИО12 после смерти ФИО11 в установленный законом срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако, до конца оформить наследство в виде доли земельного участка не успел. <дата>. ФИО12 умер. После его смерти наследниками второй очереди к его имуществу являются ФИО3, ФИО4, ФИО5, также имеются наследники по праву представления – племянники ФИО6 и ФИО7 ФИО4 и ФИО5 отказались от наследства в пользу истицы. Являясь наследником второй очереди после смерти брата, истица в установленный законом срок обратилась к нотариусу для принятия наследства. Для оформления наследства истицей была заказана кадастровая выписка о земельном участке, согласно которой он имел кадастровый номер №, площадь 30190000 кв.м., границы земельного участка не установлены, участок снят с кадастрового учета <дата>. При обращении в ЗАО «<данные изъяты>» по вопросу, передавалась ли земельная доля ее матери в уставной капитал Общества, а также о причинах снятии земельного участка с кадастрового учета, истице было отказано в предоставлении информации. <дата>. нотариусом вынесено постановление об отказе в совершении нотариальных действий, поскольку земельный участок снят с кадастрового учета. Земельная доля ФИО11 площадью 2 га в коллективной долевой собственности на землю в АО «<данные изъяты> составляет 1/1118 от 3019 га сельскохозяйственных угодий. Ссылаясь на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, просит признать право собственности на указанную выше долю земельного участка.
Третьими лицами ФИО6 и ФИО7 заявлены самостоятельные требования о признании права собственности по 1/8 доли спорного земельного участка за каждым, как за наследниками по праву представления к имуществу умершего ФИО12 В обоснование заявленных требований указаны обстоятельства, аналогичные тем, на которые ссылается истица ФИО3
Истица ФИО3, будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила. Суд рассмотрел дело в отсутствие истицы с участием ее представителя.
В судебном заседании представитель истицы ФИО3 – ФИО13 поддержала исковые требования ФИО3 ФИО6 и ФИО7
В судебном заседании ответчики ФИО4 и ФИО5 согласились с исковыми требованиями ФИО3, ФИО6 и ФИО7
В судебном заседании представители ответчика ЗАО «<данные изъяты>» ФИО14, ФИО15 не признали исковые требования ФИО3, ФИО6 и ФИО7, просили отказать в их удовлетворении. Указали, что доля земельного участка, принадлежащая ФИО11, была внесена ею в качестве вклада в установленной капитал АОЗТ «<данные изъяты>», правопреемником которого является ЗАО «<данные изъяты>». Данное обстоятельство подтверждается учредительным договором о создании АОЗТ «<данные изъяты>» и списком учредителей. ЗАО «<данные изъяты>» является собственником имущества, переданного в его уставной фонд, в том числе и земельных угодий. Факт обладания ФИО11 акциями Общества удостоверен свидетельством о праве на наследство по закону, согласно которому ФИО12 является наследником 29 обыкновенных именных акций ЗАО «<данные изъяты>».
Кроме того, представители ответчика ЗАО «<данные изъяты>» просили применить к исковым требованиям ФИО3, ФИО6 и ФИО7 срок исковой давности, поскольку ответ на обращение истца был дан ЗАО «<данные изъяты>» <дата>., постановление об отказе в совершении нотариального действия вынесено <дата>., а исковое заявление предъявлено только <дата>., то есть с пропуском общего срока исковой давности в три года.
Третье лицо без самостоятельных требования нотариус ФИО16, будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.
С согласия участников процесса суд рассмотрел в отсутствие третьего лица нотариуса ФИО16 в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истицы, ответчиков, третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования ФИО3, ФИО6 и ФИО7 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно абзацу 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.1991г. N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (далее Постановление № 86) совхозы и колхозы обязаны до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
Согласно п. 9 Постановления № 86 все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада. Допускается объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности. Акции и другие свидетельства собственности на стоимость невостребованных паев передаются сельскому (поселковому) Совету народных депутатов.
В соответствии с п. 10 Постановления № 86 владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.
В судебном заседании установлено, что <дата>. умерла ФИО11 (л.д. 8), которая в соответствии со свидетельством на право собственности на землю от <дата>. приобрела право общей долевой собственности на землю АО <данные изъяты>» общей площадью 2 га, на земельную долю распространяются ограничения и обременения, установленные для АО <данные изъяты>» (л.д. 9).
Согласно учредительному договору о создании АОЗТ <данные изъяты>» от <дата>. на базе реорганизуемого совхоза «<данные изъяты>» создано сельскохозяйственное предприятия с организационно-правовой формой акционеров общество закрытого типа – в дальнейшем АО «<данные изъяты>» (л.д. 100-103).
В соответствии с пп. 1 п. 2.3 указанного договора учредители обязуются внести свои вклады (пай) в уставной капитал в течении одного месяца со дня государственной регистрации АО. Согласно п. 3.2 договора учредители не обладают обособленными правами на отдельные объекты и имущество предприятия, в том числе и на объекты и имущество, внесенные в качестве вклада.
Из списка учредителей АОЗТ «<данные изъяты> следует, что ФИО11 (номер в списке 775) внесла в уставной капитал товарищества земельный пай – 2 га и имущественный пай – 29 тысяч рублей (л.д. 104-189).
Таким образом, все, что было передано акционерами АО «<данные изъяты>» стало собственностью Общества, в том числе и земельный пай ФИО11
АОЗТ «<данные изъяты>» зарегистрировано на основании Распоряжения Администрации <адрес> № от <дата>. (л.д. 72).
В соответствие с Постановлением главы Администрации <адрес> № от <дата>. была установлена общая долевая собственность граждан и АО «<данные изъяты>» на земли Общества, ФИО11 выдано свидетельство о праве собственности.
Из решения Арбитражного суда <адрес> от <дата>. по делу по иску ЗАО «<данные изъяты>» к ГУ-Федеральной регистрационной службы по <адрес> о признании незаконным отказа в государственной регистрации и об обязании осуществить регистрацию следует, что <дата>. АОЗТ «<данные изъяты>» выдано свидетельство № о праве коллективно-долевой собственности на 3019 га земельных угодий. Указанным решением отказ ГУ-ФРС по <адрес> в государственной регистрации права собственности ЗАО «<данные изъяты>» на земельный фонд в размере 3019 га признан незаконным (л.д. 53-57).
Постановлением Федерального арбитражного суда <адрес> от <дата>. решение Арбитражного суда <адрес> от <дата>. оставлено без изменения (л.д. 100-102).
Право собственности ЗАО «<данные изъяты>» на земельный участок, площадью 30190000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано ГУ-ФРС по <адрес> <дата> (л.д. 180).
Судом установлено, что земельный пай ФИО11 перешел в собственность АОЗТ «<данные изъяты>», правопреемником которого является ЗАО «<данные изъяты>». ФИО11 взамен внесенных имущественного и земельного паев было выдано 29 акций Общества, о чем свидетельствует копия свидетельства о праве на наследство по закону на 29 обыкновенных именных акций ЗАО «<данные изъяты>», принадлежащих ФИО11, выданного ФИО12 <дата>. (л.д. 13).
Таким образом, земельный участок, о признании права собственности на доли которого просят истица ФИО3 и третьи лица ФИО6 и ФИО7, выбыл из владения наследодателя ФИО11 и не может являться наследственным имуществом. Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, в своих требованиях истцы просят о признании права собственности на земельный участок, которого фактически не существует, что подтверждено кадастровой выпиской на земельный участок (л.д. 10) и уведомлением об отсутствии в ЕГРП сведений о земельном участке (л.д. 44).
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Исходя из положений, установленных земельным законодательством, земельный участок может быть объектом гражданского оборота только в том случае, если его границы определены в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований ФИО3, ФИО6 и ФИО7 не имеется.
Ходатайство представителей ответчика ЗАО «<данные изъяты>» о применении к исковым требованиям ФИО3 и ФИО18 срока давности суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы ни находилось, а как установлено в судебном заседании истцы приняли наследство после смерти наследодателя ФИО12 в установленный законом срок, обратившись к нотариусу, то есть срок исковой давности ими не пропущен.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО3 к ФИО4, ФИО5, Закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о признании права собственности на долю земельного участка.
Отказать в удовлетворении самостоятельных требований третьих лиц, ФИО7 и ФИО6 к ФИО3, ФИО4, ФИО5, Закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда через <адрес> городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, а лицами, участвующими в деле, но не присутствовавшими в судебном заседании, - в тот же срок со дня получения его копии.
Решение изготовлено <дата> года.
Судья подпись Б.Ш. Нигматулина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>