Решение по делу № 2-867/2022 от 08.09.2022

Дело № 2-867/2022

УИД 75RS0019-01-2022-001300-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    28 ноября 2022 года    г. Сретенск

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи                 Шмакотиной А.В.,

при секретаре судебного заседания             Болдыревой Е.А.,

с участием истца Рузанова О.М. и его представителя Гордеевой А.В., представителя ответчика администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Киргизова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рузанова ФИО12 к администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества и обязанности произвести выплату возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 1 070 667 рублей, признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения, возложении обязанности включить в список на получателей субсидии на 2022 год,

УСТАНОВИЛ:

Рузанов О.М. обратился в суд с иском, в котором указал, что он и члены его семьи с 30.11.1999 проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>. Указанную квартиру он приобрел у Сватковой Е.В. за 15 000 руб., деньги были переданы им продавцу, но договор купли-продажи в предусмотренном законом порядке оформлен и зарегистрирован не был. 25.05.2020 по взаимному согласию сторон между ним и Сватковой (Курасевич) Е.В. заключен договор купли-продажи указанной квартиры и зарегистрирован переход права собственности. Однако владельцем квартиры он является с 30.11.1999, что подтверждено решением Сретенского районного суда Забайкальского края от 06.06.2022, которым установлен факт добросовестного, открытого, непрерывного владения квартирой как своей собственной с указанной даты. Многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, распоряжением администрации городского поселения «Сретенское» от 29.10.2013 № 94 признан аварийным. Жилой дом включен в региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Соглашение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд городского поселения «Сретенское» с ним не заключено и он не включен в список получателей субсидии на 2022 год для приобретения жилого помещения на территории Забайкальского края. Согласно отчету об оценке объекта от 15.03.2022 рыночная стоимость размера возмещения за жилое помещение по адресу: <адрес> составляет 1 070 667 руб. Истец полагает, что именно эта сумма должна быть выплачена ему в счет возмещения за изымаемое жилое помещение. Однако, согласно сообщению Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края от 04.08.2022 он имеет право на получение возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанное в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения такого жилого помещения.

Истец просит (с учетом заявления об уточнении исковых требований от 14.11.2022) возложить на администрацию городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» и Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края обязанность заключить с ним соглашение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд городского поселения «Сретенское»; возложить на Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края обязанность произвести ему выплату за изымаемое жилое помещение, долю в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок в размере 1 070 667 руб.; признать за ним право на получение субсидии на 2022 год для приобретения жилого помещения на территории Забайкальского края; возложить на Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края обязанность включить его в Список получателей субсидии на 2022 год для приобретения жилого помещения на территории Забайкальского края; в части включения в Список обратить решение суда к немедленному исполнению; взыскать с ответчиков в его пользу затраты на проведение оценки в размере 7 000 руб., а также расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 руб.

Истец Рузанов О.М. и его представитель Гордеева А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям. Истец Рузанов О.М. суду пояснил, что квартира была фактически приобретена им у Сватковой Е.В. в ноябре 1999 года за 15 000 руб., эта сумма была указана в последующем в договоре, который был заключен 25.05.2020. Сейчас он с семьей вынужден снимать квартиру в пгт Кокуй, поскольку проживание в принадлежащей ему квартире невозможно. Иного жилья ни он, ни члены его семьи не имеют. В ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз» он обратился в связи с тем, что он готовил пакет документов для получения возмещения за изымаемую квартиру, а не в связи с рассмотрением дела в суде. Проект соглашения об изъятии недвижимости и уведомление об изъятии ему не вручали. Он обращался в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края по вопросу выплаты ему возмещения за изымаемую квартиру и субсидии, те ответы, которые ему были даны, имеются в материалах дела.

Представитель ответчика – администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края (далее – Администрация) – глава городского поселения «Сретенское» Киргизов Е.В., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что уведомление о принятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес> в <адрес>, для муниципальных нужд в адрес истца не направлялось, также не направлялся проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд. Считает, что Рузанов О.М. имеет право на получение возмещения. Подтвердил, что ему лично, как жителю <адрес>, известно, что Рузанов О.М. приобрел квартиру в указанном доме в 1999 году.

Представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (далее – Министерство) о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, каких-либо заявлений, ходатайств в суд не поступало.

Судом в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.

Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 32 ЖК РФ регламентирует отношения, связанные с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков, на которых в том числе расположены признанные аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома, закрепляет порядок такого изъятия и право собственников помещений на выплату справедливого возмещения.

Так указанной статьей предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч. 1). Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2). Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4). Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6). При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7).

Частью 8.1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Часть 8.2 ст. 32 ЖК РФ устанавливает, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. 8 и 8.1 ст. 32 в отношении таких граждан не применяются.

В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 11.04.2019 № 124 утверждена Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы.

Кроме того, постановлением Правительства Забайкальского края от 04.02.2016 № 58 утверждена государственная программа Забайкальского края по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным или непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа, которая предусматривает подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

В соответствии с разделом 4 названной подпрограммы Министерство, кроме прочего, обеспечивает предоставление гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, включенный в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, субсидий на приобретение жилых помещений.

Раздел 7 указанной подпрограммы включает в себя подраздел «Порядок предоставления гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, включенный в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы субсидий на приобретение жилых помещений» (далее – Порядок предоставления субсидий).

В соответствии с п. 3 указанного Порядка право на получение субсидий имеют граждане, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, а также граждане, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, не имеющие иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, или занимаемого на условиях социального найма, на дату признания многоквартирного дома аварийным.

Субсидии предоставляются гражданам в порядке очередности включения многоквартирного жилого дома в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, в соответствующий этап реализации программы уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности (п. 6 Порядка предоставления субсидий).

Согласно п. 7 Порядка предоставления субсидий для включения граждан в Список получателей субсидии на соответствующий год (далее – Список) граждане представляют в Министерство следующие документы: заявление о предоставлении субсидии по форме, установленной Министерством; копии документов, удостоверяющих личность граждан; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, включенное в аварийный жилищный фонд (в случае наличия долей в праве общей собственности на жилое помещение заявление подается всеми собственниками одновременно); копию финансового лицевого счета, заверенную органом или организацией, уполномоченными на их выдачу; соглашение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд с обязательным указанием возмещения за изымаемое жилое помещение; обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения гражданами и всеми членами их семей в течение месяца после получения средств субсидии и исключения из Списка.

Основанием для отказа гражданину во включении в Список является в том числе несоответствие граждан категориям, указанным в п. 3 Порядка (подп. 1 п. 13 Порядка).

Судом установлено, что в собственности Рузанова О.М. находится квартира по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. м. Право собственности Рузанова О.М. на указанную квартиру зарегистрировано 29.05.2020, номер государственной регистрации права: . В качестве документов, являющихся основанием возникновения права собственности, указан договор купли-продажи жилой квартиры от 25.05.2020 и решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 06.06.2022 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 19.07.2022, л.д. 19-24).

Решением Сретенского районного суда Забайкальского края от 06.06.2022, вступившим в законную силу 07.07.2022, установлено, что Рузанов О.М. добросовестно, открыто и непрерывно владеет вышеуказанной квартирой с 30.11.1999 (л.д. 31-32).

Согласно договору купли-продажи жилой квартиры от 25.05.2020 он заключен между ФИО6 и Рузановым О.М. в отношении квартиры по адресу: <адрес>, продажная цена отчуждаемой по данному договору квартиры определена в размере 15 000 руб. (л.д. 12-18).

Распоряжением администрации городского поселения «Сретенское» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного дома аварийным и многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным (л.д. 29).

Как следует из справки о составе семьи, выданной администрацией городского поселения «Сретенское» 05.09.2022 Рузанов О.М., проживающий по адресу: <адрес>, имеет состав семьи: жена ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 30).

По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также КГБУ «Забайкальский архивно-геоинформационный центр» члены семьи Рузанова О.М.: супруга ФИО7, дочь ФИО8, сын ФИО9 – на момент признания жилого дома аварийным объектов недвижимости жилого назначения в собственности не имели, при этом в собственности самого Рузанова О.М. имеется только одно жилое помещение – квартира по адресу: <адрес> (выписки из Единого реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости № КУВИ-001/2022-202162276 и КУВИ-001/2022-202328895 от 16.11.2022, уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений № КУВИ-001/2022-202325806 и КУВИ-001/2022-202260776 от 16.11.2022, информация из КГБУ «ЗабГеоИнформЦентр» от 22.11.2022 исх. 99-3/2022-11891).

Согласно приложению № 1 к Региональной адресной программе Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 11.04.2019, многоквартирный дом по адресу: <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 (позиция 290), дата признания дома аварийным указана как 18.10.2013, планируемая дата переселения – 01.09.2025.

Администрацией городского поселения «Сретенское» 12.05.2022 за № 49 принято постановление, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, под многоквартирным домом , а также жилые помещения в указанном доме, в том числе помещение (квартира) – подлежат изъятию для муниципальных нужд.

ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз» произведен расчет рыночной стоимости размера возмещения за жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 36,7 кв. м, который по состоянию на 15.03.2022 составил 1 070 667 руб., в том числе: 864 667 руб. – рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество; 206 000 руб. – убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием жилого помещения, в том числе упущенная выгода (л.д. 37-85).

Как установлено в ходе разбирательства дела (ответ администрации городского поселения «Сретенское» за исх. № 2040 от 22.11.2022, пояснения главы городского поселения «Сретенское» Киргизова Е.В.) Рузанову О.В., являющемуся собственником подлежащего изъятию жилого помещения, уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд не направлялись. При этом администрация городского поселения «Сретенское», в данном случае является компетентным и уполномоченным на это органом, поскольку земельный участок, на котором расположен аварийный многоквартирный дом, изымается для муниципальных нужд городского поселения «Сретенское».

Согласно п. 4 Порядка выплаты возмещения за изымаемые жилые помещения и оформления изымаемых жилых помещений в муниципальную собственность (указанный порядок приведен в разделе 7 подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 04.02.2016 № 58) выплата возмещения собственнику за изымаемое жилое помещение производится на основании соглашения, заключенного между собственником, муниципальным образованием и Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация городского поселения «Сретенское» длительное время (с 12.05.2022) не предпринимает мер, установленных ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, что влечет неопределенность в реализации прав истца (в том числе право на получение возмещение за изымаемое жилое помещение), гарантированных ему указанной статьей при изъятии жилого помещения, расположенного на земельном участке, изымаемом для муниципальных нужд. Следовательно, требование истца о возложении на ответчиков обязанности заключить с ним соглашение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд городского поселения «Сретенское» является обоснованным. При этом суд учитывает положения проведенного выше п. 4 Порядка выплаты возмещения за изымаемые жилые помещения и оформления изымаемых жилых помещений в муниципальную собственность, согласно которому указанное соглашение является трехсторонним, то есть заключается между собственником помещения, администрацией муниципального образования и Министерством.

Разрешая требование истца о возложении на Министерство обязанности произвести выплату возмещения за изымаемое помещение в размере 1 070 667 руб. суд приходит к следующему.

Обязанность произвести собственнику выплату возмещения за изымаемое жилое помещение возникает на основании заключенного соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд. Поскольку судом принято решение о возложении на ответчиков обязанности заключить указанное соглашение, требование о возложении на Министерство обязанности произвести выплату возмещения, заявлено излишне и удовлетворению не подлежит, вместе с тем суд находит заслуживающими внимание доводы истца относительно суммы возмещения.

В ходе судебного разбирательства была допрошена в качестве свидетеля ФИО13 (до заключения брака – ФИО14) Е.В., которая пояснила, что в октябре-ноябре 1999 года между ней и Рузановым О.М. была заключена сделка купли-продажи, она за 15 000 руб. продала Рузанову О.М. принадлежащую ей квартиру по адресу: <адрес>, однако сделка своевременно оформлена не была из-за того, что у нее был маленький ребенок и она переехала, сделку оформили надлежащим образом только 25.05.2020. Она передала квартиру Рузанову О.М. сразу же после продажи, то есть в 1999 году, налог на имущество за указанную квартиру она после передачи квартиры не оплачивала, это делал истец. В договоре от 25.05.2020 была указана сумма сделки в размере 15 000 руб., поскольку именно эта сумма была передана Рузановым О.М. в 1999 году за квартиру.

Из пояснений истца в судебном заседании следует, что налог на имущество за приобретенную им квартиру по адресу: <адрес> он уплачивал с момента приобретения этой квартиры в 1999 году. В подтверждение этого обстоятельства истцом представлено налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц за 2007 год, согласно которому Рузанову О.М. предлагается оплатить налог на имущество физических лиц, при этом в качестве объекта налогообложения указана квартира по адресу: <адрес>.

Из разъяснений, изложенных в подп. «а» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что нормы, содержащиеся в ст. 32 ЖК РФ, в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Принимая во внимание приведенные нормы закона и разъяснения Верховного Суда РФ, оценив доводы сторон, представленные доказательства, в том числе показания свидетеля, суд приходит к выводу, что на день признания многоквартирного дома, в котором расположена квартира истца, аварийным Рузанов О.М. фактически являлся собственником данной квартиры, проживал в ней, однако в установленном законом порядке своевременно право собственности не оформил.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что истец имеет право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение в размере, предусмотренном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, то есть в размере определенном в отчете ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз» об оценке рыночной стоимости размера возмещения за жилое помещение по адресу: <адрес> – 1 070 667 руб. Суд полагает возможным удовлетворить требования истца в данной части, возложив на ответчиков обязанность заключить с ним соглашение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд городского поселения «Сретенское» с указанием в нем суммы возмещения за изымаемое недвижимое имущество в размере 1 070 667 руб.

Что касается требования о признании за истцом права на получение субсидии на 2022 год для приобретения жилого помещения на территории Забайкальского края и о возложении на Министерство обязанности включить истца в соответствующий список, то суд находит данное требование преждевременным и неподлежащим удовлетворению, поскольку вышеприведенными положениями Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что для включения в список получателей субсидии на соответствующий год граждане предоставляют в Министерство определенный перечень документов, в том числе заявление по установленной форме и соглашение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд с обязательным указанием возмещения за изымаемое жилое помещение. Судом установлено, что истец с таким заявлением в Министерство не обращался. Следовательно, с учетом того, что судом удовлетворены требования о возложении на ответчиков обязанности заключить соглашение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, истец после заключения данного соглашения не лишен возможности обратиться в Министерство с заявлением о включении в список получателей субсидии.

Относительно требования истца о взыскании судебных расходов суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, кроме прочего, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В обоснование судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением настоящего дела, истцом представлены:

- чек по операции от 08.09.2022, подтверждающий оплату государственной пошлины за подачу искового заявления в суд в сумме 300 руб. (л.д. 9);

- договор оказания услуг № 22/03/36а от 10.03.2022, заключенный между ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз» и Рузановым О.М., предметом которого являлся отчет об оценке рыночной стоимости возмещения за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> соответствии со ст. 32 ЖК РФ, стоимость работ по договору составляет 7 000 руб.;

- кассовый чек 13.08.2021, подтверждающий оплату по указанному договору от 11.03.2022.

Оценивая требования истца о возмещении судебных расходов в части оплаты услуг по составлению отчета об оценке рыночной стоимости возмещения за жилое помещение, суд, принимая во внимание пояснения истца о том, что в ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз» он обратился в связи с подготовкой документов для получения возмещения за изымаемую квартиру, а не в связи с обращением в суд, приходит к выводу, что эти расходы не связаны с рассмотрением дела, поэтому по правилам, предусмотренным ст. 94, 98 ГПК РФ, не подлежат возмещению ответчиком.

При этом требование о взыскании в пользу истца судебных расходов в виде оплаченной государственной пошлины за подачу иска в размере 300 руб. является обоснованным, указанная сумма подлежит взысканию с ответчиков – по 150 руб. с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

    РЕШИЛ:

    Исковое заявление Рузанова ФИО15 удовлетворить частично.

    Возложить на администрацию городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края и Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края обязанность заключить с Рузановым ФИО16 соглашение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд городского поселения «Сретенское» с указанием в нем суммы возмещения за изымаемое недвижимое имущество в размере 1 070 667 рублей.

    Взыскать в пользу Рузанова ФИО17 с администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района Сретенский район Забайкальского края и Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей с каждого.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Сретенский районный суд Забайкальского края.

Судья                                А.В. Шмакотина

Мотивированное решение изготовлено 02.12.2022

2-867/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Рузанов Олег Михайлович
Ответчики
Министерство строительства дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края
Другие
Администрация городского поселения "Сретенское"
Администрация МР "Сретенский район"
Суд
Сретенский районный суд Забайкальский края
Судья
Шмакотина Анна Владимировна
Дело на сайте суда
sretensk.cht.sudrf.ru
08.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2022Передача материалов судье
09.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.10.2022Предварительное судебное заседание
07.11.2022Судебное заседание
11.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Судебное заседание
28.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее