УИД: 11RS0001-01-2023-010749-34
Дело № 2-9778/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Баженовой Т.С.,
при секретаре Гейнерт К.А.,
с участием представителя ответчика Фроловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 30 октября 2023 года гражданское дело по иску Ерофеевской ФИО8 к ОСФР по Республике Коми об обязании произвести перерасчет пенсии,
установил:
Ерофеевская А.А. в лице своего представителя Ерофеевского Н.Н., обратилась в суд с иском к ОСФР по Республике Коми об обязании произвести перерасчет пенсии за период с ** ** ** по ** ** ** в виде разницы между выплаченной пенсией по потере кормильца и страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», указав в обоснование, что с ** ** ** является получателем пенсии по старости; ** ** ** ею было подано заявление о переводе на пенсию по случаю потери кормильца и с ** ** ** ей была установлена пенсия по случаю потери кормильца; ** ** ** она обратилась в пенсионный орган с заявлением о переводе с одной пенсии на другую, в связи с чем с ** ** ** ей была установлена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В связи с незнанием и неразъяснением ей пенсионным органом ее права на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии в двойном размере согласно пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», она необоснованно были лишена права на получение повышенной пенсии по старости с ** ** **, с даты исполнения возраста 80 лет.
В судебном заседании истец и ее представитель участия не принимали, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что Ерофеевская А.А. с ** ** ** являлась получателем трудовой пенсии по старости.
С ** ** ** Ерофеевская А.А. являлась получателем пенсии по потере кормильца по ее заявлению о переводе с одного вида пенсии на другую от ** ** **.
** ** ** Ерофеевская А.А. достигла возраста 80 лет.
Решением пенсионного органа от ** ** ** №... Ерофеевская А.А. с ** ** ** переведена на другой вид пенсии - страховую пенсию по старости как лицу, достигшему возраста 80 лет, по заявлению Ерофеевской А.А. от ** ** **. По решению Отделения размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии как лицу, достигшему возраста 80 лет составил 19687 руб. 72 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ).
С 1 января 2022 г. Федеральным законом от 26 мая 2021 г. № 153-Ф3 внесены изменения в статью 22 Федерального закона № 400-ФЗ, она дополнена пунктом 6.1, согласно которому страховая пенсия по старости лицу, достигшему возраста 80 лет и являющемуся получателем страховой пенсии по потере кормильца, назначается со дня достижения возраста 80 лет без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в случае, если размер страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) превысит размер страховой пенсии по случаю потери кормильца (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца).
Действующее пенсионное законодательство до ** ** ** не предусматривало права и обязанности пенсионного органа самостоятельно назначать страховую пенсию по старости лицу, достигшему возраста 80 лет и являющемуся получателем пенсии по случаю потери кормильца, без соответствующего заявления пенсионера.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что до ** ** ** назначение пенсии носило заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на назначение пенсии.
Вместе с тем, согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
В материалах пенсионного дела истца отсутствуют доказательства разъяснения Ерофеевской А.А. ее права по достижении 80-летнего возраста на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и необходимость обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах, учитывая возраст истца, и то, что пенсионный орган разъяснительную работу с истцом не провел, не сообщил последней о ее праве на получение страховой пенсии по старости с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии по достижении возраста 80 лет, суд приходит к выводу, что позднее обращение истца в пенсионный орган с соответствующим заявлением обусловлено неисполнением пенсионным органом возложенной на них обязанности по разъяснению пенсионных прав гражданина, в связи с чем на ответчика подлежит возложению обязанность произвести перерасчет пенсии Ерофеевской А.А. за период с ** ** ** по ** ** ** в виде разницы между выплаченной пенсией по потере кормильца и страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ерофеевской ФИО9 к ОСФР по Республике Коми об обязании произвести перерасчет пенсии удовлетворить.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ОГРН 1021100513774) произвести перерасчет пенсии Ерофеевской ФИО10 ... за период с ** ** ** по ** ** ** в виде разницы между выплаченной пенсией по потере кормильца и страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.С. Баженова