Решение по делу № 33-3480/2024 от 21.05.2024

Председательствующий: Бочарова У.В. № 33-3480/2024

55RS0016-01-2024-000151-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июля 2024 г. г. Омск

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Магденко И.Ю.,

судей Мезенцевой О.П., Перфиловой И.А.,

при секретаре судебного заседания Нецикалюк А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-182/2024

по апелляционной жалобе ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области

на решение Кормиловского районного суда Омской области от 05 апреля 2024 года

по иску Наконечного Сергея Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периода работы в стаж, возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости,

Заслушав доклад судьи Мезенцевой О.П., судебная коллегия областного суда

Установила:

Наконечный С.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 24.12.2023 г. обратился в ОСФР по Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Омской области № 388529/23 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа. Согласно решению, страховой стаж на 29.12.2023 г. составил 41 год 4 месяца 12 дней, и является недостаточным для назначения пенсии. В страховой стаж не были включены следующие периоды: 01.12.1983 г. по 31.12.1983 г.; с 01.12.1984 г. по 31.12.1984 г.; с 01.10.1992 г. по 31.01.1993 г., 01.09.1993 г. по 30.09.1993 г.; с 01.01.1994 г. по 29.01.1994 г., так как отсутствовали начисления заработной платы. В данные периоды работы он добросовестно выполнял свои должностные обязанности, не был уволен, не сокращен, что подтверждается записями в трудовой книжке. В спорные периоды работы он продолжал свою трудовую деятельность, получал заработную плату, что могут подтвердить свидетели, которые также, как и он работали в эти периоды с ним.

Просил включить периоды работы с 01.12.1983 г. по 31.12.1983 г.; с 01.12.1984 г. по 31.12.1984 г.; с 01.10.1992 г. по 31.01.1993 г., 01.09.1993 г. по 30.09.1993 г.; с 01.01.1994 г. по 29.01.1994 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»; обязать ОСФР по Омской области назначить досрочную страховую пенсию.

Истец Наконечный С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.

Представитель ОСФР по Омской области Манихина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участие не принимала, представила возражения на иск и дополнение к нему, в которых просила в удовлетворении требований отказать, поскольку страховой стаж истца составлял 41 год 7 месяцев 11 дней.

Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены, на ответчика возложена обязанность включить в страховой стаж истца периоды работы с 01.12.1983 г. по 31.12.1983 г. в Кормиловское ПО «Сельхозхимия» Кормиловского района Омской области в должности водителя; с 01.12.1984 г. по 31.12.1984 г. в Кормиловское ПО «Сельхозхимия» Кормиловского района Омской области в должности водителя; с 01.10.1992 г. по 31.01.1993 г. в Кормиловское РАЙПО Кормиловского района Омской области в должности шофера; с 01.01.1994 г. по 29.01.1994 г. – в Кормиловское РАЙПО Кормиловского района Омской области в должности шофера; назначить Наконечному С.А. страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 25.12.2023 г.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, полагает, что спорные периоды работы не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, т.к. работодателем не были уплачены страховые взносы.

Представитель ответчика ОСФР по Омской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, извещен надлежащим образом, что в соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3,4 ст. 167 ГПК РФ не являлось препятствием к рассмотрению дела по апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного постановления, его соответствие нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, просившего об оставлении решения без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ).

Ст. 330 ГПК РФ предусмотрено, что основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Такие нарушения при рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции не были допущены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01.01.2015 г.

В связи со вступлением в законную силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» перестал применяться Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», в части, не противоречащей Федеральному закону «О страховых пенсиях».

В силу требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). При этом страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 2, 3 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с изложенным выше, право выхода на пенсию для мужчин, рожденных в 1962 г., наступает по достижении возраста 64 лет.

Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» внесены изменения, дополнена частью 1.2, которой предусмотрено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

По сути установлен новый вид досрочной страховой пенсии в связи с длительным страховым стажем, имеющий особое юридическое значение и собственный порядок исчисления страхового стажа. Такое правило предусмотрено ч. 9 ст. 13 указанного Закона. В частности, помимо собственно страховых периодов трудовой деятельности в него включаются периоды, предусмотренные ч. 9 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Других дополнительных условий для возникновения права на указанную пенсию законодатель не предусматривает, что означает, что требование о наличии индивидуального пенсионного коэффициента для субъектов получения указанной пенсии не изменяется, то есть они должны при выходе на пенсию иметь индивидуальный пенсионный коэффициент в размере 30.

Таким образом, данный вид длительного страхового стажа является новым видом трудового стажа в целях досрочного пенсионного обеспечения, отличным как от специального страхового, так и от смешанного страхового стажа, для граждан, которые длительное время занимались трудовой деятельностью, значительно перевыполнили требования к страховому стажу, необходимому для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений ч. 10 настоящей статьи.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 25.12.2023 г. Наконечный С.А. обратился в ОСФР по Омской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области от 31.01.2024 г. в установлении пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» было отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа и обращения ранее установленного срока. Страховой стаж для определения права на назначение пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» составляет 41 год 4 месяца 12 дней, в страховой стаж не включены, в том числе периоды работы - декабрь 1983 г., декабрь 1984 г., октябрь, ноябрь, декабрь 1992 г., январь, сентябрь 1993 г., январь 1994 г., так как отсутствуют сведения о начислении заработной платы.

В возражениях на иск ОСФР по Омской области указало, что в страховой стаж истца включен период работы с 01.10.1993 г. по 31.12.1993 г. в Кормиловском РАЙПО Кормиловского района Омской области, в связи с чем стаж составил 41 год 7 месяцев 11 дней (решение № 55-26/28758 от 28.03.2024 г.).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагал, что решением органа пенсионного обеспечения нарушены его права на установление досрочной страховой пенсии по старости, т.к. указанные периоды должны быть включены в его стаж и назначена досрочная пенсия по старости.

Разрешая заявленный спор, руководствуясь положениями ст. 39 Конституции Российской Федерации, ст. 8, 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о включении в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, спорных периодов работы, поскольку представленными доказательствами подтверждается факт осуществления трудовой деятельности в указанные периоды без отвлечений от нее, истцу начислялась заработная плата.

Поскольку на дату его обращения в орган пенсионного обеспечения фонд страховой стаж истца составил более 42 лет, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для назначения истцу с указанной даты страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия выводы районного суда признает верными, соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, основанными на имеющихся в деле доказательствах.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ч. 1).

При этом под страховым стажем законодатель понимает учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ч. 2 ст. 3 указанного закона).

Общий порядок подтверждения страхового стажа определен статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

П. 43 Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из положений ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения о периодах работы (деятельности), в том числе периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии, сведения о трудовой деятельности, представляют документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также предоставляют другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Фонд осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 01.01.2023 г. в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 г. № 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что ответственность за неуплату страховых взносов работодателем за своего работника, ложится именно на работодателя, а не на работника. То есть, независимо от того были уплачены взносы работодателем или нет и по какой причине эта неуплата произошла, эти периоды должны быть включены в страховой стаж, в случае подтверждения факта работы истца.

В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», указано: «... уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию».

Из трудовой книжки следует, что 30.11.1982 г. истец принят в Кормиловское РПО «Сельхозхимия» водителем 3 класса, 31.08.1987 г. уволен по ст. 31 КЗОТ РСФСР.

27.04.1992 г. истец принят в Кормиловское Райпо в порядке перевода рабочим, 21.07.1992 г. переведен шофером, 29.01.1994 г. уволен по ст. 33 КЗОТ РСФСР (сокращение штата).

Данные обстоятельства также подтверждаются архивной справкой от 06.12.2023 г. № 08-03-14/717 и от 11.03.2024 № 08-03-14/146 соответственно.

Из архивной справки от 06.12.2023 г. № 08-03-14/82 следует, что в ведомостях по начислению заработной платы Кормиловского ПО «Сельхозхимия, ПО «Кормиловскагропромхимия» Кормиловского района Омской области имеются сведения о работе Наконечного С.А., в графах декабрь 1983 г., декабрь 1984 г. стоит прочерк, указано, что начислений нет, в ноябре 1983 г. и ноябре 1984 г. была начислена заработная плата и отпускные.

Из архивной справки от 07.12.2023 г. № 08-03-14/720 следует, что в ведомостях по начислению заработной платы Кормиловского РАЙПО Кормиловского района Омской области имеются сведения о работе Наконечного С.А., в графах октябрь, ноябрь, декабрь 1992 г., январь 1993 г., январь 1994 г. стоит прочерк, указано, что начислений нет.

В ведомостях о начислении заработной платы за октябрь 1992 г. по 31.01.1993 г. поименован Наконечный С.Г., сведений о начислении заработной платы нет.

В ведомостях о начислении заработной платы за январь 1994 г. поименован Наконечный С.Г., сведений о начислении заработной платы нет.

Таким образом, в месяцах, предшествующих месяцам, где отсутствуют сведения о начисленной заработной плате, была выплачена заработная плата и отпускные. Со всех включенных в справку сумм были произведены удержания взносов в Пенсионный Фонд по установленным тарифам.

Наконечный С.А. зарегистрирован в системе пенсионного страхования 06.12.1999 г.

Из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Наконечного С.Г. следует, что в общий стаж последнему включены периоды работы с 30.11.1982 г. по 31.08.1987 г. в Кормиловском РПО «Сельхозхимия»; с 03.09.1987 г. по 24.04.1992 г. в Ремонтно-техническом предприятии «Кормиловское»; с 27.04.1992 г. по 29.01.1994 г. в Кормиловском РАЙПО.

В целях восполнения пробелов доказательственной базы, допущенных при рассмотрении дела в суде первой инстанции, проверки доводов жалобы, из Муниципального унитарного предприятия Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области «Теплоэнергосервис» и архивного отдела Администрации Кормиловского муниципального района Омской области были истребованы карточки по форме Т-2, приказы в отношении Наконечного С.Г.

Из ответа Администрации Кормиловского муниципального района Омской области следует, что личные карточки по форме Т-2 на хранение в архив не поступали.

Из приказа № 68 от 22.04.1982 г. следует, что Наконечный С.А. переведен рабочим в РАЙПО, на основании приказа № 354 от 30.09.1982 г. принят шофером, уволен 31.08.1987 г. на основании ст. 31 КЗоТ РФ (приказ № 139 от 31.08.1987 г.).

Приказом № 16 от 29.01.1994 г. трудовые отношения с шофером Наконечным С.А. прекращены на основании п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ.

Судебная коллегия сочла необходимым принять указанные приказы в качестве дополнительных доказательств, поскольку они подтверждают доводы истца, дублируют данные трудовой книжки, иных письменных доказательств, собранных по делу, которые сторонам спора уже известны.

Принимая во внимание собранные по делу доказательства, судебная коллегия, вопреки доводам апеллянта, не находит оснований не согласиться с выводами районного суда о наличии оснований для включения всех заявленных истцом периодов работы в его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельность до регистрации его в системе пенсионного страхования, сведения трудовой деятельности отражены в трудовой книжке истца, а также подтверждаются архивными справками, содержащими сведения о начислении истцу заработной платы в период осуществления им трудовой деятельности, а также о начислении истцу в спорные периоды отпускных в связи с нахождением работника в отпуске, которые в соответствии с абз. 3 ст. 96 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утвержденного ВС РСФСР 09.12.1971 г., выплачивались за все время отпуска не позднее чем за один день до его начала, что объясняет отсутствие в представленных справках сведений о начисленной заработной плате в месяце, в котором отпуск был предоставлен и большую сумму перечислений в предыдущем месяце.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения страховой пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно: с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.

Поскольку на дату обращения страховой стаж истца составлял более 42 лет, истец достиг 60 летнего возраста, районным судом обоснованно назначена пенсия с даты обращения на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены исключительно на несогласие с правильно произведенной оценкой доказательств, что не свидетельствует о незаконности постановленного судебного акта, поскольку оценка доказательств является исключительно прерогативой суда, а стороны таким правом не обладают.

В соответствии с положениями ст. ст. 67 и 327.1 ГПК РФ установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относятся к компетенции суда первой и апелляционной инстанций.

Как следует из положений части 1, 3, 4 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Дело было рассмотрено судом по имеющимся доказательствам, вопреки позиции ответчика правила оценки доказательств судом первой инстанции нарушены не были, судебная коллегия с таковой оценкой соглашается, поскольку из совокупного анализа представленных документов и пояснений сторон иных выводов не следует.

Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, не допущено. Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кормиловского районного суда Омской области от 05 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области.

Председательствующий подпись

Судьи подпись подпись

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.07.2024 г.

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Председательствующий: Бочарова У.В. № 33-3480/2024

55RS0016-01-2024-000151-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июля 2024 г. г. Омск

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Магденко И.Ю.,

судей Мезенцевой О.П., Перфиловой И.А.,

при секретаре судебного заседания Нецикалюк А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-182/2024

по апелляционной жалобе ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области

на решение Кормиловского районного суда Омской области от 05 апреля 2024 года

по иску Наконечного Сергея Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периода работы в стаж, возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости,

Заслушав доклад судьи Мезенцевой О.П., судебная коллегия областного суда

Установила:

Наконечный С.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 24.12.2023 г. обратился в ОСФР по Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Омской области № 388529/23 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа. Согласно решению, страховой стаж на 29.12.2023 г. составил 41 год 4 месяца 12 дней, и является недостаточным для назначения пенсии. В страховой стаж не были включены следующие периоды: 01.12.1983 г. по 31.12.1983 г.; с 01.12.1984 г. по 31.12.1984 г.; с 01.10.1992 г. по 31.01.1993 г., 01.09.1993 г. по 30.09.1993 г.; с 01.01.1994 г. по 29.01.1994 г., так как отсутствовали начисления заработной платы. В данные периоды работы он добросовестно выполнял свои должностные обязанности, не был уволен, не сокращен, что подтверждается записями в трудовой книжке. В спорные периоды работы он продолжал свою трудовую деятельность, получал заработную плату, что могут подтвердить свидетели, которые также, как и он работали в эти периоды с ним.

Просил включить периоды работы с 01.12.1983 г. по 31.12.1983 г.; с 01.12.1984 г. по 31.12.1984 г.; с 01.10.1992 г. по 31.01.1993 г., 01.09.1993 г. по 30.09.1993 г.; с 01.01.1994 г. по 29.01.1994 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»; обязать ОСФР по Омской области назначить досрочную страховую пенсию.

Истец Наконечный С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.

Представитель ОСФР по Омской области Манихина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участие не принимала, представила возражения на иск и дополнение к нему, в которых просила в удовлетворении требований отказать, поскольку страховой стаж истца составлял 41 год 7 месяцев 11 дней.

Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены, на ответчика возложена обязанность включить в страховой стаж истца периоды работы с 01.12.1983 г. по 31.12.1983 г. в Кормиловское ПО «Сельхозхимия» Кормиловского района Омской области в должности водителя; с 01.12.1984 г. по 31.12.1984 г. в Кормиловское ПО «Сельхозхимия» Кормиловского района Омской области в должности водителя; с 01.10.1992 г. по 31.01.1993 г. в Кормиловское РАЙПО Кормиловского района Омской области в должности шофера; с 01.01.1994 г. по 29.01.1994 г. – в Кормиловское РАЙПО Кормиловского района Омской области в должности шофера; назначить Наконечному С.А. страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 25.12.2023 г.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, полагает, что спорные периоды работы не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, т.к. работодателем не были уплачены страховые взносы.

Представитель ответчика ОСФР по Омской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, извещен надлежащим образом, что в соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3,4 ст. 167 ГПК РФ не являлось препятствием к рассмотрению дела по апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного постановления, его соответствие нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, просившего об оставлении решения без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ).

Ст. 330 ГПК РФ предусмотрено, что основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Такие нарушения при рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции не были допущены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01.01.2015 г.

В связи со вступлением в законную силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» перестал применяться Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», в части, не противоречащей Федеральному закону «О страховых пенсиях».

В силу требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). При этом страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 2, 3 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с изложенным выше, право выхода на пенсию для мужчин, рожденных в 1962 г., наступает по достижении возраста 64 лет.

Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» внесены изменения, дополнена частью 1.2, которой предусмотрено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

По сути установлен новый вид досрочной страховой пенсии в связи с длительным страховым стажем, имеющий особое юридическое значение и собственный порядок исчисления страхового стажа. Такое правило предусмотрено ч. 9 ст. 13 указанного Закона. В частности, помимо собственно страховых периодов трудовой деятельности в него включаются периоды, предусмотренные ч. 9 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Других дополнительных условий для возникновения права на указанную пенсию законодатель не предусматривает, что означает, что требование о наличии индивидуального пенсионного коэффициента для субъектов получения указанной пенсии не изменяется, то есть они должны при выходе на пенсию иметь индивидуальный пенсионный коэффициент в размере 30.

Таким образом, данный вид длительного страхового стажа является новым видом трудового стажа в целях досрочного пенсионного обеспечения, отличным как от специального страхового, так и от смешанного страхового стажа, для граждан, которые длительное время занимались трудовой деятельностью, значительно перевыполнили требования к страховому стажу, необходимому для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений ч. 10 настоящей статьи.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 25.12.2023 г. Наконечный С.А. обратился в ОСФР по Омской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области от 31.01.2024 г. в установлении пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» было отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа и обращения ранее установленного срока. Страховой стаж для определения права на назначение пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» составляет 41 год 4 месяца 12 дней, в страховой стаж не включены, в том числе периоды работы - декабрь 1983 г., декабрь 1984 г., октябрь, ноябрь, декабрь 1992 г., январь, сентябрь 1993 г., январь 1994 г., так как отсутствуют сведения о начислении заработной платы.

В возражениях на иск ОСФР по Омской области указало, что в страховой стаж истца включен период работы с 01.10.1993 г. по 31.12.1993 г. в Кормиловском РАЙПО Кормиловского района Омской области, в связи с чем стаж составил 41 год 7 месяцев 11 дней (решение № 55-26/28758 от 28.03.2024 г.).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагал, что решением органа пенсионного обеспечения нарушены его права на установление досрочной страховой пенсии по старости, т.к. указанные периоды должны быть включены в его стаж и назначена досрочная пенсия по старости.

Разрешая заявленный спор, руководствуясь положениями ст. 39 Конституции Российской Федерации, ст. 8, 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о включении в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, спорных периодов работы, поскольку представленными доказательствами подтверждается факт осуществления трудовой деятельности в указанные периоды без отвлечений от нее, истцу начислялась заработная плата.

Поскольку на дату его обращения в орган пенсионного обеспечения фонд страховой стаж истца составил более 42 лет, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для назначения истцу с указанной даты страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия выводы районного суда признает верными, соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, основанными на имеющихся в деле доказательствах.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ч. 1).

При этом под страховым стажем законодатель понимает учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ч. 2 ст. 3 указанного закона).

Общий порядок подтверждения страхового стажа определен статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

П. 43 Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из положений ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения о периодах работы (деятельности), в том числе периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии, сведения о трудовой деятельности, представляют документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также предоставляют другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Фонд осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 01.01.2023 г. в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 г. № 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что ответственность за неуплату страховых взносов работодателем за своего работника, ложится именно на работодателя, а не на работника. То есть, независимо от того были уплачены взносы работодателем или нет и по какой причине эта неуплата произошла, эти периоды должны быть включены в страховой стаж, в случае подтверждения факта работы истца.

В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», указано: «... уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию».

Из трудовой книжки следует, что 30.11.1982 г. истец принят в Кормиловское РПО «Сельхозхимия» водителем 3 класса, 31.08.1987 г. уволен по ст. 31 КЗОТ РСФСР.

27.04.1992 г. истец принят в Кормиловское Райпо в порядке перевода рабочим, 21.07.1992 г. переведен шофером, 29.01.1994 г. уволен по ст. 33 КЗОТ РСФСР (сокращение штата).

Данные обстоятельства также подтверждаются архивной справкой от 06.12.2023 г. № 08-03-14/717 и от 11.03.2024 № 08-03-14/146 соответственно.

Из архивной справки от 06.12.2023 г. № 08-03-14/82 следует, что в ведомостях по начислению заработной платы Кормиловского ПО «Сельхозхимия, ПО «Кормиловскагропромхимия» Кормиловского района Омской области имеются сведения о работе Наконечного С.А., в графах декабрь 1983 г., декабрь 1984 г. стоит прочерк, указано, что начислений нет, в ноябре 1983 г. и ноябре 1984 г. была начислена заработная плата и отпускные.

Из архивной справки от 07.12.2023 г. № 08-03-14/720 следует, что в ведомостях по начислению заработной платы Кормиловского РАЙПО Кормиловского района Омской области имеются сведения о работе Наконечного С.А., в графах октябрь, ноябрь, декабрь 1992 г., январь 1993 г., январь 1994 г. стоит прочерк, указано, что начислений нет.

В ведомостях о начислении заработной платы за октябрь 1992 г. по 31.01.1993 г. поименован Наконечный С.Г., сведений о начислении заработной платы нет.

В ведомостях о начислении заработной платы за январь 1994 г. поименован Наконечный С.Г., сведений о начислении заработной платы нет.

Таким образом, в месяцах, предшествующих месяцам, где отсутствуют сведения о начисленной заработной плате, была выплачена заработная плата и отпускные. Со всех включенных в справку сумм были произведены удержания взносов в Пенсионный Фонд по установленным тарифам.

Наконечный С.А. зарегистрирован в системе пенсионного страхования 06.12.1999 г.

Из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Наконечного С.Г. следует, что в общий стаж последнему включены периоды работы с 30.11.1982 г. по 31.08.1987 г. в Кормиловском РПО «Сельхозхимия»; с 03.09.1987 г. по 24.04.1992 г. в Ремонтно-техническом предприятии «Кормиловское»; с 27.04.1992 г. по 29.01.1994 г. в Кормиловском РАЙПО.

В целях восполнения пробелов доказательственной базы, допущенных при рассмотрении дела в суде первой инстанции, проверки доводов жалобы, из Муниципального унитарного предприятия Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области «Теплоэнергосервис» и архивного отдела Администрации Кормиловского муниципального района Омской области были истребованы карточки по форме Т-2, приказы в отношении Наконечного С.Г.

Из ответа Администрации Кормиловского муниципального района Омской области следует, что личные карточки по форме Т-2 на хранение в архив не поступали.

Из приказа № 68 от 22.04.1982 г. следует, что Наконечный С.А. переведен рабочим в РАЙПО, на основании приказа № 354 от 30.09.1982 г. принят шофером, уволен 31.08.1987 г. на основании ст. 31 КЗоТ РФ (приказ № 139 от 31.08.1987 г.).

Приказом № 16 от 29.01.1994 г. трудовые отношения с шофером Наконечным С.А. прекращены на основании п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ.

Судебная коллегия сочла необходимым принять указанные приказы в качестве дополнительных доказательств, поскольку они подтверждают доводы истца, дублируют данные трудовой книжки, иных письменных доказательств, собранных по делу, которые сторонам спора уже известны.

Принимая во внимание собранные по делу доказательства, судебная коллегия, вопреки доводам апеллянта, не находит оснований не согласиться с выводами районного суда о наличии оснований для включения всех заявленных истцом периодов работы в его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельность до регистрации его в системе пенсионного страхования, сведения трудовой деятельности отражены в трудовой книжке истца, а также подтверждаются архивными справками, содержащими сведения о начислении истцу заработной платы в период осуществления им трудовой деятельности, а также о начислении истцу в спорные периоды отпускных в связи с нахождением работника в отпуске, которые в соответствии с абз. 3 ст. 96 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утвержденного ВС РСФСР 09.12.1971 г., выплачивались за все время отпуска не позднее чем за один день до его начала, что объясняет отсутствие в представленных справках сведений о начисленной заработной плате в месяце, в котором отпуск был предоставлен и большую сумму перечислений в предыдущем месяце.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения страховой пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно: с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.

Поскольку на дату обращения страховой стаж истца составлял более 42 лет, истец достиг 60 летнего возраста, районным судом обоснованно назначена пенсия с даты обращения на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены исключительно на несогласие с правильно произведенной оценкой доказательств, что не свидетельствует о незаконности постановленного судебного акта, поскольку оценка доказательств является исключительно прерогативой суда, а стороны таким правом не обладают.

В соответствии с положениями ст. ст. 67 и 327.1 ГПК РФ установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относятся к компетенции суда первой и апелляционной инстанций.

Как следует из положений части 1, 3, 4 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Дело было рассмотрено судом по имеющимся доказательствам, вопреки позиции ответчика правила оценки доказательств судом первой инстанции нарушены не были, судебная коллегия с таковой оценкой соглашается, поскольку из совокупного анализа представленных документов и пояснений сторон иных выводов не следует.

Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, не допущено. Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кормиловского районного суда Омской области от 05 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области.

Председательствующий подпись

Судьи подпись подпись

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.07.2024 г.

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

33-3480/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Наконечный Сергей Алексеевич
Ответчики
Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Омской области
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
21.05.2024Передача дела судье
13.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2024Передано в экспедицию
03.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее