Дело № 2-245/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2017 года г. Иваново
Советский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.
при секретаре Смирновой Я.А.,
с участием представителя истца по доверенности Перепечиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново 07 марта 2018 года гражданское дело по иску Разиной Веры Геннадьевны к В. в лице законных представителей Петровой Татьяны Владимировны и Петрова Владимира Анатольевича о признании утратившим право пользования жилым помещением,
установил:
Разина В.Г. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению социальной защиты населения по городу Иваново, в обоснование которого указала, что является собственником домовладения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, на основании Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН. Ранее собственником указанной недвижимости являлась мать истца Е.Н.И., на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее в данном домовладении была зарегистрирована К.Т.А. (двоюродная сестра истца), у которой ДД.ММ.ГГГГ родился сын В. ДД.ММ.ГГГГ В. зарегистрирован в данном доме по месту жительства матери. К.Т.А. была лишена родительских прав, а несовершеннолетний В. был передан в организацию для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связь с ним утеряна. ДД.ММ.ГГГГ К.Т.А. умерла и была снята с регистрационного учета по указанному адресу. Истец неоднократно обращался в органы УМВД по Ивановской области по вопросу снятия с регистрационного учета несовершеннолетнего В., однако без законного представителя (который истцу неизвестен) и разрешения органов опеки снять с регистрационного учета истец самостоятельно не может. Из ответа Территориального управления социальной защиты населения по городу Иваново от 31 мая 2017 года следует, что прежде чем дать разрешение на снятие с регистрационного учета несовершеннолетнего им необходимо получить мнение законного представителя, однако ответ истцом не получен. Самостоятельно истец не может решить вопрос о снятии несовершеннолетнего с регистрационного учета. В судебном заседании судом с согласия представителя истца произведена замена ненадлежащего ответчика с Территориального управления социальной защиты населения по городу Иваново на В., в лице в лице законных представителей Петровой Татьяны Владимировны и Петрова Владимира Анатольевича. На основании изложенного, руководствуясь ст.292 ГК РФ, 31 ЖК РФ истец просит суд признать В. утратившим право пользования жилым помещение, расположенным по адресу: <адрес> снять В. с регистрационного учета по данному адресу.
Истец Разина В.Г. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Перепечина М.В. иск поддержала, указав, что основания для сохранения регистрации В. в спорном доме отсутствуют.
Ответчик В. и его законные представители Петрова Т.В. и Петров В.А. в суд не явились. Извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеются уведомления о вручении. В телефонограмме Петрова Т.В. просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление социальной защиты населения по городу Иваново, представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Луховицы, в суд своего представителя не направило. В материалы дела представлен письменный отзыв, из которого следует, что снятие несовершеннолетнего В. с регистрационного учета нарушит его права и законные интересы, так как он утратит право постоянной регистрации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Е.Н.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 18, оборот, 19-22).
Согласно домовой книге по вышеуказанному адресу зарегистрирован несовершеннолетний В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).
Мать В. К.Т.А., лишенная родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
В настоящее время на основании распоряжения Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району от 15 июля 2015 года №304 В. находится и воспитывается в приемной семье Петровой Т.В. и Петрова В.Э.
Полагая, что в связи с переходом права собственности на жилое помещение несовершеннолетний В. утратил право пользования им, истец обратилась в суд.
Суд считает требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилое помещение предназначено для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом (п. 2 ст.292 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.
Принимая во внимание, что истец является собственником жилого дома и земельного участка, несовершеннолетний В. членом семьи истца-нового собственника не является, соглашения о праве пользования между истцом и законными представителями В. не заключалось, регистрация ответчика нарушает права собственника и препятствует ему в реализации права владения, пользования и распоряжения домом, в связи с чем суд приходит к выводу, что ответчик В. в лице его законных представителей в силу ст. 292 ГК РФ утратил право пользования спорным жилым помещением.
Ссылка третьего лица на положения ст. 148 СК РФ судом отклоняется, так как в соответствии с требованиями закона проживающие или зарегистрированные в жилом помещении граждане не входят в круг законных членов семьи нового собственника объекта недвижимости, поэтому не имеют право пользования им, если соглашением с новым сособственником не установлено иное. Сам по себе факт регистрации несовершеннолетнего в жилом доме на момент приобретения объекта недвижимости в собственность истца в силу требований закона не сохраняет за ним право на проживание в жилом помещении вне зависимости от перехода права собственности к другому собственнику. Несовершеннолетний В. вселялся и был зарегистрирован в жилом помещении как несовершеннолетний ребенок К.Т.А., являвшейся членом семьи прежнего собственника Е.Н.И. и в силу требований закона его право пользования жильем самостоятельным не является, а в силу прямого указания закона является производным. В данном случае требованиями закона прямо установлен момент прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, поэтому переход права собственности является безусловным основанием для признания В. утратившим право пользования данным жилым помещением в связи с отсутствием соответствующего согласия истца. Доказательств того, что В. имеет право пользоваться жилым домом для проживания на основании договора либо иных законных основаниях, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не выявлено.
Согласно ч.4 ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Таким образом, положения ст.148 СК РФ к данному случаю не применимы и касаются лишь случаев, сохранения прав указанной категории граждан на жилые помещения, в которых они проживают (состоят на регистрационном учете) в качестве члена семьи собственника, нанимателя или являются собственниками жилого помещения.
Кроме того, согласно п.2 ст.20 ГК РФ - местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно п.3 Распоряжения Министерства образования Московской области от 28 сентября 2015 года №228-р местом жительства несовершеннолетнего В. определено с приемными родителями по адресу: <адрес>.
Таким образом, снятие несовершеннолетнего В. с регистрационного учета по спорному адресу его права и законные интересы не нарушает.
В этой связи является несостоятельной и ссылка третьего лица на п. 136 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года №288, так как не препятствует снятию указанной категории граждан с регистрационного учета в виду утраты права пользования жилым помещением на основании ч. 2 ст.292 ГК РФ.
Кроме того, согласно п.119 указанного регламента, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрируются по месту пребывания в специализированных учреждениях (образовательных, социального обслуживания населения, системы здравоохранения и других аналогичных учреждениях), а также в общежитиях и жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) или приемной семьей, в порядке, установленном Регламентом.
Законодательного запрета на регистрацию указанной категории граждан по месту жительства опекунов или попечителей законодательство не содержит.
Отсутствие регистрации по месту жительства не препятствует регистрации по месту пребывания (п.24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713).
Кроме того, в силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на несовершеннолетнего В. распространяется дополнительная социальная гарантия на однократное предоставление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место его жительства, благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
По смыслу п.1 ст.8 указанного закона жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., указывается, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа, в том числе по месту временного пребывания.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что несовершеннолетний В. должен быть признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Между тем, в силу ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.п. «е» п.31 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ № 713 от 17 июля 1995 года, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случаях выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Данные действия производятся по заявлению заинтересованного лица компетентным органом регистрационного учета в административном, то есть внесудебном порядке.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены, суд приходит к выводу, что оснований для вынесения отдельного решения о снятии несовершеннолетнего В. с регистрационного учета не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Разиной Веры Геннадьевны к В. в лице законных представителей Петровой Татьяны Владимировны и петрова Владимира Анатольевича о признании утратившим право пользования жилым помещением удовлетворить.
Признать В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для снятия В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.В. Маракасова
Решение в полном объеме изготовлено 07 марта 2018 года.