Судья Болочагин В.Ю. адм. дело № 33а-24/2019 (№ 33а-15117/2018)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 15 января 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Шилова А.Е., Тукмакова П.А.,
при секретаре Сукмановой Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 9 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Царев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара об оспаривании решения.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка площадью 218,50 кв.м., расположенного по <адрес>
23.03.2018 он обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 218,50 кв.м., находящегося в его собственности, и земельного участка площадью 54 кв.м., государственная собственность на который не разграничена.
12.04.2018 Департаментом градостроительства городского округа Самара издано распоряжение № РД-479 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», то есть земельного участка с кадастровым №, находящегося в собственности Царева А.Н., и испрашиваемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, поскольку на указанной территории не утвержден проект планировки (межевания).
По мнению административного истца, распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 12.04.2018 № РД-479 является незаконным, поскольку правовые основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отсутствуют.
Ссылаясь на данные обстоятельства, Царев А.Н. просил суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 12.04.2018 № РД-479 и обязать департамент возобновить работу по заключению соглашения о перераспределении земельных участков и утверждению схемы расположения земельного участка общей площадью 272 кв.м., расположенного по <адрес>
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 9 октября 2018 года административный иск Царева А.Н. удовлетворен.
Признано не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Царева А.Н. распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 12.04.2018 № РД-479.
На Департамент градостроительства городского округа Самара возложена обязанность в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, принять решение по его заявлению от 23.03.2018 № СП-9/1414 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства городского округа Самара просит решение суда отменить как незаконное, постановленное ввиду неправильного применения норм материального права, указывает на то, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка – «индивидуальное жилищное строительство», не соответствует основным видам разрешенного использования для застройки иных видов (Ж-5).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента градостроительства городского округа Самара Баранова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель Царева А.Н. – адвокат Телеляев А.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 226 (часть 8) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.
Из материалов дела следует, что Цареву А.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 218,50 кв.м. с кадастровым № категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по <адрес> (л.д. 6, 9).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
23.03.2018 Царев А.Н. обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о перераспределении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым №, находящегося в его собственности (л.д. 48).
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 12.04.2018 № РД-479 Цареву А.Н. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по тем основаниям, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемому земельному участку, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.
Принимая данное решение, Департамент градостроительства городского округа Самара указал, что схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрен ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Основания для отказа в заключении соглашении о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
В оспариваемом распоряжении Департамент указал, что на основании Карты правового зонирования и действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, испрашиваемый Царевым А.Н. земельный участок расположен в зоне жилой застройки иных видов (Ж-5). Территориальная зона Ж-5 предназначена для развития жилья любого типа. Определение типа зоны будет произведено после утверждения проекта планировки (межевания) в этой зоне. На рассматриваемую территорию проект планировки (межевания) не утвержден.
Таким образом, территории, относящиеся к зоне Ж-5, предполагается использовать для жилой застройки какого-либо типа в соответствии с документами территориального планирования.
В силу пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.
Частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа содержит карту функциональных зон городского округа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон в правилах землепользования и застройки устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа. Функциональные зоны устанавливаются документами территориального планирования, в которых определяются их границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ).
Как видно из материалов дела, по данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 05.04.2018 № Д-05-10-01/1139, в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утверждённым Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, принадлежащий Цареву А.Н. на праве собственности земельный участок и испрашиваемый земельный участок расположены на территории существующей малоэтажной застройки индивидуальными домами с приусадебными участками (л.д. 53-54).
Таким образом, документами территориального планирования определён тип застройки для данной территории.
Административный истец испрашивает земельный участок для индивидуального жилищного строительства, что соответствует определённым Генеральным планом городского округа Самара параметрам соответствующей функциональной зоны.
Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Российской Федерации (часть 2 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).
Исходя из вышеприведенных норм закона, подготовка документации по планировке территории является обязанностью органа местного самоуправления.
Принимая во внимание, что расположение испрашиваемого земельного участка на территории существующей малоэтажной застройки индивидуальными домами с приусадебными участками подтверждено сведениями Генерального плана городского округа Самара, отсутствие документов по планировке территории, обязанность по подготовке которых возложена на административного ответчика, не может являться основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, учитывая вышеприведенные нормы права, и принимая во внимание, что распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 12.04.2018 № РД-479 противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд обоснованно признал его незаконным.
Доводы апелляционной жалобы Департамента градостроительства городского округа Самара об отсутствии утвержденного проекта планировки территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку в данном случае факт расположения образуемого в порядке перераспределения земель земельного участка в границах территории существующей малоэтажной застройки индивидуальными домами с приусадебными участками подтвержден сведениями, содержащимися в Генеральном плане городского округа Самара, утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара», который является документом территориального планирования.
Ссылка в апелляционной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 23.06.2017 по делу № 33а-8134/2017, не имеет правового значения для разрешения данного спора, поскольку указанный судебный акт не имеет преюдициального значения.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 9 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи