Дело № 2а-3020/2021
УИД 33RS0002-01-2021-003747-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре ФИО1,
с участием:
представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика администрации <...> ФИО3,
представителя заинтересованного лица МКУ «Центр управления городскими дорогами» ФИО5,
представителя заинтересованного лица ОАО «РЖД» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению прокурора <...> к администрации <...> об обязании привести автомобильную дорогу в соответствие установленным правилам, стандартам и техническим нормам,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <...> обратился в суд с административным иском к администрации <...> в котором с учетом изменений в порядке ст. 45 КАС РФ просит обязать администрацию <...> привести автомобильную дорогу по <...> спуск с идентификационным номером 17-401 ОП МГ 07 377 под путепроводом на 192 км ПК 01+16 Владимирской дистанции пути ГЖД, а именно провести работы по освещению в соответствии с пунктом 4.6.1.1 ФИО7 52766-2007 до ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее прокурором также заявлены требования об обязании провести ремонт дорожного покрытия, установить металлические пешеходные ограждения на тротуаре, которые представителем истца не поддержаны ввиду добровольного исполнения в ходе разбирательства.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства по содержанию названной автодороги, установлено нарушение требований к ее эксплуатационному состоянию.
Собственником указанной дороги является администрация <...>, и в силу возложенных Федеральными законами №№ 131-ФЗ, 196-ФЗ полномочий обязана содержать автодорогу в надлежащем состоянии.
В ходе судебного разбирательства произведен ремонт дорожного покрытия, установлены металлические пешеходные ограждения на тротуаре.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ «Центр управления городскими дорогами», МКУ «Благоустройство», Департамент транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области, УГИБДД УМВД по <...>, ГЖД – филиал ОАО РЖД.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, настаивал на удовлетворении иска к административному ответчику с учетом изменений.
Представитель административного ответчика иск не признавал, указав, что не является надлежащим ответчиком по делу, а требования в части ремонта дороги и установки перил выполнены под путепроводом, при въезде в тоннель установлено искусственное освещение. Пояснил, что внутри тоннеля (путепровода) освещение установить не представляется возможным ввиду отсутствия технической возможности, о чем сообщил собственник сооружения (тоннеля) – ГЖД, просят в иске отказать.
Представитель МКУ ЦУГД ФИО5 исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска, указав, что обязательства исполнены.
Представитель МКУ «Благоустройство» в суде не присутствовал, в данных ранее пояснениях иск не признавал, указав на отсутствие правовых оснований.
Представитель ГЖД – Филиала ОАО РЖД в суде пояснил об отсутствии технической возможности оборудовать путепровод искусственным освещением.
Остальные участники процесса в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещались.
Руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания решений, действий (бездействий) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов административного истца (п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ).
В силу пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.7 вышеприведенной правовой нормы владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 9 ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ст.13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
По смыслу п. 2 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а также соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на органы исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Из материалов дела усматривается, что в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО <...>, утв. постановлением главы <...> от 09.02.2017г. ### входит автодорога 17-401 ОП МГ 07 377 под путепроводом на 192 км ПК 01+16 Владимирской дистанции пути местная дорога общего пользования 4 категории.
Данная автомобильная дорога является муниципальной собственностью.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ госинспектором ОГИБДД УМВД по <...> составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автодороги, согласно которому установлено повреждение дорожного покрытия (ямы – п. 5.2.4 ФИО7 50597-2017), отсутствие элементов конструкции дорожного ограждения (п. 6.5.2 ФИО7 50597-2017), отсутствие стационарного электрического освещения (п. 4.6.1.1 52766-2007).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес МКУ ЦУГД вынесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <...> письмом УЖКХ дан ответ, о включении спорной дороги в план работы МКУ «Благоустройство», МКУ ЦУГД на второе полугодие 2021 года.
В ходе судебного разбирательства выявленные недостатки дорожного покрытия, устранены, пешеходные ограждения установлены, что следует из материалов дела.
Уточнив иск, прокурор указал, что на спорном участке автодороги не установлено освещение.
При этом из дела видно, что на въезде в тоннель (путепровод) автодороги установлен фонарный столб.
Полагая требования выполненными, административным ответчиком указано, что по сообщению ГЖД (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) стационарное освещение внутри пролетных строений на опорах, тротуарах и перильных ограждениях установить невозможно технически, поскольку запрещено Инструкцией по содержанию искусственных сооружений от ДД.ММ.ГГГГ ###р.
В силу п. ДД.ММ.ГГГГ Инструкции по содержанию искусственных сооружений (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от ДД.ММ.ГГГГ N 2193/р) линии связи и другие железнодорожные коммуникации должны прокладываться на специальных мостиках, защищены от повреждения коробами и обеспечивать возможность беспрепятственного производства работ по ремонту и содержанию сооружений. Расположение коммуникаций внутри пролетных строений, на опорах, тротуарах и перильных ограждениях не допускается.
Между тем, на запрос суда о возможности оборудования освещения в тоннеле, от ГЖД поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ ### НР о готовности рассмотреть технические варианты освещения дороги.
Предъявляя в суд настоящие требования, истец указал на ненадлежащее содержание спорной автодороги в части отсутствия освещения, на непринятие ответчиком мер к устранению существенных недостатков дорожного полотна, что нарушает права граждан и юридических лиц.
Согласно статье 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования).
Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В силу статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Статьей 4 данного Федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090 (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу пункта 4.6.1.1 ФИО7 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение; на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут. и более; на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7; на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос; на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м; в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам по СНиП 32-04-97. Тоннели железнодорожные и автодорожные; под путепроводами, на дорогах I - III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м; на внеуличных пешеходных переходах; на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования <...>, которым, в частности, определен комплекс мероприятий в рамках ремонта, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.
МКУ «Центр управления городскими дорогами» в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Устава осуществляет только текущее содержание объектов внешнего благоустройства и уборку территории.
Проведение капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования в предмет деятельности МКУ «Центр управления городскими дорогами» не входит.
МКУ «Благоустройство» не представило доказательств установления освещения внутри путепровода, как того требует ГОСТ.
В силу ст. 227 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что администрацией <...>, несмотря на получение ей соответствующей информации, в течение длительного периода не устраняются недостатки по содержанию вышеуказанной дороги, что создает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, исходя из того, что неисполнение администрацией обязанности по надлежащему содержанию дороги не обеспечивает безопасность дорожного движения и не отвечает задачам в области безопасности дорожного движения, закрепленным в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения", что администрацией <...> допущено неправомерное бездействие в области осуществления дорожной деятельности.
Допустимых доказательств устранения недостатков по содержанию проезжей части спорной дороги материалы дела не содержат, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части обязать администрацию <...> принять меры по организации освещения в соответствии с пунктом 4.6.1.1 ФИО7 52766-2007 на участке автомобильной дороги по <...> спуск с идентификационным номером 17-401 ОП МГ 07 377 под путепроводом на 192 км ПК 01+16 Владимирской дистанции пути ГЖД – филиала ОАО РЖД – до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования прокурора об обязании провести ремонт дорожного покрытия, установить металлические пешеходные ограждения на тротуаре удовлетворению не подлежат ввиду добровольного исполнения в ходе разбирательства, что не опровергнуто.
Срок, в течение которого обязательства должны быть исполнены – до ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4.6.1.1 ░░░7 52766-2007 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <...> ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 17-401 ░░ ░░ 07 377 ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 192 ░░ ░░ 01+16 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ – ░░░░░░░ ░░░ ░░░ – ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░