Решение по делу № 2-1012/2024 от 05.07.2024

КОПИЯ

Дело № 2-1012/2024

УИД: 29RS0021-01-2024-001885-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк                                     11 сентября 2024 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Поповой Е.В.,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Уваровой Татьяны Николаевны, Уварова Алексея Александровича, Уваровой Наталии Алексеевны, ФИО14 к администрации Плесецкого муниципального округа <адрес> о предоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда,

установил:

исполняющая обязанности прокурора <адрес> ФИО7 обратилась в суд с исковым заявлением в интересах Уваровой Т.Н. и Уварова А.А. к администрации Плесецкого муниципального округа <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение маневренного фонда общей площадью не ниже установленной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в пределах территории р.<адрес>, за счет средств Плесецкого муниципального округа <адрес>.

Исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Уваровой Т.Н., в ходе которой установлено нарушение жилищного законодательства Российской Федерации. Установлено, что Уварова Т.Н. и Уваров А.А. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, жилое помещение принадлежит им на праве собственности. Жилой дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу, квартиры не пригодны для проживания. Уварова Т.Н. неоднократно обращалась в администрацию Плесецкого муниципального округа <адрес> по вопросу предоставления жилого помещения маневренного фонда, предлагались жилые помещения на территории других населенных пунктов Плесецкого муниципального округа, от которых они отказались. Указывает, что проживание семьи Уваровых в жилом доме по указанному адресу небезопасно, поскольку существует угроза его обрушения. <адрес> в марте 2024 года внесено представление об устранении имеющихся нарушений, однако до настоящего времени семья Уваровых не обеспечена жилым помещением, соответствующим санитарным нормам и правилам, что нарушает их права на жилище и благоприятные условия проживания.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просит возложить на ответчика обязанность предоставить Уваровой Т.Н., Уварову А.А., Уваровой Н.А., ФИО15. жилое помещение маневренного фонда общей площадью не ниже установленной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в пределах территории р.<адрес>, за счет средств Плесецкого муниципального округа <адрес>.

С учетом уточнения прокурором исковых требований, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Уварова Наталия Алексеевна, а также несовершеннолетние ФИО2 и ФИО3, в лице законных представителей Уварова А.А. и Уваровой Т.Н.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО8 исковые требования поддерживает по доводам искового заявления с учетом уточнения.

Уварова Т.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора поддерживает. Пояснила, что в жилом помещении по адресу: <адрес> они зарегистрированы и проживают совместно с детьми ФИО3 и ФИО2, старшая дочь Уварова Н.А. обучается в ВУЗе в <адрес>. В принадлежащей им квартире проживать невозможно, фундамент дома разрушился, имеется угроза обрушения потолка и стен. Отказались от предоставляемых жилых помещений в других населенных пунктах, так как она и супруг работают в <адрес>, несовершеннолетняя ФИО2 обучается в МБОУ «Плесецкая школа», другого жилья не имеют.

Представитель ответчика администрации Плесецкого муниципального округа <адрес> по доверенности ФИО9, с исковыми требованиями прокурора не согласна, просит отказать в удовлетворении иска. Пояснила, что на территории <адрес> в настоящее время не имеется свободных жилых помещений маневренного фонда, от предложенных жилых помещениях Уваровы отказались.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище.

В силу п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Уваровой Т.Н., по результатам которой установлено, что Уваровой Т.Н., Уварову А.А. и их дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли в праве общей долевой собственности каждому) принадлежит жилое помещение площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенное по адресу: <адрес>.

В жилом помещении зарегистрированы и проживают несовершеннолетние дети истцов – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Уварова Н.А. обучалась по очной форме обучения в Высшей школе педагогики, психологии и физической культуры <данные изъяты> дата окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению эксперта ООО «Респект» от ДД.ММ.ГГГГ -СЭ установлена аварийная категория технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, фундамент и стены дома деформировались, имеется перекос покрытий и полов, что свидетельствует об утрате несущей способности и опасности обрушения дома, при этом нахождение в здании и на близлежащей территории может повлечь собой возникновение угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Распоряжением администрации Плесецкого муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ра, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, жилые помещения – квартиры № непригодными для проживания.

Актом обследования многоквартирного жилого дома по указанному адресу от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного должностными лицами администрации Плесецкого муниципального округа <адрес>, установлено, что кровля жилого дома имеет прогибы и надломы балок, перекрытия поражены гнилью и имеют прогибы, на стенах наблюдается выпученность, щели и перекосы поражены гнилью, полы также имеют прогибы, просадки и значительные уклоны, некоторые печи разрушены полностью, у некоторых имеются трещины и нарушение кладки.

Таким образом, проживание в указанном многоквартирном доме является небезопасным, так как имеется возможность его обрушения.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес главы администрации Плесецкого муниципального округа внесено представление об устранении нарушений закона и принятии мер для предоставления гражданам, проживающим в жилом доме по адресу: <адрес>, жилых помещений маневренного жилищного фонда.

В ответе на представление указано, что Уваровой Т.Н. были предложены свободные жилые помещения, расположенные в <адрес> и <адрес> муниципального округа, от которых она отказалась в письменной форме. Свободных жилых помещений маневренного фонда в <адрес>, в настоящее время не имеется.

На территории <адрес> реализуется программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденная Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп, в соответствии с которой осуществляется предоставление и расходование субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований <адрес> на осуществление государственных полномочий по предоставлению лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу или реконструкции в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.Реализация данной программы запланирована до конца 2025 года, и распространяется на многоквартирные дома, признанные до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Собственник <адрес> жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, обращалась в прокуратуру <адрес> по вопросу предоставления жилого помещения в рамках действующей программы переселения, заявителю дан ответ о том, что многоквартирный жилом дом, расположенный по адресу: <адрес>, не входит в программу переселения, поскольку признан аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абз. 2 ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ).

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального округа в силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа.

Предоставление жилых помещений маневренного жилищного фонда осуществляется посредством заключения договора специализированного жилищного найма (ст.ст. 92, 99, 100 ЖК РФ).

Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п. 3 ст. 95 ЖК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 106 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно ч. 1 ст. 106 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по созданию и управлению маневренным жилым фондом, являющимся одним из видов специализированного жилищного фонда (статья 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), отнесены к компетенции органов местного самоуправления с целью соблюдения жилищных прав граждан.

Отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории Плесецкого муниципального округа, нарушает права граждан, проживающих на территории округа, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ.

Создание маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе текущей нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить гражданам для временного проживания пригодное жилое помещение.

Обеспечение граждан, проживающих в Плесецком муниципальном округе жилыми помещениями, в силу подп. 6 п. 1 ст. 10 Устава Плесецкого муниципального округа <адрес> относится к вопросам местного значения муниципального округа.

Как установлено судом, администрацией Плесецкого муниципального округа <адрес> создан специализированный (маневренный) жилищный фонд, имеется возможность предоставления Уваровым жилого помещения в других населенных пунктах на территории округа.

Вместе с тем, предоставление жилого помещения, в том числе маневренного фонда в другом населенном пункте муниципального округа, по общему правилу возможно только при наличии согласия граждан.

Из материалов дела следует, что Уваровой Т.Н. в администрацию Плесецкого муниципального округа предоставлен письменный отказ от жилых помещений, расположенных в других населенных пунктах.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В соответствии с п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

В ходе рассмотрения дела установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение, принадлежащее Уваровой Т.Н., Уварову А.А. и Уваровой Н.А. (<адрес>) непригодно для проживания и не соответствует установленным требованиям, санитарным нормам. Уварова Т.Н., Уваров А.А., Уварова Н.А. и несовершеннолетние дети истцов ФИО3 и ФИО2 другого жилого помещения в собственности они не имеют, не являются нанимателями или членами семьи нанимателя иных жилых помещений, и подлежат обеспечению жилым помещением маневренного фонда в <адрес>.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора <адрес> в интересах Уваровой Т.Н., Уварова А.А., Уваровой Н.А., ФИО2 и ФИО3 о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить указанным гражданам жилое помещение маневренного фонда, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпунктов 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах Уваровой Татьяны Николаевны, Уварова Алексея Александровича, Уваровой Наталии Алексеевны, ФИО2, ФИО3 – удовлетворить.

Обязать администрацию Плесецкого муниципального округа <адрес> (<данные изъяты>) предоставить Уваровой Татьяне Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ) Уварову Алексею Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ), Уваровой Наталии Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ), ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении серии I-ИГ ), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении серии II-ИГ ) жилое помещение специализированного (маневренного) жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не менее 30 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта в черте поселка Плесецк Плесецкого муниципального округа <адрес>, за счет средств бюджета Плесецкого муниципального округа <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Председательствующий            подпись        А.Ю. Доильницын

Копия верна. Судья                                А.Ю. Доильницын

Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2024 года.

2-1012/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
УВАРОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Уварова Татьяна Николаевна
прокурор Плесецкого района
Ответчики
Администрация Плесецкого муниципального округа Архангельской области
Другие
Информация скрыта
Уварова Наталья Алексеевна
Суд
Плесецкий районный суд Архангельской области
Судья
Доильницын Алексей Юрьевич
Дело на странице суда
pleseck.arh.sudrf.ru
05.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2024Передача материалов судье
08.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2024Подготовка дела (собеседование)
02.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2024Судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
25.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее