Решение по делу № 8Г-11953/2022 [88-12472/2022] от 02.06.2022

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                             № 88-12472/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                     21 июля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гусева Д.А.

судей Фроловой Т.В., Андугановой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                    № 2-5/2022 (УИД 85RS0006-01-2020-000531-07) по иску Федорова Сергея Владимировича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда России по Иркутской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе представителя Федорова Сергея Владимировича – Кустова Олега Александровича на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 25 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 апреля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., объяснения участвующего в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи представителя истца Кустова О.А., поддержавшего доводы и требования кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Федоров Сергей Владимирович (далее по текст - Федоров С.В., истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (далее также – УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное), ответчик) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Требования мотивированы тем, что 30 января 2018 г. он обратился в УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) от 5 февраля 2018 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не были засчитаны периоды службы в Советской армии с 1 апреля 1984 г. по 16 июля 1986 г., с 31 мая 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в должности шофера 2 класса Государственной противопожарной службы, с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. в должности шофера 2 класса Государственной противопожарной службы, с 24 сентября 2013 г. по 27 сентября 2013 г., с 1 января 2017 г. по 30 января 2018 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) 1 класса.

Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 30 июля 2018 г. на ответчика возложена обязанность зачесть в специальный стаж Федорова С.В. периоды трудовой деятельности с 31 мая 1999 г. по 31 декабря 1999 г., с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. в должности шофера 2 класса Государственной противопожарной службы, с 24 сентября 2013 г. по 27 сентября 2013 г., с 1 января 2017 г. по 30 января 2018 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) 1 класса. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Общий стаж истца на момент обращения к ответчику 30 января 2018 г. составил 23 года 1 месяц 24 дня. После вступления решения суда в законную силу истец продолжил работу в ФГКУ 12 отряд федеральной противопожарной службы Иркутской области. По состоянию на 11 января 2020 г. он имеет общий стаж25 лет 12 дней, с учетом стажа, включенного решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 30 июля 2018 г.

11 января 2020 г. Федоров С.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. 23 января 2020 г. ответчик отказал ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа. В ответе от 7 февраля 2020 г. ответчик указал, что не подлежат включению в специальный стаж периоды работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г., с 1 января 2005 г. по 31 мая 2005 г. в профессии шофера 2 класса ОГУ «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому округу Иркутской области».

Кроме того, 15 июня 2020 г. ответчиком было отменено решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 7 февраля 2020 г. , принято новое решение , которым из стажа истца были дополнительно исключены периоды трудовой деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В стаж на соответствующих видах работ ответчиком не были включены периоды: с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г., с 1 января 2005 г. по 31 июля 2007 г. в профессии шофера 2 класса ОГУ «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому округу Иркутской области». В спорые периоды истец работал в должности шофера 2 класса ОГУ «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому округу Иркутской области» на условиях полной занятости в течение полного рабочего дня. Его служба проходила в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти в должностях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437. С учетом зачета спорных периодов трудовой деятельности в совокупности со стажем, зачтенным ответчиком, специальный стаж истца на дату обращения 11 января 2020 г. составлял более 25 лет.

С учетом изложенного просил признать незаконным решение УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) от 15 июня 2020 г. в части отказа во включении Федорову С.В. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.                № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов трудовой деятельности с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 1 января 2004 г. по 31 июля 2007 г., признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.                № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) зачесть Федорову С.В. период трудовой деятельности с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 1 января 2004 г. по 31 июля 2007 г. в специальный стаж, досрочно назначить Федорову С.В. страховую пенсию по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11 января 2020 г., а также взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 января 2021 г., заявленные Федоровым С.В. исковые требования были удовлетворены.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2021 г. решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 января 2021 г. в части признания незаконным решения УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) от 15 июня 2020 г. в части отказа во включении в специальный стаж периода работы Федорова С.В. с 21 марта 2005 г. по 31 июля 2007 г., возложения на ответчика обязанности зачесть указанный период работы Федорова С.В. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении Федорову С.В. досрочной страховой пенсии по старости отменено, в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10 сентября 2021 г. в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее – ОПФР по Иркутской области).

Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 25 января 2022 г. исковые требования Федорова С.В. оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 апреля 2022 г. решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 25 января 2022 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Федорова С.В. – Кустов О.А. просит отменить решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 25 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 апреля 2022 г.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

Представитель истца Кустов О.А., действующий на основании доверенности от 14 февраля 2022 г., участвующий в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи, доводы и требования кассационной жалобы поддержал, просил кассационную жалобу удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Федоров С.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 31 мая 1999 г.

ДД.ММ.ГГГГ Федорову С.В. исполнилось 50 лет.

11 января 2020 г. Федоров С.В. обратился в УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) от 15 июня 2020 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, поскольку стаж работы истца на соответствующих видах работ составил 20 лет 5 месяцев 10 дней, при требуемом – 25 лет, спорные периоды работы истца не включены в специальный стаж.

Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке истца, Федоров С.В. 29 декабря 1994 г. был принят в часть пожарной охраны Осинского района на должность пожарного, 2 апреля 1995 г. переведен шофером 2 класса, 17 сентября 2002 г. Осинская пожарная часть ОГПС УВД УОБАО преобразована в Осинскую пожарную часть ОГПС МЧС России УОБАО, 25 мая 2004 г. Осинская пожарная часть Отдела Государственной противопожарной службы МЧС России УОБАО преобразована в Осинскую пожарную часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО, 21 марта 2005 г. Осинская пожарная часть по делам ГО и ЧС Усть-Ордынского Бурятского автономного округа преобразована в «Окружное Государственное учреждение Осинская пожарная часть Центра по делам ГО ЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», 9 августа 2007 г. Федоров С.В. уволен переводом с его согласия на работу к другому работодателю, 10 августа 2008 г. принят в ПЧ ГПС № 3 Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС по Осинскому району.

Согласно справке о преобразованиях пожарно-спасательной части № 45 (по охране <адрес>) пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы № 2 Главного управления МЧС России по Иркутской области (с 17 января 1975 г. по 1 июля 2019 г.) за № от 29 сентября 2020 г.:

- дата образования – с 1 января 1994 г., наименование, структура, подчиненность: Осинская часть пожарной охраны (<адрес>) ОГПС УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; основание - приказ УВД Иркутской области от 24 декабря 1994 г. , приказ УГПС УВД Иркутской области от 10 октября 1995 г. ;

- дата образования – с 1 января 2002 г., наименование, структура, подчиненность: Осинская пожарная часть ОГПС МЧС России по УОБАО – передача ГПС МВД России в ведение МЧС России; основание - Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», приказ Осинской ПЧ от 17 сентября 2002 г. ;

- дата образования – с 1 июля 2003 г., наименование, структура, подчиненность: Осинская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО – реорганизация; основание - приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. , директива МЧС России от 22 января 2003 г. , приказ Осинской ПЧ от 25 мая 2004 г. О/Д;

- дата образования – с 21 марта 2005 г., наименование, структура, подчиненность: ОГУ «Осинская пожарная часть» Центра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности УОБАО – реорганизация; основание - постановление главы администрации УОБАО от 3 февраля 2005 г. № «О Центре по материально-техническому обеспечению мероприятий в области выполнения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории УОБАО», приказ Центра по делам ГОЧС и ПБ УОБАО «О преобразовании районных пожарных частей» от 21 марта 2005 г. № ;

- дата образования – с 1 августа 2007 г., наименование, структура, подчиненность: Пожарная часть ГПС № 3 МЧС России по Осинскому району; основание - приказ ГУ МЧС России по УОБАО от 28 июня 2007 г. «О создании подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО», приказ ПЧ ГПС № 3 МЧС России по Осинскому району от 1 августа 2007 г. .

Согласно уточняющей справке от 29 сентября 2020 г. № Федоров С.В. в период с 21 марта 2005 г. по 31 июля 2007 г. работал в окружном государственном учреждении «Осинская пожарная часть» Центра по делам ГОЧС и ПБ УОБАО.

Согласно уставу Окружного Государственного учреждения «Осинская пожарная часть Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», утвержденному приказом начальника Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 21 марта 2005 г., учредителем государственного учреждения является Центр по делам ГО ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Основными источниками финансирования пожарной части являются средства, выделяемые в установленном порядке из окружного бюджета. Аналогичные сведения содержатся в Уставе, утвержденном приказом начальника Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 19 июня 2006 г.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные периоды работы не подлежат включению в специальный стаж работы истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.                  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку не относится к периодам работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно статье 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у мужчин и женщин по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации).

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. № 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 28 января 2000 г. № 120-ОЗ «О пожарной безопасности в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе» для решения задач по предупреждению и тушению пожаров, имеющих окружное значение, а также для организации управления, материально-технического обеспечения Государственной противопожарной службы округа создается подразделение Государственной противопожарной службы округа, финансируемое за счет средств окружного бюджета.

Согласно Устава Окружного Государственного учреждения «Осинская пожарная часть Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» (далее - пожарная часть), утвержденного 21 марта 2005 г., где работал истец в период с 21 марта 2005 г. по 18 июня 2006 г., учредителем пожарной части является Центр по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Основными источниками финансирования пожарной части являются средства, выделяемые в установленном порядке из окружного бюджета.

Согласно Устава Окружного Государственного учреждения «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу» (далее - пожарная часть), утвержденного19 июня 2006 г., где работал Федоров С.В. в период с 19 июня 2006 г. по 31 июля 2007 г. в качестве шофера второго класса, учредителем пожарной части является Центр по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Основными источниками финансирования пожарной части являются средства, выделяемые в установленном порядке из окружного бюджета.

В соответствии с Положением о Центре по материально-техническому обеспечению мероприятий в области выполнения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, утвержденным Постановлением главы Администрации УОБАО от 3 февраля 2005 г. № 21-п (в редакции от 24 ноября 2005 г.), утратившего силу в связи с изданием Указа Губернатора Иркутской области от 27 февраля 2010 г. № 30-уг, Центр по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - государственное учреждение, предназначенное для материально-технического обеспечения выполнения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, является правопреемником Управления по делам ГО и ЧС Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Общее руководство Центром по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа осуществляет глава администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Финансирование Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа осуществляется из окружного бюджета.

С учетом анализа указанного правового регулирования судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о том, что положения пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» подлежат применению исключительно в отношении работников государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, тогда как аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.

Установив указанные обстоятельства, правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о необоснованном исключении ответчиком из специального стажа периода работы истца с 21 марта 2005 г. по 31 июля, без учета отражения на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведений о данном периоде с указанием кода льготных условий, о том, что при смене наименования и реорганизации пожарной части должностные обязанности истца не изменялись, поскольку не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций о работе истца в спорный период в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.

Не влекут отмену оспариваемых судебных актов доводы кассационной жалобы со ссылкой на судебную практику по аналогичным спорам работников в спорный период Окружного Государственного учреждения «Осинская пожарная часть Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», поскольку законодательство в Российской Федерации является кодификационным, а не преюдициальным, и обстоятельства, установленные иными судебными актами по аналогичным спорам между иными сторонами, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего гражданского дела.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 25 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Федорова Сергея Владимировича – Кустова Олега Александровича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-11953/2022 [88-12472/2022]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Федоров Сергей Владимирович
Ответчики
Отделение Пенсионного фонда РФ по Иркутской области
Управление Пенсионного фонда России (ГУ) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (м\р)
Другие
ГУ МЧС России по Иркутской области
Морозова Татьяна Борисовна
Кустов Олег Александрович
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Гусев Д.А. - Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
30.06.2022Судебное заседание
21.07.2022Судебное заседание
21.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее