2-153/2022 (2-4040/2021;)
56RS0009-01-2021-005496-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2022 года г.Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе
председательствующего судьи Новодацкой Н.В.,
при секретаре Никитиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Северного округа города Оренбурга к муниципальному казенному учреждению «Комсервис» о признании действий неправомерными, исключении пунктов трудового договора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Северного округа города Оренбурга обратилась в суд с иском, указав, что Администрация осуществляет функции учредителя и главного распорядителя бюджетных средств МКУ «Комсервис» города Оренбурга (п.1.4 Устава), что дает право контроля за деятельностью учреждения в соответствии с законодательством РФ, муниципальными правовыми актами (п. 11 Устава).
Директор учреждения назначается на должность главой администрации Северного округа города Оренбурга. Распоряжением от 03.11.2020 г. <Номер обезличен>-кл на должность директора МКУ «Комсервис» назначен <ФИО>10, с которым заключен трудовой договор <Номер обезличен> от 03.11.2020.
В ходе проверки деятельности учреждения МКУ «Комсервис» выявлены факты нарушения администрацией учреждения положений локально-нормативных актов учреждения и действующего законодательства РФ.
Прием на работу работников производит директор учреждения по трудовым договорам, действующим в учреждении, условия которых одинаковые для всех работников. Численных работающих в учреждении - 220 человек. Однако директором учреждения в трудовые договоры 6 работников, принятых на работу в период с ноября 2020 г. по август 2021 г. неправомерно добавлен пункт следующего содержания: В случае расторжения трудового договора при отсутствии виновных действий работника выплачивается компенсация в размере трех средних месячных заработка».
Просит суд действия директора учреждения по внесению в трудовые договоры от 25.11.2020 <Номер обезличен>, от 27.10.2020 <Номер обезличен>, от 11.01.2021 <Номер обезличен>, от 19.01.2021 <Номер обезличен>, от 11.02.2021 <Номер обезличен>, от 23.08.2021 <Номер обезличен> условия выплаты компенсации в размере трех средних месячных заработка в случае расторжения трудового договора при отсутствии виновных действий работника признать не правомерными.
Обязать МКУ «Комсервис» исключить: п. 3.1 дополнительного соглашения <Номер обезличен> от 01.02.2021 к трудовому договору от 25.11.2020 <Номер обезличен>; п. 2.1. дополнительного соглашения <Номер обезличен> от 19.07.2021 к трудовому договору 27.10.2020 <Номер обезличен>; п.3.5 дополнительного соглашения <Номер обезличен> трудового договора от 11.01.2021 <Номер обезличен>; п.3.6 трудового договора от 19.01.2021 <Номер обезличен>; п.3.5 трудового договора от 11.02.2021 <Номер обезличен>; п.3.5 трудового договора от 23.08.2021 <Номер обезличен>.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Финансовое Управление администрации г. Оренбурга, Трофимов В.Ю., Погадаева Е.С., Мардалыева Е.В., Плотникова А.А., Бердников А.А., Бабков Д.И..
В судебном заседании представитель истца: Чикризов А.А., действующий на основании доверенности <Номер обезличен> от 10.01.2022 г. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МКУ «Комсервис»: Ефименко С.Ф., действующий на основании доверенности от 10.01.2022 г. против иска не возражала.
Представитель Финансового управления: Еремина Е.Е., действующая на основании доверенности <Номер обезличен> от 01.02.2020 г. с исковыми требованиями согласилась.
Третье лицо Трофимов В.Ю., против иска не возражал.
Третьи лица Погадаева Е.С., Мардалыева Е.В., Плотникова А.А., Бердников А.А., Бабков Д.И. в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Устава МКУ «Комсервис» создано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Оренбургской области, муниципальными правовыми актами, постановлением администрации <Номер обезличен> «Об изменении типа муниципального бюджетного учреждения «Комсервис» города Оренбурга».
Учреждение является некоммерческой организацией, осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «город Оренбург» по осуществлению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования (за исключением работ, отнесенных к полномочиям других структурных (функциональных) и территориальных органов администрации города Оренбурга), осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах округа (в соответствии с муниципальными правовыми актами), осуществлению мероприятий по охране окружающей среды, осуществлению работ по благоустройству и озеленению территории Северного округа города Оренбург в пределах выделенных бюджетных средств и в объеме установленного Учредителем муниципального задания.
Администрация Северного округа города Оренбурга осуществляет функции учредителя и главного распорядителя бюджетных средств МКУ «Комсервис» города Оренбурга (п.1.4 Устава), что дает право контроля за деятельностью учреждения в соответствии с законодательством РФ, муниципальными правовыми актами (п.11 Устава).
Директор учреждения назначается на должность главой администрации Северного округа города Оренбурга. Распоряжением от 03.11.2020 г. <Номер обезличен>-кл на должность директора МКУ «Комсервис» назначен <ФИО>10, с которым заключен трудовой договор <Номер обезличен> от 03.11.2020.
Судом установлено, что директором учреждения в трудовые договоры 6 работников, принятых на работу в период с ноября 2020 г. по август 2021 г. добавлен пункт следующего содержания: в случае расторжения трудового договора при отсутствии виновных действий работника выплачивается компенсация в размере трех средних месячных заработка.
Материалами дела подтверждается, что данный пункт содержится в трудовом договоре от 25.11.2020 <Номер обезличен>, заключенным с мастером участка, переведенным на должность начальника производственно-технического отдела Трофимовым В.Ю.(п.3.1 дополнительного соглашения <Номер обезличен> от 01.02.2021 к трудовому договору). В трудовом договоре от 27.10.2020 <Номер обезличен>, заключенным с заместителем главного бухгалтера, переведенной на должность главного бухгалтера Погадаевой Е.С.(п.2.1. дополнительного соглашения <Номер обезличен> от 19.07.2021 к трудовому договору).
В трудовом договоре от 11.01.2021 <Номер обезличен>, заключенным со специалистом по управлению персоналом, переведенным на должность специалиста по кадровому делопроизводству Мардалыевой Е.В. (п.3.5 дополнительного соглашения <Номер обезличен> трудового договора). В трудовом договоре от 19.01.2021 <Номер обезличен>, заключенным с заведующим складом Плотниковой А.А. (п.3.6 договора). В трудовом договоре от 11.02.2021 <Номер обезличен>, заключенным с агентом по снабжению Берниковым А.А. (п.3.5 договора). В трудовом договоре от 23.08.2021 <Номер обезличен>, заключенным с первым заместителем директора Бабковым Д.И. (п.3.5 договора).
Внесенный в вышеуказанные трудовые договоры дополнительный пункт касается компенсационных выплат.
Компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 165 ТК РФ, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно действующего трудового законодательства выплата работнику компенсаций, в том числе связанных с расторжением заключенного с ним трудового договора, должна быть предусмотрена законом или действующей в организации системой оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Любые компенсации, выплачиваемые работникам сверх предусмотренных законами или иными нормативными правовыми актами правил должны быть соразмерны тому фонду заработной платы, который имеется у предприятия и той прибыли, которая им получена. В противном случае бесконтрольность и экономически необоснованное определение таких выплат неизбежно приведут к нарушению прав других работников на получение заработной платы и негативно повлияют на деятельность организации в целом.
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Система оплаты груда для муниципальных учреждений города Оренбурга утверждена постановлением администрации города Оренбурга от 26.09.2016 <Номер обезличен>-п «Об утверждении Положения об установлении системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений города Оренбурга» (далее - Система оплаты труда).
Виды выплат стимулирующего характера и порядок их выплат определены в Системе оплаты труда и принятому в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Системой оплаты труда локальным нормативным актом (Положение об оплате труда работников муниципального казенного учреждения «Комсервис» города Оренбурга, утвержденное приказом муниципального казенного учреждения «Комсервис» от 28.12.2018 <Номер обезличен>).
Перечень указанных выплат является исчерпывающим. Выплаты, указанные в спорных пунктах трудовых договоров в них не поименованы как стимулирующие.
Согласно пункту 1.7 Постановления Системы оплаты труда размеры, порядок и условия доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющих от нормальных, определяются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Положением об оплате труда работников муниципального казенного учреждения «Комсервис» города Оренбурга, утвержденном приказом муниципального казенного учреждения «Комсервис» от 28.12.2018 <Номер обезличен>) выплаты работникам при увольнении в размере трех средних месячных заработка, также не предусмотрены.
Таким образом, судом установлено, что выплаты, указанные в спорных пунктах трудовых договоров отсутствуют в трудовом законодательстве и в иных нормативных правовых актах, содержащих трудовые права как компенсационные выплаты. Указанные выплаты отсутствуют и в локальном нормативном акте МКУ «Комсервис».
Предусмотренные трудовыми договорами дополнительные выплаты при увольнении работников в размере трех средних месячных заработка, по своей сути не носят компенсационного характера, поскольку не направлены на возмещение по своей сути указанным работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, в связи с чем суд приходит к выводу, что действия директора МКУ «Комсервис» по внесению в трудовые договоры от 25.11.2020 <Номер обезличен>, от 27.10.2020 <Номер обезличен>, от 11.01.2021 <Номер обезличен>, от 19.01.2021 <Номер обезличен>, от 11.02.2021 <Номер обезличен>, от 23.08.2021 <Номер обезличен> условий выплаты компенсации в размере трех средних месячных заработка в случае расторжения трудового договора при отсутствии виновных действий работника, являются не правомерными.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 25.11.2020 <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░ 27.10.2020 <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░ 11.01.2021 <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░ 19.01.2021 <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░ 11.02.2021 <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░ 23.08.2021 <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░:
- ░.3.1 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░ 01.02.2021 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 25.11.2020 <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░.░.;
- ░.2.1 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░ 19.07.2021 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 27. 10.2020 <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░.░.;
- ░.3.5 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 11.01.2021 <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.;
- ░.3.6 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 19.01.2021 <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
- ░.3.5 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 11.02.2021 <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
- ░.3.6 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 23.08.2021 <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.01.2022