Дело № 3-479/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Евтифеевой О.Э.,
при секретаре Плотниковой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
« 14 » сентября 2015 года
дело по заявлению Пичугиной Н.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
15 августа 2015 года Пичугина Н.А. обратилась в Кемеровский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды платит арендную плату, размер которой исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость данного земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости 06 февраля 2014 года, составляет <данные изъяты> руб.
Между тем рыночная стоимость данного земельного участка ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом независимого оценщика ИП Давыдова А.И., в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка на дату оценки составляет <данные изъяты> руб. по состоянию на дату оценки - 05 февраля 2014 года.
Полагает, что, поскольку кадастровая стоимость указанного земельного участка выше его рыночной стоимости, уплата земельных платежей в экономически не обоснованным размере нарушает её права и интересы как арендатора земельного участка.
В связи с этим, ссылаясь на нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб.
Заявитель Пичугина Н.А. и её ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 146, 144). Представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 154).
Представитель Коллегии Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 142). К материалам дела приобщены письменные возражения (л.д. 135-138), содержащие заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 148). К материалам дела приобщены письменные возражения (л.д. 109-111), согласно которым, просят в удовлетворении требований отказать, поскольку Учреждение не является надлежащим заинтересованным лицом по делу. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 145). К материалам дела приобщены письменные возражения (л.д. 151-153), согласно которым, полагают, что рассмотрение дела не затрагивает права и интересы Управления Росреестра, просят провести рассмотрение дела в отсутствие представителя.
Представитель Комитета градостроительства и земельных ресурсов Новокузнецкого городского округа в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 147), представлены письменные возражения (л.д. 149), заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание представленные заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение настоящего дела отнесено к подсудности Кемеровского областного суда в качестве суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что установлено в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, т.е. в рассматриваемом случае принимая во внимание дату обращения – 12 августа 2015 года, с 01 января 2015 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из представленных доказательств следует, что Пичугина Н.А. на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-11) является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения строений, сооружений промышленности. На арендованном земельном участке находятся объекты недвижимости – сооружение перегрузки, открытый склад и железнодорожный подъездной путь, принадлежащие заявителю на праве собственности, о чем представлено свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80 оборот).
Согласно протоколу определения величины арендной платы за земельный участок по договору аренды размер арендной платы определен из кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 11).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (л.д. 12-14) и кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 июля 2015 года (л.д. 15) кадастровая стоимость указанного земельного участка, постановленного на кадастровый учет впервые 05 февраля 2014 года составляет <данные изъяты> руб., сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 06 февраля 2014 года на основании акта определения кадастровой стоимости от 06 февраля 2014 года (л.д. 16). Согласно акту кадастровая стоимость определена в связи с образованием нового земельного участка.
Из представленного заявителем отчета № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленному оценщиком ИП Давыдова А.И., (л.д. 1781) следует, что рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 05 февраля 2014 года составляет <данные изъяты> рублей.
Согласно положительному экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному экспертом Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков», членом которой является оценщик Давыдова А.И., составившая отчет (л.д. 82-102) отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка ОН/196-24-07-2015 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности. Экспертом подтверждена итоговая рыночная стоимость объекта оценки на дату оценки – 05 февраля 2014 года.
Оценивая относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 05 февраля 2014 года к разрешаемым спорным правоотношениям, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость переданного заявителю земельного участка, впервые поставленного на кадастровый учет 05 февраля 2014 года, определена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 06 февраля 2014 года в связи с образованием нового земельного участка, т.е. определена на 05 февраля 2014 года, о чем указано в том числе в справке о кадастровой стоимости, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр 06 февраля 2014 года. Следовательно, рыночная стоимость, указанная в отчете, определена на дату по состоянию на которою определена его кадастровая стоимость. Представленный отчет соответствует требованиям относимости.
Оценивая допустимость представленного отчета, суд принимает во внимание, что отчет прошел экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, получил положительное заключение, следовательно, соответствует требованиям статей 24.16 и 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».
Суд приходит к выводу, что в представленном отчете содержится подробное описание проведенных оценщиком исследований, указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Объект оценки в полной мере идентифицирован, отчет содержит результат оценки при применении сравнительного подхода оценки методом сравнения продаж, и обоснование отказа от применения иных подходов (затратного и доходного). Использованные аналоги объекта соответствуют объекту оценки по основным экономическим, материальным и техническим характеристикам. Имеются основания полагать, что при выборе объектов – аналогов, оценщиком учтены все ценообразующие факторы, оказывающие влияние на выводы эксперта о рыночной стоимости объекта оценки. Примененные оценщиком корректировки обоснованы и содержат объяснения, отчет содержит сведения об источниках полученной информации об аналогах объектов оценки. Отчет также содержит выводы оценщика при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объекта оценки. Представленные отчет и экспертное заключение содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщика и эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Доводов, свидетельствующих о недостоверности выводов оценщика относительно величины установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка, заинтересованными лицами не приведено. Оснований сомневаться в достоверности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка и оснований для назначения по делу судебной экспертизы, не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что предоставленный заявителем отчет об оценке и положительное экспертное заключение соответствуют требованиями законодательства об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки: ФСО № 1, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 256; ФСО № 2, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 255; ФСО № 3 утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 254; ФСО № 5, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 04 июля 2011 года № 328; ФСО № 6, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 07 ноября 2011 года № 628; ФОС № 7, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года № 611. Отчет и положительное экспертное заключение следует признать допустимыми доказательствами.
В обоснование заявленных требований заявителем указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости переданного заявителю земельного участка его рыночной стоимости, указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Рыночная стоимость земельного участка ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав заявителя, который несет обязанность оплачивать арендную плату в экономически не обоснованном размере, в связи с чем заявитель вправе требовать установления кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Доводы представителей ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области о том, что данные учреждения не является заинтересованными лицами, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, которые основаны на законе, принимая во внимание также, что рассмотрение дела проводится в процессуальном порядке, применительно к положениям главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования Пичугиной Н.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для размещения строений, сооружений промышленности, в размере <данные изъяты> руб., равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 05 февраля 2014 года.
Дата обращения с заявлением – 12 августа 2015 года.
Решение принято в окончательной форме 14 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Евтифеева О.Э.