Судья Чеглакова И.В. |
№33-3794/2015 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2015 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.
судей Степановой Т.Г., Злобина А.В.
при секретаре Чаловой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 июля 2015 г. по иску Бабкина Д. Г. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о возложении обязанности по восстановлению сведений в государственном кадастре недвижимости.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бабкин Д.Г. обратился в суд с иском по тем основаниям, что постановлением управляющего администрации (.....) № от (...). (...) был предоставлен в аренду земельный участок общей площадью (...) га. (...) г. между (...). и администрацией (.....) был заключен договор аренды № сроком на (...) лет. (...) г. при уточнении границ земельного участка, предоставленного (...)., были образованы два новых участка с кадастровыми номерами (...) площадью (...) кв.м и (...), площадью (...) кв.м. Между (...). и администрацией Лахденпохского муниципального района на основании постановления администрации № от (...) г. был заключен договор аренды вышеуказанных земельных участков № от (...) г. сроком до (...) г. (...) г. постановлением администрации Лахденпохского муниципального района № (...). были предоставлены в аренду сроком на (...) лет земельные участки с кадастровыми номерами (...) и (...), расположенные по адресу: Республика Карелия, (.....), район (.....). (...) г. между (...) и администрацией Лахденпохского муниципального района был заключен договор аренды земельных участков №. Данный договор прошел государственную регистрацию (...) г., номер регистрации (...). (...) г. между (...) и Бабкиным Д.Г. заключен договор уступки права аренды земельных участков. Данный договор также прошел государственную регистрацию (...) г., номер регистрации (...). (...) г. Бабкиным Д.Г. и Гинзбург И.И. заключено соглашение о переуступке указанных земельных участков. Соглашение о переуступке земельных участков было направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия. (...) г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия исх.№ уведомило о приостановлении государственной регистрации. Основанием для приостановлении государственной регистрации послужило снятие с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами (...) и (...), о чем ранее известно не было. Истец полагает, что снятие с кадастрового учета земельных участков препятствует их использованию, что является нарушением прав Бабкина Д.Г., а поэтому сведения в государственном кадастре недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами (...) и (...) должны быть восстановлены. Истец указывает, что уведомление об аннулировании сведений о земельных участках он не получал и об этом стало известно только после получения (...) г. уведомления о приостановлении государственной регистрации. Истец, ссылаясь на п.п.4 п.2 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ), ст.16, ч.1 ст.25, ч.9 ст.4, ч.4 ст.24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее в т.ч. Закон о кадастре), ст.ст.2, 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", просил восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами (...) и (...), площадью (...) кв.м и (...) кв.м. соответственно, расположенных по адресу: Республика Карелия, (.....), район (.....), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под сенокошение и пастбище.
Решением суда иск Бабкина Д.Г. удовлетворен. Суд восстановил в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами (...) и (...), площадью (...) кв.м и (...) кв.м соответственно, расположенных по адресу: Республика Карелия, (.....), район (.....), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под сенокошение и пастбище. В удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия отказано.
С решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Кондратьева А.М. просит решение отменить, принять новое решение об отказе в иске. В обоснование жалобы указывает, что при рассмотрении дела были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, соответствующей оценки фактам, имеющим значение для дела, не было дано, при рассмотрении гражданского дела судом были существенно нарушены нормы материального, процессуального права. Отмечает, что временный характер сведений о земельных участках с кадастровыми номерами (...), (...) истек в период, когда регистрация прав в отношении них произведена не была. Так, государственная регистрация права была осуществлена в (...) г., т.е. после аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости (далее в т.ч. ГКН) сведений об указанных земельных участках (после (...) г.). Ссылаясь на положение ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указывает, что государственная регистрация права в отношении объекта недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, не допускается в соответствии с требованиями действующего законодательства. Полагает, что решением суда фактически ответственность за проведение государственной регистрации прав на не учтенные земельные участки в ГКН, возложена на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра", несмотря на то, что филиал прав и законных интересов истца не нарушал, сведения о земельных участках с кадастровыми номерами (...), (...) были аннулированы и исключены из ГКН до первоначального приобретения права на указанные земельные участки. Полагает, что выводы суда противоречат законодательству, действовавшему на момент осуществления кадастрового учета, которые содержали императивную норму, обязывающую орган кадастрового учета аннулировать и исключать сведения о земельных участках по истечении двух лет со дня их постановки на учет при отсутствии государственной регистрации права на них.
Кроме того, считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, устанавливающие правила территориальной подсудности. Поскольку исковые требования направлены на восстановление имущественного права истца на объекты недвижимого имущества, полагает, что к настоящему спору применимы правила об исключительной подсудности, в связи с чем указанный спор должен был быть рассмотрен по месту нахождения земельных участков, а именно, в Лахденпохском районном суде.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Кондрашина С.А., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала.
Представитель истца Зырянов Д.А., действующий на основании доверенности, относительно доводов жалобы возражал.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены.
Заслушав представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Статья 3 Закона о кадастре определяет, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные Законом о кадастре полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В целях применения установленных данным Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В силу ч.1 ст.7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе виде объекта недвижимости; кадастровом номере и дате внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; местоположении границ объекта недвижимости; его площади.
Таким образом, по смыслу приведенных положений закона правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который могут быть зарегистрированы и возникают у конкретного лица по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости.
Согласно отзыву ФГБУ "ФКП Росреестра" сведения о земельных участках с кадастровыми номерами (...), (...) были внесены в государственный кадастр недвижимости (...) г. решением Управления Роснедвижимости по РК № по результатам рассмотрения заявления от (...) г. № о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, описания земельных участков от (...) г., подготовленного ООО "(...)", представленные документы были направлены на осуществление кадастрового учета вновь образованных земельных участков.
Постановлением администрации Лахденпохского муниципального района № от (...) г. (...). были предоставлены в аренду сроком до (...) г. земельные участки с кадастровыми номерами (...) и (...), площадью (...) кв.м и (...) кв.м соответственно, расположенные по адресу: Республика Карелия, (.....), район (.....). (...) г. заключен договор аренды вышеуказанных земельных участков № сроком до (...) г.
(...) г. постановлением администрации Лахденпохского муниципального района № (...) были предоставлены в аренду сроком на (...) лет земельные участки с кадастровыми номерами (...) и (...), общей площадью (...) кв.м и (...) кв.м соответственно, расположенные по адресу: Республика Карелия, (.....), район (.....).
(...) г. между (...) и администрацией Лахденпохского муниципального района на основании постановления администрации № от (...) г. заключен договор аренды земельных участков №, (...) г. произведена государственная регистрация аренды, номер регистрации (...).
(...) г. между (...) и Бабкиным Д.Г. подписан договор уступки прав аренды земельных участков по договору аренды №, (...) г. в ЕГРП внесена запись о государственной регистрации аренды, номер регистрации (...).
Согласно отзыву Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (...) г. в соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация договора от (...) г. (Соглашение об уступке прав требования по договору (договор о передаче прав и обязанностей)) земельных участков с кадастровыми номерами (...) и (...), документы на которую были представлены (...) г., была приостановлена по решению государственного регистратора на срок до (...) г., поскольку земельные участки с кадастровыми номерами (...) и (...) сняты с государственного кадастрового учета (...) г.
Согласно ч.1 ст.25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные ч.4 ст.24 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.9 ст.4 Закона о кадастре сведения, которые носят временный характер, до утраты ими в установленном настоящим Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В силу ч.4 ст.24 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РК № от (...) г. были аннулированы и исключены из ГКН сведения о земельных участках, поскольку они имели временный характер и в течение двух лет со дня постановки на государственный кадастровый учет не поступили сведения о регистрации прав в отношении данных объектов.
В силу положений ст.16 Закона о кадастре и ст.6 ЗК РФ аннулирование и исключение из ГКН сведений о спорных земельных участках, носящих временный характер, влечет прекращение их существования как объектов земельных отношений, при этом обращение с новым заявлением о постановке земельных участков на кадастровый учет не восстанавливает ранее существовавшие объекты права, поскольку при образовании новых земельных участков они будут иметь иные уникальные характеристики. Подобная ситуация нарушает права истца.
При этом, в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ст.12 данного Закона права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" его государственного учета.
При указанных обстоятельствах, поскольку государственная регистрация аренды на земельные участки с кадастровыми номерами (...), (...) была осуществлена, спорные участки являлись предметом сделок, действительность которых не оспорена, то есть указанные объекты фактически не прекратили своего существования как объекты гражданских прав, используются в тех же границах, в которых были образованы и предоставлены в аренду (...)., который уступил право аренды Бабкину Д.Г., суд пришел к правильному выводу о том, что восстановление прав истца с учетом обстоятельств дела может быть достигнуто только путем восстановления в ГКН сведений о земельных участках и удовлетворил иск.
Довод апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права, в части подсудности спора, был предметом оценки в суде первой инстанции и правомерно не принят, поскольку спор о праве на земельные участки с кадастровыми номерами (...), (...) отсутствует, требования направлены на восстановление сведений о земельных участках в государственном кадастре недвижимости и не связаны с возникновением либо прекращением прав.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 июля 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи