Решение по делу № 2-10844/2015 от 03.08.2015

Дело № 2-10844-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                08 сентября 2015 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Васильевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Горохова Е.А. об оспаривании решения комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Горохов Е.А. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Заявитель состоял в республиканском Реестре ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ____ 2005 года. Решением комиссии от ____ 2011 года по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета, заявитель исключен из указанного Реестра на основании подп. «ж» п.8.5 Порядка предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) от 25 мая 2006 года №226. По мнению заявителя, указанное решение комиссии об исключении его из Реестра, принято до вступления в силу изменений, внесенных в Порядок Постановлением Правительства РС (Я) от ____ 2011 года, опубликованных ____ 2011 года. Решение комиссии является незаконным и необоснованным, кроме того и потому, что заявитель встал на учет как инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий ____ 1987 года, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ. В решении комиссии конкретно не указаны, какие именно нормативные правовые акты РФ явились основанием для исключения заявителя из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, чем нарушены права и свободы заявителя, как инвалида. Просил признать незаконным решение Комиссии по предоставлению социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета от ____ 2011 года об исключении Горохова Е.А. из республиканского Реестра ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ____ 2005 года. Восстановить Горохова Е.А. в Реестре ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ____ 2005 года.

В судебном заседании заявитель Горохов Е.А. и его представитель Горохов А.А. требования поддержали в полном объеме, пояснили о том, что заявитель состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, основание отказа подп. «ж» п.8.5 Порядка признан недействующим и утратил силу.

Представитель Правительства РС (Я) по доверенности Петров А.Ю. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении. Пояснил о том, что нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий не подтверждена, жилищные условия заявителя являются удовлетворительными.

Представитель Министерства труда и социальных отношений РС (Я) по доверенности Федорова Т.Д. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления отказать, заявителем пропущен процессуальный срок обращения в суд, пояснила о том, что ГКУ РС (Я) «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при Министерстве труда и социального развития РС (Я)» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в их полномочия не входит принятие решений об отказе в предоставлении социальной выплаты.

ГКУ РС (Я) «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при Министерстве труда и социального развития РС (Я)», Окружная администрация г.Якутска о времени и месте судебного заседания извещены, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в соответствии с. 2 ст.257 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что заявитель Горохов Е.А. с настоящим заявлением об оспаривании решения комиссии от ____ 2011 года обратился в суд ____ 2012 года, таким образом, установленный ч.1 ст.256 ГПК РФ срок заявителем при обращении в суд пропущен.

Вместе с тем, в соответствии со ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Установлено, что Горохов Е.А. является инвалидом первой группы бессрочно, у него отсутствуют кисти обеих рук, указанные обстоятельства установлены при рассмотрении настоящего дела.

Также установлено, что заявитель ____ 2011 года и ____ 2011 года заключал соглашения с адвокатами об оказании юридической помощи для оспаривания решения Комиссии от ____ 2011 года, которая ему не была оказана, что достоверно подтверждено сообщениями Адвокатской палатой РС (Я) о применении мер дисциплинарного взыскания за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката.

Данные обстоятельства, исходя из абз.4 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 № 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде кассационной инстанции», могут быть отнесены к уважительной причине пропуска процессуального срока.

Таким образом, установлено, что самостоятельное обращение в суд для заявителя в силу его инвалидности затруднительно, установленный законом процессуальный срок им пропущен ввиду юридической неграмотности и отсутствия квалифицированной юридической помощи. Данные обстоятельства были приняты во внимание при рассмотрении и удовлетворении кассационной жалобы Горохова Е.А. Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ от 20 мая 2015 года.

При таких обстоятельствах, суд принимает во внимание уважительность причины пропуска заявителем процессуального срока, в связи с этим, доводы о его пропуске, не принимаются.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Указанное заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.

Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Установлено, что Постановлением Правительства РС (Я) от 25 мая 2006 года №226 утвержден Порядок предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета.

Данным Порядком определены правила обеспечения жильем ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Разрешение вопросов предоставления мер социальной поддержки осуществляется Комиссией, созданной Правительством РС (Я) и состав которой утверждается распоряжением Правительства РС (Я) (п.8 Порядка). При этом, Комиссия, кроме того, принимает решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, в частности, в случае отсутствия оснований для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (подп. «ж» п.8.5 Порядка).

Распоряжением Правительства РС (Я) от 17 марта 2010 года №213-р утвержден состав Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, Комиссия выражает волю и действует от имени Правительства РС (Я), которое является органом государственной власти, соответственно, публичные отношения возникли между заявителем и Правительством РС (Я).

Оспариваемым решением Комиссии по предоставлению социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета от ____ 2011 года, Горохов Е.А. исключен из республиканского Реестра ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, граждан, на основании подп. «ж» п.8.5 Порядка, в связи с отсутствием оснований для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральным законодательством. Согласно Выписке из Протокола причина исключения – 2-комнатная квартира в КПД, площадь 46,1 кв.м., состав семьи 4 чел., учетная норма 9 кв.м. В акте заключения комиссии – жилищные условия удовлетворительные.

Вместе с тем, установлено, что по заявлению Горохова Е.А. определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2013 года по делу № 74-АПГ13-26 признан недействующим подпункт «ж» пункта 8.5 Порядка, послуживший основанием для принятия оспариваемого решения комиссии от 29 апреля 2011 года.

Постановлением Правительства РС (Я) от 25 декабря 2013 года №465 признан утратившим силу подпункт «ж» пункта 8.5 Порядка предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением правительства РС (Я) от 25 мая 2006 года №226.

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2013 года установлено следующее. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части 1 статьи 17 предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. При этом федеральный законодатель установил в части 2 названной статьи, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 названного Федерального закона, которая в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами РФ. Анализ приведенных законоположений в системном единстве с нормами жилищного законодательства, регламентирующими порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, свидетельствуют о том, что перечень оснований отказа в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, являющейся согласно пункту 2 Порядка формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, должен быть исчерпывающим и предусматривать конкретные фактические обстоятельства, являющиеся препятствием для реализации инвалидом предоставленного федеральным законодательством права на жилье. Содержание подпункта «ж» пункта 8.5 Порядка названным критериям не соответствует, поскольку в отличие от остальных подпунктов в нем отсутствуют конкретные основания для отказа в предоставлении социальных выплат для приобретения жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. Оспариваемое положение регионального правового акта носит неопределенный характер, не отвечает общеправовым критериям определенности, ясности и вызывают неоднозначное толкование.

Данные обстоятельства имеют значение при рассмотрении настоящего дела, поскольку устанавливают обстоятельства, влияющие на права сторон в настоящем деле, в частности, заявителя.

В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. При рассмотрении Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2013 года участвовали и Горохов Е.А. и Правительство РС (Я), в связи с этим установленные обстоятельства, для них обязательны и не подлежат оспариванию.

При этом, доводы стороны ответчика о том, что данным определением ВС РФ установлено, что подпункт «ж» пункта 8.5 Порядка признан недействующим с момента вступления решения в законную силу, то есть после вынесения оспариваемого решения Комиссии, суд не принимает, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела подпункт «ж» пункта 8.5 Порядка является недействующим.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела установлено, что оспариваемое решение не основано на законе и нарушает права заявителя, являющегося инвалидом и состоящего на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Горохова Е.А. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Горохова Е.А. об оспаривании решения комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета, удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по предоставлению социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета от ____ 2011 года об исключении Горохов Е.А. из республиканского Реестра ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ____ 2005 года.

Обязать Правительство Республики Саха (Якутия) восстановить Горохова Е.А., ____ года рождения, в республиканском Реестре ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ____ 2005 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

    

        Судья                 п/п            А.И.Иванова

    

2-10844/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Горохов Е.А.
Ответчики
ГКУ РС(Я) "Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)"
Другие
Министерство труда и социальных развитий
Департамент имущественных отношений
Правительство РС (Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
03.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.08.2015Передача материалов судье
17.08.2015Подготовка дела (собеседование)
17.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2015Судебное заседание
08.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее