Решение по делу № 2а-865/2018 от 29.10.2018

Административное дело № 2а-865/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Аскиз                                                                                         01 ноября 2018 года

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петрова И.М.,

с участием представителя административного ответчика Избирательной комиссии Республики Хакасия в лице Куюковой О.С.,

представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Аскизского района в лице Сайфуллина-Богатырева Р.Г.,

старшего помощника прокурора Аскизского района Республики Хакасия Кайдараковой К.В.,

при секретаре Торбостаевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коновалова В.О. к Избирательной комиссий Республики Хакасия, Территориальной избирательной комиссии Аскизского района о признании итогов голосования по выборам 09.09.2018 Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия на избирательных участках №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 недействительными,

У С Т А Н О В И Л :

Коновалов В.О., являясь кандидатом на должность Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Республики Хакасия, с учетом уточненных требований, в окончательной редакции просит признать итоги голосования по выборам 09.09.2018 Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия на избирательных участках №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 недействительными.

Заявленные требования административный истец мотивирует нарушениями избирательного законодательства, которые, по его предположению, имели место на избирательных участках Аскизского района №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240. Полагает, что участковыми избирательными комиссиями на указанных избирательных участках были сфальсифицированы итоги выборов с помощью систематического приписывания большего количества голосов избирателей кандидату от политической партии «Единая Россия» Зимину В.М. В обоснование данного довода административный истец ссылается на то, что на поименованных участках отсутствовали наблюдатели от политической партии «КПРФ», в связи с чем мог быть произведен «вброс» бюллетеней за кандидата Зимина В.М. По мнению административного истца, о фальсификации итогов голосования на вышеназванных избирательных участках свидетельствует соотношение количества голосов избирателей, отданных за кандидата Зимина В.М., на данных избирательных участках с количеством голосов избирателей, отданных за кандидата Зимина В.М., на других избирательных участках Аскизского района, где присутствовали наблюдатели и члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса от партии «КПРФ». Так, итоги голосования на территории Аскизского района (за Зимина В.М. - 5 193 голоса (43,38%), за Коновалова В.О. - 5048 голосов (42,17%)) существенно отличаются от итогов голосования на территории Республики Хакасия в целом (за Зимина В.М. - 51 771 голос (32,42%), за Коновалова В.О. - 71 553 голоса (44,81%)). Кроме того, административный истец указал, что члены участковых избирательных комиссий Аскизского района предлагали избирателям организованный выезд на избирательные участки при условии, что последние проголосуют за Зимина В.М. Поскольку вышеизложенные нарушения порядка голосования и установления итогов голосования на избирательных участках Аскизского района №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, Коновалов В.О. обратился в суд с настоящим административным иском.

Определением суда от 29.10.2018 к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечена Территориальная избирательная комиссия Аскизского района (далее по тексту ТИК Аскизского района).

Административный истец Коновалов В.О. и его представитель Сивирина М.В. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте его проведения, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Руководствуясь положениями части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствии административного истца Коновалова В.О. и его представителя Сивириной М.В.

В судебном заседании представитель административного ответчика Избирательной комиссии Республики Хакасия Куюкова О.С. административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, пояснив, что доводы административного истца носят предположительный характер, жалоб при проведении выборов на данных избирательных участках не поступало ни в Избирательную комиссию Республики Хакасия, ни в правоохранительные органы республики.

Представитель административного ответчика ТИК Аскизского района Сайфуллин-Богатырев Р.Г. административный иск также не признал, просил в его удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции представитель административного ответчика указал на то, что каких-либо жалоб на нарушения при подсчете голосов и установлении итогов голосования не поступало, доводы административного истца основаны на предположениях. Кроме того, представитель ответчика обратил внимание на то, что, несмотря на отсутствие при проведении выборов на вышеперечисленных избирательных участках наблюдателей от политической партии «КПРФ», на большинстве избирательных участках в составе участковых избирательных комиссий были члены с правом решающего голоса, назначенные от политической партии «КПРФ», а также от других политических партий, которые не высказали особых мнений при подписании протоколов об итогах голосования, жалоб не подали.

Старший помощник прокурора Аскизского района Республики Хакасия Кайдаракова К.В. считает административное исковое заявление Коновалова В.О. необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать; и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

В соответствии с частью 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Из материалов дела следует, что 09.09.2018 в Республике Хакасия проведены выборы Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 11.09.2018 № 84/579-7 выборы Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия признаны состоявшимися и действительными (пункт 1).

Согласно протоколу Избирательной комиссии Республики Хакасия от 11.09.2018 о результатах выборов 09.09.2018 Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата, имеет следующие значения: Коновалов В.О. - 71 553 голоса, Зимин В.М. - 51 771 голос, Филягин А.Н. - 17 930 голосов, Мяхар А.В. - 10 551 голос.

Поскольку ни один из зарегистрированных кандидатов на должность Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, Избирательной комиссией Республики Хакасия принято решение об уведомлении зарегистрированных кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей, о проведении повторного голосования при предоставлении письменных заявлений зарегистрированных кандидатов о согласии на проведение по их кандидатурам повторного голосования (пункт 2 Постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 11.09.2018 №84/579-7).

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 14.09.2018 № 85/582-7 на 23.09.2018 назначено повторное голосование на выборах Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, - Зимину В.М. и Коновалову В.О.

Заявлением от 21.09.2018 кандидат Зимин В.М. снял свою кандидатуру.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 22.09.2018 № 90/617-7 аннулирована регистрация кандидата на должность Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия Зимина В.М.; повторное голосование, назначенное на 23.09.2018, отменено.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 22.09.2018 № 90/618-7 на 07.10.2018 назначено повторное голосование на выборах Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, кандидаты Коновалов В.О. и Филягин А.Н.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 03.10.2018 № 96/640-7 аннулирована регистрация кандидата на должность Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия Филягина А.Н. повторное голосование, назначенное на 07.10.2018, отменено.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 04.10.2018 № 97/641-7 на 21.10.2018 назначено повторное голосование на выборах Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, кандидаты Коновалов В.О. и Мяхар А.В.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 16.10.2018 № 102/663-7 аннулирована регистрация кандидата на должность Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия Мяхара А.В.; повторное голосование, назначенное на 21.10.2018, отменено.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 16.10.2018 № 102/664-7 на 11.11.2018 назначено повторное голосование на выборах Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия по одной кандидатуре Коновалова В.О.

Административный истец Коновалов В.О. полагая, что при проведении выборов 09.09.2018 Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия было нарушено его право быть избранным, в связи с нарушением порядка голосования и установления итогов голосования на избирательных участках Аскизского района № 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240, не позволяющими с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, обратился в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Хакасия от 28.06.2012 №52-ЗРХ «О выборах Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия» (далее - Закон Республики Хакасия от 28.06.2012 № 52-ЗРХ) участковая избирательная комиссия проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке и передает протокол об итогах голосования в территориальную избирательную комиссию.

В силу части 1 статьи 61 Закона Республики Хакасия от 28.06.2012 № 52-ЗРХучастковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, который должен соответствовать требованиям части 2 данной статьи.

Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией предусмотрен статьей 62 Закона Республики Хакасия от 28.06.2012 № 52-ЗРХ.

Согласно данному Порядкупосле проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а его копии выдаются лицам, указанным в части 6 статьи 18 данного Закона. Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после подписания указанными лицами. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Первый экземпляр протокола об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения данного Закона, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры.

На основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, в том числе переданных по техническим каналам связи из участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом вправе присутствовать лица, указанные в части 6 статьи 18 Закона Республики Хакасия от 28.06.2012 № 52-ЗРХ(часть 1 статьи 63 Закона Республики Хакасия от 28.06.2012 № 52-ЗРХ).

Представленные в материалы дела административным ответчиком ТИК Аскизского района протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования по избирательным участкам №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 отвечают требованиям, предъявляемым названными правовыми нормами. Указанные протоколы подписаны председателями участковых избирательных комиссий, их заместителями, секретарями и всеми членами комиссии. Каких-либо жалоб на нарушения при подсчете голосов и подведении итогов выборов не поступало, особых мнений не высказывалось.

При этом, суд принимает во внимание доводы представителя административного ответчика ТИК Аскизского района о том, что несмотря на отсутствие при проведении выборов на оспариваемых избирательных участках наблюдателей от политической партии «КПРФ», только на трёх избирательных участках (№№ 216, 223, 224) Хакасское региональное отделение Политической партии «КПРФ» не было представлено в составе участковых избирательных комиссий своими представителями, на остальных избирательных участках (№№ 200, 203, 204, 207-215, 217-221, 225, 238-240) в составе участковых избирательных комиссий были члены с правом решающего голоса, назначенные от указанной политической партии - ХРО ПП «КПРФ».

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что сведения, отраженные в протоколах вышеперечисленных участковых избирательных комиссий, об итогах голосования полностью соответствуют данным, указанным в протоколе и сводной таблице к нему ТИК Аскизского района об итогах голосования на территории Аскизского района по выборам 09.09.2018 Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия.

Нарушений порядка голосования и установления итогов голосования судом не выявлено.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П, следует, что не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.01.2002 № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Заявляя требования о признании итогов голосования по выборам 09.09.2018 Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия на избирательных участках № 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 недействительными, административный истец конкретных обстоятельств, перечисленных в пункте 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ, не привел.

Изложенные в административном иске доводы административного истца о допущенных участковыми избирательными комиссиями нарушениях действующего законодательства какими-либо доказательствами не подтверждены, основаны на предположениях без предоставления сведений, позволяющих объективно проверить указанные факты и соотнести их с выявленной волей избирателей по результатам проведенного голосования.

Поскольку нарушений, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания итогов голосования по выборам 09.09.2018 Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия на избирательных участках № 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 недействительными.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Коновалова В.О. к Избирательной комиссий Республики Хакасия, Территориальной избирательной комиссии Аскизского района о признании итогов голосования по выборам 09.09.2018 Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия на избирательных участках №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 недействительными.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.

Судья Аскизского районного суда                    И.М. Петров

Мотивированное решение изготовлено и подписано 01.11.2018

Судья Аскизского районного суда           И.М. Петров

КОПИЯ ВЕРНА

Судья: И.М. Петров

2а-865/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коновалов Валентин Олегович
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Аскизского района
Избирательная комиссия Ресупблики Хакасия
Суд
Аскизский районный суд Республики Хакасия
Дело на странице суда
akzisky.hak.sudrf.ru
29.10.2018Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
29.10.2018Передача материалов судье
29.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2018Подготовка дела (собеседование)
30.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2018Судебное заседание
01.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2018Дело оформлено
28.12.2018Дело передано в архив
01.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее