гражданское дело № 2-381/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Богородское 20 ноября 2018 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Вьюшиной И.И.,
при секретаре судебного заседания Зайдуллиной О.М.,
с участием заместителя прокурора района Кузнецова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Прокурора Ульчского района Хабаровского края в защиту неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
08.10.2018 Прокурор района Савин К.П., обратился в Ульчский районный суд Хабаровского края с выше указанным заявлением в соответствии с которым просит обязать ответчика заключить договор с соответствующими лицензированными организациями на транспортировку и последующую утилизацию принятых от населения ламп. В обосновании заявления указав, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в части сбора, хранения, транспортировки утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп. По результатам которой установлено, что администрацией ответчика договор на транспортировку и последующую утилизацию данных ламп не заключен. Что в соответствии с требованиями природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, находящихся на территории данного сельского поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Представитель ответчика, в лице Главы сельского поселения Администрация сельского поселения Калинин А.Ю., о времени и месте рассмотрения данного деда извещен надлежащим образом в установленном законом порядке. В адрес суда направил отзыв на исковое заявление, согласно которого ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 утвердившее Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, которыми установлен порядок обращения с указанными отходами производства и потребления, указал, что сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации, считает требованиям прокурора не законными. В обосновании своих доводов указав, что во исполнение требований федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, администрацией сельского поселения «Село Богородское» проведены следующие мероприятия: - Постановлением от 12.10.2018 № 105 «Об утверждении Порядка организации сбора отработанных ртутьсодержащих (люминесцентных) ламп на территории сельского поселения «Село Богородское» утверждены Порядок сбора, накопления и транспортирования ртутьсодержащих отходов на территории сельского поселения «Село Богородское», Инструкция по сбору, хранению, учету, сдаче и перевозке отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц осуществляется путем размещения информации на стенде в здании администрации, на официальном сайте администрации сельского поселения в сети Интернет, в газете «Богородский вестник». По этим основаниям, считает, что требования прокурора о заключении договора с лицензированной организацией на сбор, транспортировку и последующую утилизацию ртутьсодержащих ламп противоречит действующему законодательству. Просил дело рассмотреть без его участия.
В судебном заседании Кузнецов А.В., поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Указав что, позиция ответчика является ошибочной, основанной на неправильном понимании норма материального права. Кроме того, данная позиция противоречит представленному ответчиком Порядку, Инструкции утвержденных от 12.10.2018 г., одним из условий которого является запрет на самостоятельное обезвреживание, и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями, размещение отработанных ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки, осуществляется на основании договора заключенного со специализированными организациями. Однако такого договора ответчик не представил. Следовательно, на день рассмотрения данного дела, требования Прокурора не исполнены.
Выслушав доводы Кузнецова А.В., рассмотрев материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Согласно ст.ст. 18, 55, 45 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со ст. 45 ГПК ПРФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно предмета рассматриваемого иска, прокурор не оспаривает имущественные права третьих лиц, в своем заявлении, а просит обязать ответчика провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральным Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих
муниципальных районов.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (ч. 3 ст. 14)
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Oб отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправление городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений; в п. 2 - к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Законом Хабаровского края от 24.11.2014 № 16 за сельскими поселениями Хабаровского края закреплен вопрос, предусмотренный пунктом 15 Федерального закона 131-ФЗ, т.е. участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Согласно которых, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами (п. 3 Правил).
Согласно пункта 4 вышеуказанных Правил, потребители ртутьсодержащих ламп, то есть юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-IV класса опасности, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. При этом накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) обязаны использовать тару (п. 7 Правил).
В силу пункта 8 указанных Правил органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Согласно пункта 9 данных Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации.
Согласно ст. 4, ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении й о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» люминесцентные и энергосберегающие лампочки отнесены к веществам 1 класса опасности. Согласно требованиям, ГОСТ 1639-93 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Технические условия», утверждённого постановлением Госстандарта России от 24.06.1999 № 197, ртутьсодержащие отходы должны храниться в специальных герметически закрывающихся емкостях.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы сельского поселения «Село Богородское» от 07.06.2011 № 21 «Об организации сбора, накопления и транспортирования
ртутьсодержащих отходов на территории сельского поселения «Село Богородское» размещен на официальном сайте администрации сельского поселения «Село Богородское», утвержден порядок сбора, накопления и транспортирования ртутьсодержащих отходов на территории сельского поселения. Информация о порядке осуществления сбора отработанных ртутьсодержащих ламп размещается: в местах массового пребывания людей, в социальных сетях, на стенде в здании администрации сельского поселении «Село Богородское». По результату проведенной проверки, Прокуратурой района установлено, что в соответствии с Планом мероприятий по организации сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Ульчского муниципального района, утвержденным постановлением главы района от 29.01.2011 № 1-па, во всех сельских поселениях района разработаны утверждены нормативные правовые акты «Об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения». На основании, которого, руководствуясь принятыми нормативными правовыми актами, администрациям сельских поселений района рекомендовано: самостоятельно организовать пункты приема отработанных ртутьсодержащих ламп от населения; заключить договора с соответствующими лицензированным организациями на сбор и последующую утилизацию принятых от населения ламп; разработать и утвердить типовую инструкцию по обращении ртутьсодержащими лампами поселения; рекомендовать всем юридическим лицам, осуществляющий деятельность на территории подконтрольного сельского поселения заключить договора с соответствующими лицензированными организациями на сбор и последующую утилизацию данных отходов; проинформировать население о правилах эксплуатации, порядке приема и утилизации ртутьсодержащих ламп. Однако Администрацией ответчика соответствующий договор не заключен.
В судебном заседании установлено, что Администрацией ответчика Постановлением от 12.10.2018, утвержден Порядок сбора отработанных ртутьсодержащих (люминесцентных) ламп на территории сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края. Который разработан в целях обеспечения экологического и санитарно- гигиенического благополучия населения, предотвращения вредного воздействия отработанных ртутьсодержащих отходов на здоровье человек, животных, растений и окружающую среду. По этим основаниям одним из требований данного порядка Глава сельского поселения установил запретна самостоятельное обезвреживание использование и транспортирование и размещение отработанных ламп потребителями, поскольку данную обязанность на размещение отработанных ламп в целях обезоруживания и последующей их приработки возложил на специализированные организации. Которые согласно данного Порядка осуществляют сбор данных ламп у потребителей (п. 2.4, 2.5, 4.1 п. 5, Порядка от 12.10.2018). Этим же числом, по обращению с отходами 1 класса опасности, ответчиком утверждена Инструкция, в соответствии с которой установлено, что передача отработанных ртутьсодержащих ламп на обезвреживание (демеркуризацию) осуществляется в соответствии с договором, заключенным со специализированным предприятием, имеющим лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке опасных отходов. Установлен прямой запрет на уничтожение, выброс в контейнер с твердыми бытовыми отходами или передача отработанных ртутьсодержащих ламп, подлежащих демеркуризации физическим или юридическим лицам, не имеющим лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; размещение отработанных ртутьсодержащих ламп на полигонах и свалках твердых бытовых отходов (Гл. VIII Инструкции).
Вместе с этим, договор между Администрацией сельского поселения ответчика и соответствующей организацией, имеющей лицензию на предоставление услуг в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия путем сбора, транспортирования и обезвреживания ртутьсодержащих отходов суду не представлен.
В результате бездействия ответчика нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную среду. Кроме того, неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, находящиеся на территории сельского поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Поскольку проведение ответчиком мероприятий по вынесению Постановления от 12.10.2018 № 105 «Об утверждении Порядка организации сбора отработанных ртутьсодержащих (люминесцентных) ламп на территории сельского поселения «Село Богородское», утверждению Порядка сбора, накопления и транспортирования ртутьсодержащих отходов на территории сельского поселения «Село Богородское»,
Инструкция по сбору, хранению, учету, сдаче и перевозке отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц осуществляется путем размещения информации на стенде в здании администрации, на официальном сайте администрации сельского поселения в сети Интернет, в газете «Богородский вестник», носят исключительно информационный характер а не возлагают исполнение установленного порядка на конкретную организацию имеющую соответствующую лицензии по работе с отходами ртутьсодержащих отходов.
Доводы ответчика том, что требования прокурора о заключении договора с лицензированной организацией на сбор, транспортировку и последующую утилизацию ртутьсодержащих ламп противоречит действующему законодательству, суд находит ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих отношения в области природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства. Кроме того, данная позиция ответчика основана вопреки Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 утвердившего Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, которыми установлен порядок обращения с указанными отходами производства и потребления. В соответствии с которым установлено, что сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации. Кроме того, на данный Порядок в обоснованность своих доводов сослался ответчик в своих возражениях на требования Прокурора.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проведя анализ юридически значимых обстоятельств по данному делу, исследовав представленные доказательства в их совокупности, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства суд приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора Ульчского района подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ульчского района Хабаровского края – удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края, заключить договор с соответствующими лицензированными организациями на сбор транспортировку и последующую утилизацию ртутьсодержащих ламп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированная часть решения составлена 23.11.2018.
Судья подпись И. И. Вьюшина
<данные изъяты>
<данные изъяты> Подлинник решения подшит в дело № 2-381/2018 и хранится в Ульчском районном суде Хабаровского края.
Судья И.И. Вьюшина