дело № 2-2036/2024 дело № 33-14205/24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«18» декабря 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Станковой Е.А.,
судей: Марчукова А.В., Колгановой В.М.,
при секретаре: Якуниной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скляровой Г. Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в страховой стаж периодов работы, обучения, нахождения в отпуске по уходу за ребенком,
по апелляционной жалобе Скляровой Г. Н.
на решение Ворошиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
было отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требованиях Скляровой Г. Н..
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав истца, представителя истца по доверенности Артеменко М.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ОСФР по <адрес> по доверенности Подлесных Е.А., полагавшую, что обжалуемое решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия
установила:
Склярова Г.Н. обратилась с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в страховой стаж периодов работы, обучения, нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением ОСФР по <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в связи с отсутствием продолжительности страхового стажа не менее 37 лет по достижению возраста 57 лет.
В страховой стаж было засчитано <.......>.
При этом из страхового стажа истца были исключены периоды: обучения в ВПТУ мясной промышленности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работы в МП «Горэлектротранс» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя трамвая; нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Истец полагала, что решение пенсионного органа является незаконным и нарушает ее права в области пенсионного обеспечения.
На основании изложенного, истец просила признать незаконным решение ОСФР по <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность по включению вышеуказанных периодов в страховой стаж, по назначению страховой пенсии по старости.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Склярова Г.Н. оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Утверждает, что вправе требовать включения оспариваемых периодов страховой стаж с учетом последовательного применения пенсионного законодательства, действовавшего в спорные периоды работы, обучения, нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», в указанный Федеральный закон были внесены изменения.
Указанным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. В соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 и 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч. 1 и ч. 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положений ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п. 1 (прохождение военной службы по призыву, участие в СВО), а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 указанной статьи.
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Склярова Г.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в связи с отсутствием продолжительности страхового стажа не менее 37 лет по достижению возраста 57 лет.
В страховой стаж было засчитано <.......>.
При этом, из страхового стажа истца были исключены периоды: обучения в ВПТУ мясной промышленности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работы в МП «Горэлектротранс» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя трамвая; нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как не предусмотренные ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Согласно записям в трудовой книжке истца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проходила обучение в ВПТУ мясной промышленности (л.д. 18).
В соответствии с записями в трудовой книжке, а также в соответствии со справкой МУП «Волжская автомобильная колонна» № <...>, ДД.ММ.ГГГГ истец была принята учеником водителя трамвая и на должность водителя была переведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18, 51).
В соответствии со справкой, уточняющей льготный характер работы, в должности водителя трамвая истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была учеником водителя трамвая, получала стипендию (л.д. 27).
Согласно справке АО «Молсыркомбинат – Волжский» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет (л.д. 53).
Таким образом, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходила обучение, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Отказывая в удовлетворении требований о включении данных периодов в страховой стаж истца, суд обоснованно руководствовался ст. 8, 11, 12, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ и исходил из того, что в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 данного закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости, периоды обучения, нахождения в отпуске по уходу за ребенком, не засчитываются, поскольку включению в страховой стаж в целях определения права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному основанию подлежат только периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также службы в армии и участия в СВО.
При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 ст. 13 указанного Закона, в связи с чем, оспариваемые истцом периоды обучения, нахождения в отпуске по уходу за ребенком, к таковым не относятся.
Поскольку периоды обучения, отпуска по уходу за ребенком, не относятся ни к периодам работы, ни к периодам получения пособия по временной нетрудоспособности, ни к периодам службы в армии и участия в СВО, то они не подлежат включению в страховой стаж для определения права на назначение страховой пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
В этой связи, суд правильно пришел к выводу о законности решения ОСФР по <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в страховой стаж спорных периодов, а также в удовлетворении иска о возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости, так как на дату обращения с заявлением о назначении пенсии, страховой стаж не менее 37 лет истцом не выработан.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что в страховой стаж засчитываются периоды обучения, нахождения в отпуске по уходу за ребенком, являются несостоятельными.
Реализуя предоставленные полномочия, законодатель в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в ч. 9 ст. 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
В целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п. 2 ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона) и службы в армии (участия в СВО). При этом, указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 ст. 13 того же Федерального закона.
Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителя.
Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» (п. 1 ч. 1 ст. 12, ч. 8 ст. 13 указанного Федерального закона).
Для назначения истцу пенсии на 24 месяца ранее достижения пенсионного возраста со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также службы в армии.
При этом, страховой стаж для истца по достижению возраста 57 лет должен составлять 37 лет, который как установлено судом, у истца отсутствует, так как оспариваемые периоды не подлежат включению в страховой стаж.
В этой связи, право на назначение страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях у истца не определяется.
Вопрос о назначении истцу страховой пенсии по старости разрешен с применением ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», предусматривающей иной порядок включения в страховой стаж периодов работы, отличный от порядка, предусмотренного ст. 8 того же Федерального закона.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не указано.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Скляровой Г. Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в страховой стаж периодов работы, обучения, нахождения в отпуске по уходу за ребенком оставить без изменения, апелляционную жалобу Скляровой Г. Н. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.