РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2024 года адрес
Люблинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Кац Ю.А., при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1049/2024 по административному иску Шпаковского Александра Леонардовича к ИФНС России № 23 по адрес, УФНС России по Москве об оспаривании требования налогового органа и решения по результатам рассмотрения жалобы,
руководствуясь ст.ст. 175 и 179 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Шпаковского Александра Леонардовича к ИФНС России № 23 по адрес, УФНС России по Москве об оспаривании требования налогового органа и решения по результатам рассмотрения жалобы - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Московский городской суд через Люблинский районный суд адрес.
Судья Ю.А. Кац
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2024 года адрес
Люблинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Кац Ю.А., при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1049/2024 по административному иску Шпаковского Александра Леонардовича к ИФНС России № 23 по адрес, УФНС России по Москве об оспаривании требования налогового органа и решения по результатам рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Шпаковский А.Л. обратился в суд с административным иском к ИФНС России № 23 по Москве, УФНС России по Москве о признании незаконными требования № 139838 об уплате задолженности по налогам по состоянию на 25 сентября 2023 года и решения Управления ФНС России по Москве « 21-10/031310 от 13 марта 2024 года. В обоснование требований указано, что 11 ноября 2023 года административным истцом получено требование, которое было обжаловано им в Управление ФНС России по Москве. Решение Управления было вручено Шпаковскому А.Л. 17 апреля 2024 года. Полное содержание требования было скрыто от налогоплательщика, а на страницах 29 и 30 требования отсутствуют сведения об уполномоченном лице, которое вправе требовать от административного истца уплатить денежные средства. Решения административных ответчиков приняты с нарушением ст. 57 Конституции РФ, ст.ст. 3, 11.3 НК РФ и нарушили права административного истца.
Административный истец Шпаковский А.Л. в судебное заседание не явилась, извещен надлежащим образом.
Представители административных ответчиков ИФНС России № 23 по адрес фио и УФНС России по Москве фио, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании требования не признали, просили отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав представителей административных ответчиков, изучив и исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствие со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Статьей 57 Конституции РФ установлено обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Требование об уплате задолженности также должно содержать:
сведения о сроке исполнения требования;
сведения о мерах по взысканию задолженности и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которые будут применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком;
предупреждение об обязанности налогового органа в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в случае, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления).
Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.
Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.
Требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате задолженности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются в отношении плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.
В силу ст. 11.3 НК РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом. Для целей настоящего Кодекса единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете.
Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.
4. Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
Судом из материалов дела установлено, что фио состоит на налоговом учете в ИФНС России № 23 по Москве.
Требование об уплате задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере сумма, штрафов в сумме сумма по состоянию на 25 сентября 2023 года направлено в адрес налогоплательщика по месту жительства и получено административным истцом 11 ноября 2023 года.
Факт наличия указанной в требовании задолженности административным истцом не оспаривается.
Жалоба Шпаковского А.Л. на указанное требование рассмотрена Управлением ФНС России по Москве, решением от 13 марта 2024 года № 21-10/031310 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Оспаривая законность требования ИФНС России № 23 по Москве и решения УФНС России по Москве административных истец ссылается на получение лишь двух страниц требования из 70, что свидетельствует о сокрытии от налогоплательщика его полного содержания.
Вместе с тем, требование от 25 сентября 2023 года об уплате задолженности соответствует законодательству о налогах и сборах, утвержденном Приказом ФНС от 2 декабря 2022 года № ЕД-7-8/1151 форме. В данном требовании отражены суммы, подлежащие уплате налогоплательщиком, а также их назначение (налог на доходы физических лиц, штраф).
Вопреки доводам административного иска, направленное и полученное Шпаковским А.Л. требование состоит из 2-х страниц, тогда как массовая печать и рассылка требований, в том числе, иным налогоплательщикам, не свидетельствует о нарушении прав административного истца, иные страницы, сформированные налоговым органом не имеют отношения к налогоплательщику Шпаковскому А.Л.
Более того, п.п. 5.1, 5.2 ч. 1 ст. 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на осуществление сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа, а также на получение акта такой сверки; на основании представленного в налоговый орган запроса получать справки о наличии по состоянию на дату такого запроса положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Реквизиты для уплаты образовавшейся задолженности, также указаны в требовании.
Решение Управления ФНС по адрес является результатом действий вышестоящего налогового органа по рассмотрению жалобы Шпаковского А.Л. на акты ненормативного правового характера и действия ИФНС № 23 по адрес, не является новым решениям, поскольку принято по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, направленной в вышестоящий налоговый орган для проверки законности действий Инспекции и ненормативных правовых актов налогового органа.
Оспариваемые требование и решение приняты с соблюдением установленной законом процедуры в пределах предоставленных налоговому органу полномочий, не нарушают права и законные интересы заявителя.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Шпаковского А.Л. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 и 179 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Шпаковского Александра Леонардовича к ИФНС России № 23 по адрес, УФНС России по Москве об оспаривании требования налогового органа и решения по результатам рассмотрения жалобы - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Московский городской суд через Люблинский районный суд адрес.
Судья Ю.А. Кац
Решение в окончательной форме принято 28 декабря 2024 года.