11RS0002-01-2024-000940-33
Дело № 2-1514/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при помощнике судьи Лемко Е.А.
с участием прокурора Попова И.А.,
истца Алиева З.Г.о.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Воркуте
26 апреля 2024 года гражданское дело по иску Алиева З.Г.о. к Туманову А.Т. о компенсации морального вреда,
установил:
Алиев З.Г.о. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что был признан потерпевшим по уголовному делу по факту причинения ему тяжкого вреда здоровью Тумановым А.Т. 28.06.2023 Туманов А.Т. нанёс Алиеву З.Г.о. .... В результате совершенного в отношении него преступления истец испытал физические и нравственные страдания, его жена и дети также сильно переживали. Истец сообщил, что лечился в больнице с 28.06.2023 по 27.07.2023 и до сих пор продолжает получать лечение, вынужден принимать лекарства. Кроме того, у Алиева З.Г.о. выявили .... В настоящее время истец также испытывает чувство страха за свою жизнь и здоровье. На основании указанного Алиев З.Г.о. просит взыскать с Туманова АТ. компенсацию морального вреда в размере 1200000 руб.
В судебном заседании истец Алиев З.Г.о. заявленное требование поддержал, приведя в обоснование доводы изложенные в иске.
Ответчик Туманов А.Т. извещен о слушании дела надлежащим образом, находится в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми.
Поскольку о проведении судебного заседания посредством видеоконференц-связи ответчик не просил, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В представленном письменном отзыве на иск Туманов А.Т. указал, что сумма требуемой истцом компенсации чрезмерно завышена. По мнению ответчика, Алиевым З.Г.о. движет алчность и жажда наживы. Туманов А.Т. и его супруга – пенсионеры по старости, других доходов, кроме пенсии, не имеют, сбережений у них тоже нет. Туманов А.Т. отметил, что истец получил бесплатную медицинскую помощь, т.к. случай является страховым. Также ответчик поставил под сомнение связь выявленного у истца сахарного диабета с полученной травмой, указав, что ... это системное заболевание. Кроме того, ответчик просил учесть изначальное аморальное поведение самого потерпевшего, из-за которого Туманову А.Т. пришлось защищать свою честь и достоинство.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Из приговора Воркутинского городского суда от 04.12.2023 по делу №1-395/2023 следует, что 28.06.2023 около ТРЦ «Каскад» по ул. Ленина г. Воркуты Алиев З.Г.о. продавал клубнику. Подошедший к нему Туманов А.Т., узнав стоимость клубники, сказал, что это дорого. Далее из-за цены на клубнику между сторонами произошёл конфликт. 28.06.2023 Туманов А.Т., находясь напротив <адрес>, будучи в состоянии алкогольного опьянения, действуя по мотиву личных неприязненных отношений в ответ на аморальное поведение Алиева З.Г.о., который в процессе ссоры оскорбил его нецензурной бранью, умышленно, применяя нож в качестве предмета, используемого в качестве оружия, нанёс им не менее одного удара в область ... Алиева З.Г.о., причинив последнему физическую боль и телесное повреждение – ..., которое по признаку опасности для жизни квалифицируется как телесное повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью.
Согласно заключению эксперта ... у Алиева З.Г.о. обнаружено ..., которое по признаку опасности для жизни квалифицируется как телесное повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью, и могло образоваться в результате не менее чем однократного ударного воздействия твердым острым, плоским предметом или орудием, обладающим колюще-режущими свойствами, возможно от действия клинка какого-либо ножа или иного предмета с аналогичными характеристиками, не исключается в срок, незадолго до обращения пострадавшего за медицинской помощью (в том числе 28.06.2023 исключить нельзя).
В ходе рассмотрения уголовного дела Туманов А.Т. вину признал, не отрицая, что в результате нанесенного им удара ножом Алиеву З.Г.о. был причинен тяжкий вред здоровью.
Обстоятельством, смягчающим наказание, в соответствии с п. «з» ч. 1 ст.61 УК РФ суд признал аморальное поведение потерпевшего, явившееся поводом для преступления.
Делая данный вывод, суд в приговоре указал, что согласно показаниям подсудимого и потерпевшего, последний, в ходе ссоры высказал в адрес Туманова А.Т. оскорбление.
Также в силу правил ч. 2 ст. 61 УК РФ обстоятельством, смягчающим наказание, суд при постановлении приговора указал на признание подсудимым своей вины в совершенном преступлении.
Приговором Воркутинского городского суда от 04.12.2023 по уголовному делу №1-5/2019 Туманов А.Т. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.«з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
За потерпевшим Алиевым З.Г.о. признано право на удовлетворение гражданского иска. Вопрос о размере возмещения передан для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 20.02.2024 приговор Воркутинского городского суда от 04.12.2023 оставлен без изменения.
Частью 4 ст. 61 ГПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В качестве основания для взыскания компенсации морального вреда истец указал причинение ему физической боли, телесных повреждений, а также нравственных переживаний в результате противоправных действий ответчика.
К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относится право на охрану жизни, здоровья, достоинства личности, личную неприкосновенность (ст.ст. 20, 21, 22, 41 Конституции РФ), которые являются высшими для человека благами, без которых могут утратить значение многие другие блага.
Пунктом 1 ст. 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности (ст.1100 ГК РФ).
На основании ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено: под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, …, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
В приговоре зафиксировано, что Алиев З.Г.о. на стационарном лечении находился с 28.06.2023 по 13.07.2023, после чего по 27.07.2023 лечился амбулаторно.
Из информации по посещениям из электронной медицинской карты пациента Алиева З.Г.о. следует, что 13.07.2023 он поступил в хирургическое отделение в неотложной форме с острой болью. 27.07.2023 Алиев З.Г.о. обращался в отделение хирургии по поводу ....
У суда не вызывает сомнений факт того, что ... причиняло пострадавшему физическую боль в течение длительного периода. Из-за травмы истец был нетрудоспособен, находился на стационарном лечении, принимал назначенные врачом препараты, проходил лечебные мероприятия, связанные с оперативным вмешательством. При таких телесных повреждениях факт физических и нравственных страданий презюмируется.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ). В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (ст. 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту (п.30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33).
Следует отметить, что моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения за перенесенные страдания. Данная категория дел носит оценочный характер, и суд вправе при определении размера компенсации морального вреда, учитывая вышеуказанные нормы материального права, с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего определить размер денежной компенсации морального вреда по своему внутреннему убеждению, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом, а именно компенсировать потерпевшему перенесенные им физические и нравственные страдания.
При этом следует учесть, что проведенное лечение не исключает наличия у потерпевшего посттравматического ограничения функций органов и (или) систем органов.
В то же время, компенсация морального вреда не должна допустить неосновательное обогащение потерпевшего, равно как и не должна поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда. Необходимо соблюдение баланса интересов сторон, направленного с одной стороны на восстановление нарушенного права инициатора судебного спора, с другой – на исключение злоупотребления правом.
В этой связи суд считает необходимым принять во внимание аморальное поведение потерпевшего, явившееся поводом к совершению ответчиком преступления.
Кроме того, ответчик заявил об обоснованных сомнениях относительно прямой связи, выявленного врачами у Алиева З.Г.о. ..., с причиненной ему травмой ....
Из представленных в материалы дела медицинских документов видно, что при обращении к врачу 13.07.2023 Алиеву З.Г.о. был установлен диагноз «...». Но характер заболевания указан как «ранее установленное хроническое». Ввиду чего доказательства прямой причинно-следственной связи между сахарным диабетом и причиненным ранением брюшной полости в настоящее время отсутствуют.
Вместе с тем, отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда (абз.2 п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33).
Проанализировав поведение обоих участников конфликта, характер телесных повреждений (тяжкий вред здоровью), суд полагает требуемую компенсацию 1200000 руб. чрезмерно завышенной и считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 150000 руб.
В силу положений ст.103 ГПК РФ и 333.19 НК РФ с ответчика в бюджет МО ГО «Воркута» подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Алиева З.Г.о. к Туманову А.Т. о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Туманова А.Т. в пользу Алиева З.Г.о. компенсацию морального вреда в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с Туманова А.Т. в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 27.04.2024.
Судья У.Н. Боричева